Напоминание

Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников французскому языку


Автор: Клишина Галина Анатольевна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МАОУ ОЦ "Горностай"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников французскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников французскому языку Клишина Галина Анатольевна Учитель французского языка Высшей квалификационной категории МАОУ Гимназии №6 «Центр Горностай» г.Новосибирск Цель воспитания определяется как формирование потребности учащих- ся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки. Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения французского языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно- познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уро- вень. В современных условиях гуманистическая философия образования реа- лизуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной про- дуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был не- заслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образо- вании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать тео- рию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказа- лась несостоятельной. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в но- вой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школь- ном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эф- фективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: прича- стие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросаю- щийся в глаза".
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения фран- цузскому языку в средней школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся само- стоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной де- ятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, ак- тивное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственно- сти за продвижение в обучении. Проектная методика основана на цикличной организации учебного про- цесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достиже- нии общей цели овладения французским языком. Главные цели введения в школьную практику метода проектов: 1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников ис- пользовать приобретенный в школе исследовательский опыт. 2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем. 3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку. 4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:  Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.  Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.  Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем фран- цузского языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в разви- тии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему ин- тересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранного языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удо- вольствием и т.н. эгофактор. 1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений. 2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подро- сток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблем- ный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда уча- щийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему. 3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенно- стей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллю- страции. 4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают ин- тересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализо- вать личностно-ориентированный подход. Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где об- щий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уро- вень знаний. В курсе французского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, на любой сту- пени обучения (5-11 класс). Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собствен- ный журнал, готовить макеты и т.д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и дру- гие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные та- блицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукопод- ражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие комму-
никативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, переда- ющих ту или иную информацию. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запо- минание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, вообра- жения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления вос- принимаемого. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более дол- гое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построе- нию проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до про- двинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой ма- териал. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы достав- ляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в уст- ной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следу- ющих рекомендаций:  Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность уча- щимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятель- ность.  Во-вторых, проектные работы являются главным образом откры- тыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе вы- полнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.  В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельны- ми учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняет- ся в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для кол- лажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок. Третья рекомендация еще раз подчерки- вает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проект осуществляется по определенной схеме: 1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд усло- вий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить уча- щимся идею, обсудить ее с учениками. 2. Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к ло- гичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники раз- ного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. 3. Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсу- ждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реа- лизации проекта (это могут быть рисунки, поделки, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять ини- циативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». 4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить од- ноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя вы- ставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные зада- ния тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на французском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чисто- вик. 5. Подведение итогов проектной работы. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презента- ции зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Пу- теводитель по стране изучаемого языка», «Школа будущего” или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы) У детей должно со- здастся впечатление, что французский язык - это развлечение, цвет, деятель- ность, удовольствие. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бу- магу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начина- ем говорить по-французски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода вы- деляются следующие типы проектов: 1. Исследовательские.
Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначен- ных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. 2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление ре- зультатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структу- ры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельно- сти, интересам участников проекта. В данном случае следует дого- вориться о планируемых результатах и форме их представления. Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхо- да, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа. 3. Ролево-игровые В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя опреде- ленные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особен- ностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. 4. Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для ши- рокой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требу- ют хорошо продуманной структуры, возможности систематической кор- ректировки п о х о д у р а б о т ы н а д п р о е к т о м . Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и ста- новятся их органичной частью, модулем. 5. Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала ре- зультат деятельности участников проекта, который обязательно ориенти- рован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сцена- рия всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. 6. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе французского языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Разумеет- ся, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей решения той или иной проблемы. Но сама проблема
лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культуро- логического знания. Подобный проект также требует тщательной струк- туризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятель- но. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. 7. Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешколь- ные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую д л я в с е х у ч а с т н и к о в п р о е к т а . Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со сторо- ны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имею- щих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработан- ные формы промежуточных и итоговых презентаций. Разумеется, в ре- альной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными ти- пами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и твор- ческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:  составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);  мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых каналов телевидения (9 класс) и многие другие. Очень современная и увлекательная форма работы – составление раз- личных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохра- ним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя раз- личные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях меж- ду людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно вы- делить следующие виды проектов в области изучения французского языка. Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание. Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов уро- ка в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), дра- матизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению. Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса Творческие работы – литературный перевод произведения на родной язык. Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людь- ми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможно- стями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-француз- ски, может прекрасно рисовать. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузи- азм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивиду- ально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-французски, учащиеся открывают для себя ценность французского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уро- ков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдель- ном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают - хотят ли они исправить ко- нечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамот- ность можно и в других видах деятельности. Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная техноло- гия влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня, как учителя французского языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное по- нимание, извлечение информации) в 11 классе, при внедрении 4-х проектов в
течение года уровень подготовки учащихся по данному виду повысился на 15% до 85% (вместо 70% в начале года). Проверялось умение извлечь инфор- мацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи. На протяжении нескольких лет я проводила уроки по обычной методи- ке в одном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же параллели. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возмож- ность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отби- рать необходимый материал, дает возможность развития не только коллектив- ного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные зада- чи, стоящие передо мною как учителем французского языка, но и воспита- тельные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пони- манию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию ак- тивной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивиду- альных способностей и талантов каждого. На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творче- ски подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: «Здоровый образ жизни», «Юмористический альбом», «Молодёжные группы», «Музыка», «События в мире», «Путешествие во Францию». Презентация проекта по теме "Франция" стала полной неожиданно- стью для меня. Получилось настоящее театрализованное представление. Подготовка его велась в тайне от учителя. (Тем неожиданнее и приятнее был этот сюрприз) На стене висела карта Франции, иллюстрации природы, горо- дов Франции. На организационном занятии дети разделились на четыре груп- пы по три человека в каждой. Первая группа должна была изучить все о гео- графическом положении Франции, вторая – об особенностях культуры Фран- ции, третья – о достопримечательностях страны. Были выдвинуты и обсужде- ны некоторые гипотезы и проблемы, такие как: "Экология страны", "Пробле- мы молодежи". Каждая группа защищала свои разработанные проекты. Совместная работа над подготовкой проекта – это прекрасная возмож- ность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуаль- ность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению рабо- тать в команде. Лучше, когда участвуют все. Задачи проекта:  Рассмотреть проблему соотношения языка и культуры.  Проанализировать распространение французского языка в раз- личных сферах жизни.
 Выяснить отношение к исследуемому явлению у различных групп населения Методы исследования:  анализ специальной литературы, internet-материалов, прессы;  интервью, социологический опрос, беседа, анкетирование.  методы математической обработки данных. В работе мы исходим из следующей гипотезы:  принятие французской культуры через французский язык в опре- деленной степени зависит от готовности/способности человека воспринимать другую культуру и от необходимости жить и действовать в условиях взаимо- действия культур. Практическая значимость работы заключается:  в попытке, предпринятой участниками проекта, изучить вопрос распространения французского языка с целью осмысления данного явления. План проекта: 1. Взаимосвязь языка и культуры 2. Французский язык в прессе 3. Изучение отношения учащихся школ к предмету “французский язык” Описание проекта занимает очень много времени, поэтому приведу лишь краткий вывод, сделанный нами после завершения работы: Проделанная работа позволила нам установить определенную зависи- мость между отношением к иностранному языку в процессе его изучения и уровнем его понимания, а отсюда принятием и пониманием другой, в частно- сти, французской культуры. Проведя исследование, мы убедились, что культура других стран, в частности, французская неизбежно проникает во многие области жизни и вы- зывает к ней неоднозначное отношение. В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - вы- яснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать дви- гаться в этом направлении. Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработа- ны на компьютере и представлены статистически. 1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (ука- жите какие)
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б) Нет. 3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет 4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да; б) Нет.
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в про- цессе воспитания учащихся средствами французского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на полу- чение реального результата. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельно- сти способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способно- стей, склонностей, интересов. Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и опре- деленный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах пе- дагогической общественности. Для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способству- ет развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению язы- ковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в си- стеме образования М., 2000 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методиче- ских и организационно-педагогических нововведений». М., 1995 Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002 Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный под- ход к образованию: образовательные технологии., выпуск 1, Самара, 2002 ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обу- чения иностранным языкам». Журнал «Сибирский учитель», 2004 №1 Синенко В.Я. «Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования» Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к во- просу о становлении и развитии» Журнал «Сибирский учитель», 2004 №2 Гаргай В.Е. Опыт педагогиче- ского проектирования на западе и в России»


В раздел образования