Автор: Усольцева Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Мамонтовская СОШ"
Населённый пункт: с. Мамонтово Алтайский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Как научить ребенка сказать "Нет!"
Раздел: среднее образование
Педагог-психолог
Усольцева Е.В
педагог-психолог
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
Когда предлагают совершить недостойный поступок.
Когда предлагают попробовать что-то запретное
Если предлагают поехать куда-либо, предупреждая, чтобы ты об
этом никому не говорил
Когда незнакомые или малознакомые люди приглашают к себе в
гости, на дискотеку, в клуб
Когда предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых,
родителей
Если незнакомые люди предлагают подвезти на машине или
показать им дорогу, сидя в машине
Когда предлагают на улице дешево купить какой-либо товар или
сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш
Когда предлагают погадать, с целью узнать будущее
Умение сказать «НЕТ» в этих ситуациях- это проявление
выносливости, собственной силы, воли и достоинства!
Заниженная самооценка и неуверенность в себе.
Люди говорят
«да», когда следовало бы сказать «нет» из-за того, что боятся
обидеть собеседника отказом
Выученный стереотип поведения.
Дети учатся социальным навыкам у своих родителей, и
если вы не способны сказать «нет», то велика вероятность того, что ваш ребенок тоже будет
испытывать аналогичные трудности, усложняя себе жизнь или же будет пользоваться вашими
слабостями.
Страх быть отвергнутым.
Очень сильно перекликается с заниженной самооценкой. «Если я не
соглашусь, он будет хуже ко мне относиться»; «Если я не соглашусь, мне потом тоже
откажут»; «…будут считать плохим человеком» и т.д. В этом случае человек соглашается на
что-то, идущее в разрез с его интересами только для того, чтобы сохранить отношения с кем-
то...
Излишнее стремление соблюдать приличия .
«Культурные люди никогда не отказывают
другим»; «Вежливый человек должен согласиться, чтобы сохранить свое лицо» и т.д. Эти
нерациональные убеждения очень мешают говорить «нет» людям, считающим себя
культурными. Такой человек может не испытывать затруднений в отказе своим родным и
близким людям, но пасует, когда речь идет об отношениях с дальним кругом. Эти люди очень
ориентированы на социальные нормы, и стараются «держать лицо». Для того чтобы
исправить ситуацию, надо понять, что эти «правила приличия» - вовсе не являются общим
для всех законом.
Когда речь идет о человеке, не способном сказать «нет», причиной этого может быть как одна
из причин, так и их сочетание.
Родителям следует не только говорить, что что-то делать просто нельзя, но и
доступно объяснять, почему это нельзя делать. Так, к примеру, можно простыми
словами объяснить детям, к чему может привести курение, употребление алкоголя
или наркотиков
Предложите детям альтернативный вариант отрицательным привычкам: приобщать к
спортивным играм, играя всей семьей в футбол либо настольный теннис, показывать
на практике, что спортивные игры не только полезны, но и занимательны.
Поддерживайте Ваших детей в попытке предложить их друзьям положительные
альтернативные варианты спиртному либо наркотикам. Если же друзья будут
продолжать предлагать спиртное, либо сигареты, научите детей говорить «нет».
Объясните, что говорить «нет» в подобной ситуации даже необходимо, тем более,
когда человек действительно не желает курить либо пить.
Поделитесь собственным опытом и расскажите детям, как Вы реагировали, когда
Ваши друзья пытались предложить Вам сигарету либо алкоголь. Будьте открыты для
обсуждения с детьми любых ситуаций. Дети должны знать, что Вы всегда готовы
обсудить с ними проблему и поделиться собственным опытом.
Сообщите детям, что при отказе на предложение, к примеру, покурить, они должны
твердо сказать «нет», оставаясь при этом спокойными
и уверенными. Они не должны колебаться при ответе, поскольку
их друзья могут попытаться еще и еще раз предложить покурить
или попробовать наркотики, если будут чувствовать некоторую
неуверенность при ответе.
Настойчивое привлечение вашего внимания к
одним аспектам проблемы и игнорирование других
должно насторожить – как и щедрые обещания,
вызывающие разумное сомнение
1. Подавление
Ты просто боишься
2. Убеждение
Почему нет? Все это делают .
Живем только раз!
3. Угрозы. Шантаж
Соглашайся или расстанемся.
