Автор: Груздева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1 "Сказка"
Населённый пункт: Новосибирская область Коченевский район
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "развитие речевого творчества у детей стершего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОО
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только
кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной
сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Творчество немыслимо без фантазии и
воображения, которые в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств и нравственно-
эстетическим воспитанием. Эту связь указывал и Л.С. Выготский, отмечая, что «С
деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств».
Работая по данному направлению, я проанализировала содержание основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. В основном это анализ
текстов, сказок, его пересказ, составление сказок на основе изменения известных,
воспроизведение текста с элементами драматизации.
Проведенная в начале учебного года диагностика показала, что у большинства
детей наблюдается низкий уровень развития речевого творчества и воображения при
сочинении сказок. Дети не владеют алгоритмом сочинения сказки, нуждаются в помощи
взрослого при установлении причинно-следственных связей между героями, определении
сюжета, содержание текста передают невыразительно, часто делают необоснованные
остановки и паузы, демонстрируют крайне бедный словарный запас.
Из этого следует вывод: что сочинение сказок и развитие воображения требуют
длительной, постоянной и целенаправленной работы. Необходимой предпосылкой для
развития речевой творческой деятельности является накопление детского опыта.
Мною сделано предположение, что, если взять за основу некоторые методы ТРИЗ
технологии и использовать их в работе со сказкой, то можно ожидать не только
появления устойчивого интереса к речевой работе детей, но и развить мышление и
воображение, так как ТРИЗ занимает особое место в плане развития воображения,
фантазии, творчества детей.
Автор: Светлана Васильевна Груздева, воспитатель муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1
«Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
Цель моей работы развитие речевого творчества и воображения детей старшего
дошкольного возраста в процессе составления текстов сказочного содержания
с
использованием ТРИЗ – технологии.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Учить детей сочинять сказочные истории на основе различных игр и
упражнений.
Развивать
различные
виды
мышления
(логическое,
творческое,
аналитическое) – воображение, словотворчество.
Познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания.
Развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты
Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой
на алгоритм.
Работу по развитию творческих способностей в речевой деятельности начала
проводить со старшей группы.
Вся работа была построена в несколько этапов.
На 1 этапе необходимо было развить детское воображение, расширить запас знаний
и сведений об окружающей действительности.
Этому способствовали игровые упражнения:
-
«Оживление
предмета»
(одушевление
всех
предметов
окружающей
действительности);
- « Помоги Золушке» (игры на нахождение внутренних ресурсов);
- «Угадай, что я загадала»
(игры на расширение сведений об окружающей
действительности);
- «Создание новых слов» (упражнение на развитие словотворчества).
Занятие из цикла «Путешествие в Тилимилитрямдию» позволили детям
поупражняться в словообразовании, словотворчестве, способствовало обогащению
словаря, формированию мыслить нестандартно, проявлять индивидуальность.
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
На II этапе
усложнила игры и игровые упражнения, которые помогли
научить детей связно рассказывать небольшие истории, познакомила с алгоритмом
составления текстов сказочного содержания.
В качестве подготовительного этапа использовался
простейший прием
рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам: Кто это? Где он? Что
делает? Что сказал? Что сказали люди? Чем закончилась история? задавались вопросы,
на которые дети по мере их постановки придумывали ответ. В конце из лучших ответов
составлялся рассказ, по существу дети «сочиняли» вместе с воспитателем.
В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми
сочиняли новые сказки, используя игровые упражнения:
-«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не
из теста, а из соломы).
-Анализ ситуации и ресурсов (как заяц сам прогонит лису; как колобок может
спрятаться от зверей и т. д.).
-«Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и
компьютер).
-«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо
сыра, таблетки от жадности).
В своих «сочинениях» дети
старались сохранить описание, логичность
повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в
подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять
алгоритм составления текста сказочного содержания.
Затем задание усложнила, используя следующий прием:
-творческое рассказывание по картинкам
- «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ)
расскажи». Ребенок самостоятельно придумывал содержание, опираясь на тему и свой
прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и
развязку.
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
На первом этапе сочинение сказки проходило коллективно, затем, когда дети
усвоили алгоритм сочинение, рассказывание было индивидуальным.
Чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, научились
записывать схемами придуманный текст (схематизация). Запись текста знакомых сказок
производили на полоске бумаги простым карандашом слева направо, действие к
действию добавляли через стрелку.
Третий этап – это работа с родителями и продуктивная творческая деятельность
детей.
Одним из условий успешного решения поставленных задач является вовлечение
родителей в педагогический процесс, повышение их педагогической компетенции. В
связи с этим был разработан детско-родительский проект «Сочиняем сказки сами». На
родительском собрании родители были ознакомлены с проблемой речевого развития
детей, и выразили готовность сотрудничать в этом направлении.
