Автор: Елена Васильевна Клячева
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 " Полянка"
Населённый пункт: город Кстово Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии развития речевого общения у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи»
Клячева Е.В., учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №24»г. Кстово, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье раскрываются условия развития коммуникативной
компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, говорится о
коммуникативных качествах речи и их развитии в игре. В статье ставятся
задачи развития речевого общения, освещаются методы и приёмы их решения
через игровые технологии в поэтапной работе с детьми, освещается вопрос
организации взаимодействия с семьями воспитанников. В конце подводятся
итоги коррекционной работы.
Ключевые
слова:
общение,
коммуникативная
компетентность,
игровые
технологии, эмоциональность речи, невербальные средства общения.
Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения,
пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает
речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности.
По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не
является врождённой, формируется в практике взаимодействия ребёнка с
окружающими.
Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании
коммуникативной компетенции.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников
являются:
- социальная ситуация развития ребёнка,
- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение.
Коммуникативные качества речи – это правильность, выразительность,
точность,
доступность.
Все эти качества
возможно сформировать при
использовании
игр
и
игровых
приёмов,
которые
должны
носить
коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что
их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности
педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.
Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное
влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. В игровой
деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать
в ролевые взаимоотношения.
В
процессе
работы
с
дошкольниками
чаще
всего
используются
дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как
расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них
сходства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том
числе и к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе
дидактических игр развивается речевая активность детей, воспитывается
выдержка. В дидактические игры дети могут играть коллективно, подгруппами,
вдвоём.
Играть в речевые игры весело и занимательно. В результате возникшего
интереса к играм речь быстрее развивается, становится грамматически
правильной, а малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому
анализу превращаются в увлекательное занятие.
Полученные в дидактических играх знания и навыки дети потом
переносят в сюжетно-ролевую игру, а затем и в реальную жизнь.
В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области
«Речевое развитие» является: формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа.
Одной из задач речевого развития в ФГОС ДО выделена: Овладение
речью как средством общения и культуры.
Одним из принципов развития речи является: Принцип коммуникативно-
деятельностного подхода к развитию речи.
Одним из средств развития речи выделено: Общение взрослых и детей.
В ряде публикаций учёных (Р.И. Лалаева [2; с.19.], Р.Е. Левина, М.Е.
Хватцев) доказана необходимость проведения коррекционной работы по
формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение
становится частью и условием её.
В задачах развития речевого общения выделены следующие:
- обеспечение возможности контактировать и общаться со сверстниками
на занятиях и в играх;
- при общении со взрослым свободно обсуждать интересующие ребёнка
вопросы, выражать собственное мнение, инициативно вступать в диалог;
- использовать речь не только для выражения мыслей, но и для обмена
чувствами, налаживания взаимодействия со сверстниками, удовлетворения
потребности в самовыражении, творчестве.
В начале учебного года было проведено обследование уровня развития
речевого
общения у дошкольников
с
ОНР:
методом
индивидуального
обследования с использованием наглядного материала, методом наблюдения
(пассивного и активного) за свободным общением детей в играх, на прогулках,
на занятиях с воспитателем.
По
итогам
диагностики
были
подобраны
игровые
технологии,
способствующие
развитию
у
детей
эмоциональности
и
интонационной
выразительности речи, обогащению словарного запаса.
Были поставлены задачи:
1.
развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции
поведения;
2.
развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию;
3.
совершенствовать
воспитательно-образовательную
работу
через
интеграцию всех видов деятельности.
Для решения всех коррекционных задач были использованы следующие
методы:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ демонстрационного и наглядного материала;
- практические: игры, упражнения, занятия.
Цель игровых технологий: развитие речевого общения у дошкольников с
ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их
коммуникативной сферы в воспитательно-образовательном процессе.
Основные задачи технологий:
1.
Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2.
Обучать
детей
способам
конструктивного
взаимодействия
с
окружающими людьми.
Формы организации детей:
- применение игр и упражнений на занятиях;
- проведение игр в парах, со всей группой, в микрогруппах;
- применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности;
- ролевые игры;
- дискуссии, беседы; драматизации, проигрывание, анализ ситуации.
Цель первого направления коррекционной работы:
Научить детей
воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека.
Был подобран игровой комплекс, способствующий развитию общения,
эмоциональности речи и её интонационной выразительности.
Цель второго направления коррекционной работы:
Научить детей
использовать невербальные средства общения.
Детям были предложены игры, способствующие формированию умения
пользоваться в общении мимикой и жестами.
Цель третьего направления работы:
Формирование представления о
правилах общения
Были подобраны и проведены игры, способствующие формированию
представлений о правилах и способах эффективного общения.
На основе работ Н.И.Формановской [5; с.45] были составлены этикетные
формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения,
согласия, отказа, неопределённого ответа, которые постепенно нужно вводить в
лексикон детей.
Целью
четвёртого
направления
работы
было
-
развитие
коммуникативных способностей у детей с ОНР.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В начале года было проведено родительское собрание «Учимся, играя»,
где родителям были показаны методы и приёмы активизации речевого общения
детей в семье. В октябре консультация «Азбука общения для родителей»
размещена на стенде в родительском уголке. В ноябре неоднократно
организовывались индивидуальные беседы для родителей воспитанников об
организации речевых игр дома. В декабре совместно с родителями было
проведено занятие- игра «Путешествие в страну «Играйку». В феврале
родители посетили открытое фронтальное занятие с игровым сюжетом и с
использованием ИКТ «До свидания, Зимушка-зима!». В марте прошёл семинар-
практикум для родителей «Роль родителей в развитии речевого общения». В
апреле родители посмотрели занятия, игры, режимные моменты, прогулку в
рамках «Дня открытых дверей».
По итогам коррекционной работы к концу учебного года дети стали
внимательнее относиться друг к другу, учитывать эмоциональное состояние
собеседника.
Речь
их
стала
более
эмоциональной
и
выразительной
интонационно.
У ребят были сформированы представления о правилах общения. Они
стали чаще пользоваться в диалоге и в монологической речи этикетными
формулами («волшебными» словами).
Родители отметили, что их дети стали более разговорчивыми, стали легче
знакомиться с новыми детьми и взрослыми, стали более внимательными и
чуткими, речь их стала богаче.
В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные
трудности,
свойственные
детям
с
ОНР,
значительно
уменьшились.
В
дальнейшем это поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно
овладеть более высоким уровнем общения.
Список использованной литературы.
1. Кольцова Е.П., Романович О.А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет
«Учитель», Волгоград 2012. 63 с.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников.- Спб., 2001. 218 с.
3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» - М., изд-во « ГНОМ и Д»,
2002.196 с.
4. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7
лет с нарушением речи «Учитель»., Волгоград 2013. 215 с.
5.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М. Икар 2002. 123с.