Я могу тебя ударить, если не
согласишься. Тебе напомнить, что
было в прошлый раз?
4. Говорить, что нет никакой
проблемы . Обман
Ничего плохого не случится.
Не волнуйся , никто ничего не
узнает
5. Приводить доводы .
Уговоры
Ты мне обязан(а). Ты уже
достаточно взрослый(ая)
6. Уводить от темы .Лесть.
Похвала
У тебя прекрасные глаза. Мне
нравится, когда ты сердишься
Прямолинейное НЕТ:
Простое, прямое «нет» звучит очень
убедительно и не оставляет места для
дальнейшего ведения переговоров. Мы можем
просто сказать «нет», не добавляя к этому
ничего, можем сказать в более мягкой форме:
«Нет, я не могу это сделать» или «Нет, я
предпочитаю этим не заниматься».
Рефлексивное «нет».
Это более мягкая форма отказа собеседнику
Мы внимательно выслушиваем человека,
показываем свое понимание проблемы и,
возможно, выказываем наше сочувствие
(возвращаем его эмоции), добавляя
в конце отказ.
Обоснованное «нет»
В ситуациях, когда мы имеем серьезную
причину для отказа и готовы раскрыть ее
собеседнику, сделав свой отказ
обоснованным. Следуя этой технике, мы
используем простую формулу:
«Я не могу это сделать, потому что...» и далее
объясняем истинную причину
Отсроченное «нет»
Эта техника помогает выиграть
время, а так же при необходимости дает
возможность обратиться за советом к
близким людям. Суть этой техники состоит в
том, что мы не говорим «нет» сразу, а просим
время на обдумывание.
«У меня сегодня времени нет, если устроит –
предлагаю завтра»
Компромиссное «нет»
мы готовы согласиться с собеседником,
но не полностью, а частично.
«Я не хочу, кури (пей) сам, если хочешь, я тебя
подожду»
Отказ-конфликт:
Крайний вариант отказа – отрицание.
Агрессивен по форме. Может содержать
оскорбления или угрозы («От такого же и
слышу!»)
-Давай сходим на дискотеку
-Ещё чего! Сам топай!
Этот вид отказа эффективен в случае
выраженного внешнего давления.
Анализ ситуаций
Д
иалог № 1.
Миша.
Давай закурим.
Саша.
Я не могу.
Миша
. Почему?
Саша.
Родители увидят
Миша
мы отойдем за угол.
Саша.
Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша
. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша.
А я сигарет без фильтра не курю.
Миша
. У меня с двойным фильтром
Саша.
Да я спички забыл.
Миша
. У меня есть зажигалка.
Саша.
Нас соседи из окон увидят.
Миша
. А мы пойдем в подвал.
.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Какой способ отказа выбран?
Диалог № 2.
Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.
Лена. Ой, нет, я не могу.
Катя. А почему?
Лена. От меня будет пахнуть табаком.
Катя. Ну и что?
Лена. Родители узнают.
Катя. А ты к ним не подходи.
Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду
домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему
это собака от меня убежала. Потому, что я курила.
Катя. А ты надушись.
Лена. Тогда они сразу все поймут.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Какой способ отказа выбран?
Диалог № 3.
Сережа. На, кури
Дима. Я не буду.
Сережа. А чего тогда пришел сюда?
Дима. Просто так.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима уходит.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Какой способ отказа выбран?
1. Друг/подруга, видя, что ты расстроен, предлагает выпить и расслабиться: «Главное для
тебя сейчас – успокоиться!»
2. Друг/подруга: «Завтра у меня день рождения, надо бы отметить, как следует. Может,
выпьем?»
3. В компании на столе появляется бутылка водки: «Да ты не бойся! Сейчас соком разбавим.
На, попробуй, даже не пахнет!»
4. Дома за семейным столом родственники благодушно наливают вам рюмку: «Ты уже
большая/большой, за праздник можно чуть-чуть»
5. В компании настойчиво предлагают выпить: «Давай, только ты не выпил, все уже выпили!»
6. Друг/подруга предлагает купить по баночке джин-тоника.
7. Сосед или приятель просит оставить кое-какие вещи у себя дома (подозрительные).
8. Друг настойчиво угощает сигаретами: «Давай покурим. В жизни все надо попробовать!
9. Перед дискотекой приятель предлагает употребить наркотическое вещество: «Попробуй
для настроения!»