Цель работы:
подвести родителей к пониманию важности развития у детей
словесного творчества и воображения; развития креативности и самостоятельности в
процессе составления текстов сказочного содержания.
В рамках проекта были созданы книги с записями детских сказок, тексты
сопровождались картинками, рисунками. Готовые сказки дети приносили в группу,
представляли детям. Прочитав сказку, мы вместе с детьми анализировали содержание,
давали оценку, закрепляя еще раз алгоритм составления текста сказочного содержания.
Изготовленная своими руками книжка - предмет гордости для ребят, подтверждение их
успешности.
В группе была создана библиотека детских сказок собственного сочинения:
«Лиса и медведь»; «Храбрые котята»; « Сказка о Бабе-Яге»; «Заяц и волк»; «Как ежик
нашел друзей» и другие.
В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку
собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку,
но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной
Машей Таевой с родителями «Сказка про, бабочку, волчка и их друзей», так как в
драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.
Вовлечение родителей в педагогический процесс дал положительный результат,
родители явились не только участниками образовательного процесса, но и оказали
положительное влияние на ребенка, дети стали психологически раскованы и активны.
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
В подготовительной к школе группе продолжила работу в этом направлении.
На четвертом этапе необходимо было дать детям возможность развить творческий
замысел, его словесное творчество и речевые возможности. Этому способствовали
следующие методы и примы:
- «Составление сказок наоборот».
- «Коллаж из сказок» (этот метод развивает фантазию, ломает стереотипы у детей,
создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые
обстоятельства).
- «Введение нового персонажа».
Проведены беседы на темы:
«Фантастический анализ сказочных персонажей».
«Чтобы делала Баба - Яга без ступы, Дед Мороз без посоха?»
«Если бы….»(детям предлагала пофантазировать на самые разнообразные темы:
«Если бы я был бы волшебником»; »Если бы я стал невидимым»; «Если бы вдруг игрушки
ожили»).
Игровые упражнения: «Сказочные слова»; «В какой сказке?»; «Волшебник».
Пятый этап – работа с родителями и продуктивная творческая деятельность детей.
Родителям было дано задание, придумать с детьми разноцветную сказку, где все
персонажи одного цвета, с введением элементов фантазирования, оформить и записать
на одном листе.
С помощью родителей мы пополнили библиотеку детских сказок разноцветными
сказками: «Желтая сказка»; «Сказка, про красных поросят»; «Синяя сказка» и другие.
В группе вместе с детьми читали сказки, обсуждали, давали оценку. Это еще раз
помогло запоминанию алгоритма мыслительных действий, подчеркивало фантастическое
преобразование.
Используя разноцветные сказки, составленные детьми совместно с родителями, мы
перешли к составлению сказок динамического типа.
В сказке динамического типа один или несколько объектов совершают действия с
определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному
реагирует на действия героев. Последовательно идет описание реакции других объектов
при взаимодействии с героем.
Придумывается название получившейся сказки.
Отличительной особенностью сказки является некая фантастичность. Это могут быть
волшебные предметы или герои с необычными свойствами.
Чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, было проведено
открытое занятие
по
обучению детей составлению разноцветной
сказки, где мы
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания
объединили несколько сказок,
выбрав постороннего героя (разноцветного зайца).
Путешествие из одной сказки в другую поставило перед детьми задачу о выборе
волшебного предмета, волшебных слов. Составляя сказку, дети на протяжении всего
занятия поддерживали интерес. Так у нас появилась новая сказка «Путешествие
разноцветного зайца».
При самостоятельном составлении сказки детям
предоставлялось право выбора
цветных сказок для объединения их в сюжетную линию, их количество и выбор героя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате проведенной работы, можно сделать выводы:
Дети научились сочинять сказочные истории на основе различных игр и
упражнений.
Развилось детское воображение, словотворчество.
Дети научились составлять тексты сказочного содержания с опорой на
алгоритм.
Научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные
объекты.
У детей возникло выраженное стремление к сочинительской
деятельности.
Использование методов ТРИЗ в работе с детьми способствовало:
• активизации познавательной деятельности детей,
• в создании мотивационных установок на проявление творчества,
• обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами и
антонимами.
Также была отслежена эффективность использованных методов и приемов на основе
данных диагностик психолога и отзывов родителей.
У выпускников подготовительной группы оказались хорошие показатели по уровню
развития
воображения
и
речевому
развитию.
Дети
с
большим
желанием
и
заинтересованностью стали относится к каждой творчески поставленной задаче, стали
психологически раскованы и уверенны. Поэтому использование данных методов и
приёмов, является неоспоримым в развитии речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления текстов сказочного содержания.
Развитие речевого творчества и воображения детей
старшего дошкольного возраста в процессе составления
текстов сказочного содержания