Автор: Васильева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шимкусская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика,Янтиковский район,с.Шимкусы
Наименование материала: статья
Тема: Математические способности у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Математические способности у детей младшего школьного возраста
Проблема развития математических способностей детей младшего возраста - одна из
наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения
математике в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие
"математические способности" приводит к тому, что до сих пор отсутствуют сколько-
нибудь концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности
в работе учителей.
В школе нередко встречаются такие случаи: способный к математике ученик мало
интересуется ею и не проявляет особых успехов в овладении этим предметом. Но если
учитель сумеет пробудить у него интерес к математике и склонность заниматься ею, то
такой ученик, "захваченный" математикой, может быстро добиться больших успехов.
Характеристики одаренных учащихся ярко свидетельствуют о том, что способности
действенно развиваются только при наличии склонностей или даже своеобразной
потребности в математической деятельности. Все одаренные дети обладают обостренным
интересом к математике, склонностью заниматься ею, ненасытным стремлением к
приобретению знаний по математике, решению задач.
Процесс обучения должен носить комплексный характер как в плане организации самого
процесса обучения, так в плане формирования у учащихся глубокого интереса к
математике, умений и навыков решения задач, понимания системы математических
знаний, решение с учащимися особой системы нестандартных задач, которые должны
предлагаться не только на уроках, но и на контрольных работах. Таким образом, особая
организация
подачи
учебного
материала,
хорошо
продуманная
система
задач,
способствуют
увеличению
роли
содержательных
мотивов
изучения
математики.
Уменьшается число учащихся с ориентацией на результат.
На уроке должны всячески поощряться не просто решения задач, а необычность
применяемого учащимися способа решения задач, в связи с этим особое значение
возлагается не только на результат в ходе решения задачи, но красоту и рациональность
способа.
Преподаватели успешно используют методику "составления задач" для определения
направленности
мотивации.
Каждая
задача
оценивается
по
системе
следующих
показателей: характер задачи, ее правильность и отношение к исходному тексту. Этот же
метод
иногда
используется
вином
варианте:
после
решения
задачи
учащимся
предлагалось составить любые задачи, как-то связанные с исходной задачей.
Способности к тому или иному виду деятельности обусловлены индивидуальными
различиями психики человека, в основе которых лежат генетические комбинации
биологических
(нейрофизиологических)
компонентов.
Однако
на
сегодня
нет
доказательств того, что те или иные свойства нервных тканей напрямую влияют на
проявление или отсутствие тех или иных способностей.
Более того, целенаправленная компенсация неблагоприятных природных задатков может
привести к формированию личности, обладающей ярко выраженными способностями,
чему в истории немало примеров. Математические способности относятся к группе так
называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.). Для
их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний
и наличие определенных умений, в том числе и умений применять имеющиеся знания в
мыслительной деятельности.
Создание специальных методических материалов по математике для работы со
способными детьми - это единственно возможный в перспективе способ реализации
принципа индивидуализации обучения в отношении этих детей в условиях обучения
целого класса.
С педагогической позиции способный ребенок в наибольшей степени нуждается в
инструктивном стиле отношений с учителем, требующем большей информативности и
обоснованности выдвигаемых требований со стороны учителя. Инструктивный стиль в
противоположность императивному стилю, господствующему в начальной школе,
предполагает апеллирование к личности ученика, учет его индивидуальных особенностей
и ориентацию на них. Такой стиль отношений способствует развитию независимости,
инициативности
и
творческих
потенций,
что
отмечается
многими
педагогами-
исследователями.