Напоминание

Игровые технологии развития речевого общения у дошкольников.


Автор: Елена Васильевна Клячева
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 " Полянка"
Населённый пункт: город Кстово Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии развития речевого общения у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые технологии в развитии речевого общения у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи»

Клячева Е.В., учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №24»г. Кстово, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье раскрываются условия развития коммуникативной

компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, говорится о

коммуникативных качествах речи и их развитии в игре. В статье ставятся

задачи развития речевого общения, освещаются методы и приёмы их решения

через игровые технологии в поэтапной работе с детьми, освещается вопрос

организации взаимодействия с семьями воспитанников. В конце подводятся

итоги коррекционной работы.

Ключевые

слова:

общение,

коммуникативная

компетентность,

игровые

технологии, эмоциональность речи, невербальные средства общения.

Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения,

пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает

речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности.

По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не

является врождённой, формируется в практике взаимодействия ребёнка с

окружающими.

Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании

коммуникативной компетенции.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников

являются:

- социальная ситуация развития ребёнка,

- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение.

Коммуникативные качества речи – это правильность, выразительность,

точность,

доступность.

Все эти качества

возможно сформировать при

использовании

игр

и

игровых

приёмов,

которые

должны

носить

коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что

их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности

педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное

влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. В игровой

деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать

в ролевые взаимоотношения.

В

процессе

работы

с

дошкольниками

чаще

всего

используются

дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как

расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них

сходства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том

числе и к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе

дидактических игр развивается речевая активность детей, воспитывается

выдержка. В дидактические игры дети могут играть коллективно, подгруппами,

вдвоём.

Играть в речевые игры весело и занимательно. В результате возникшего

интереса к играм речь быстрее развивается, становится грамматически

правильной, а малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому

анализу превращаются в увлекательное занятие.

Полученные в дидактических играх знания и навыки дети потом

переносят в сюжетно-ролевую игру, а затем и в реальную жизнь.

В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области

«Речевое развитие» является: формирование устной речи и навыков речевого

общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего

народа.

Одной из задач речевого развития в ФГОС ДО выделена: Овладение

речью как средством общения и культуры.

Одним из принципов развития речи является: Принцип коммуникативно-

деятельностного подхода к развитию речи.

Одним из средств развития речи выделено: Общение взрослых и детей.

В ряде публикаций учёных (Р.И. Лалаева [2; с.19.], Р.Е. Левина, М.Е.

Хватцев) доказана необходимость проведения коррекционной работы по

формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение

становится частью и условием её.

В задачах развития речевого общения выделены следующие:

- обеспечение возможности контактировать и общаться со сверстниками

на занятиях и в играх;

- при общении со взрослым свободно обсуждать интересующие ребёнка

вопросы, выражать собственное мнение, инициативно вступать в диалог;

- использовать речь не только для выражения мыслей, но и для обмена

чувствами, налаживания взаимодействия со сверстниками, удовлетворения

потребности в самовыражении, творчестве.

В начале учебного года было проведено обследование уровня развития

речевого

общения у дошкольников

с

ОНР:

методом

индивидуального

обследования с использованием наглядного материала, методом наблюдения

(пассивного и активного) за свободным общением детей в играх, на прогулках,

на занятиях с воспитателем.

По

итогам

диагностики

были

подобраны

игровые

технологии,

способствующие

развитию

у

детей

эмоциональности

и

интонационной

выразительности речи, обогащению словарного запаса.

Были поставлены задачи:

1.

развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции

поведения;

2.

развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию;

3.

совершенствовать

воспитательно-образовательную

работу

через

интеграцию всех видов деятельности.

Для решения всех коррекционных задач были использованы следующие

методы:

- словесные: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядные: показ демонстрационного и наглядного материала;

- практические: игры, упражнения, занятия.

Цель игровых технологий: развитие речевого общения у дошкольников с

ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их

коммуникативной сферы в воспитательно-образовательном процессе.

Основные задачи технологий:

1.

Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

2.

Обучать

детей

способам

конструктивного

взаимодействия

с

окружающими людьми.

Формы организации детей:

- применение игр и упражнений на занятиях;

- проведение игр в парах, со всей группой, в микрогруппах;

- применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности;

- ролевые игры;

- дискуссии, беседы; драматизации, проигрывание, анализ ситуации.

Цель первого направления коррекционной работы:

Научить детей

воспринимать и узнавать эмоциональное состояние человека.

Был подобран игровой комплекс, способствующий развитию общения,

эмоциональности речи и её интонационной выразительности.

Цель второго направления коррекционной работы:

Научить детей

использовать невербальные средства общения.

Детям были предложены игры, способствующие формированию умения

пользоваться в общении мимикой и жестами.

Цель третьего направления работы:

Формирование представления о

правилах общения

Были подобраны и проведены игры, способствующие формированию

представлений о правилах и способах эффективного общения.

На основе работ Н.И.Формановской [5; с.45] были составлены этикетные

формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения,

согласия, отказа, неопределённого ответа, которые постепенно нужно вводить в

лексикон детей.

Целью

четвёртого

направления

работы

было

-

развитие

коммуникативных способностей у детей с ОНР.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В начале года было проведено родительское собрание «Учимся, играя»,

где родителям были показаны методы и приёмы активизации речевого общения

детей в семье. В октябре консультация «Азбука общения для родителей»

размещена на стенде в родительском уголке. В ноябре неоднократно

организовывались индивидуальные беседы для родителей воспитанников об

организации речевых игр дома. В декабре совместно с родителями было

проведено занятие- игра «Путешествие в страну «Играйку». В феврале

родители посетили открытое фронтальное занятие с игровым сюжетом и с

использованием ИКТ «До свидания, Зимушка-зима!». В марте прошёл семинар-

практикум для родителей «Роль родителей в развитии речевого общения». В

апреле родители посмотрели занятия, игры, режимные моменты, прогулку в

рамках «Дня открытых дверей».

По итогам коррекционной работы к концу учебного года дети стали

внимательнее относиться друг к другу, учитывать эмоциональное состояние

собеседника.

Речь

их

стала

более

эмоциональной

и

выразительной

интонационно.

У ребят были сформированы представления о правилах общения. Они

стали чаще пользоваться в диалоге и в монологической речи этикетными

формулами («волшебными» словами).

Родители отметили, что их дети стали более разговорчивыми, стали легче

знакомиться с новыми детьми и взрослыми, стали более внимательными и

чуткими, речь их стала богаче.

В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные

трудности,

свойственные

детям

с

ОНР,

значительно

уменьшились.

В

дальнейшем это поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно

овладеть более высоким уровнем общения.

Список использованной литературы.

1. Кольцова Е.П., Романович О.А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет

«Учитель», Волгоград 2012. 63 с.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников.- Спб., 2001. 218 с.

3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» - М., изд-во « ГНОМ и Д»,

2002.196 с.

4. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7

лет с нарушением речи «Учитель»., Волгоград 2013. 215 с.

5.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М. Икар 2002. 123с.



В раздел образования