Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников французскому языку
Автор: Клишина Галина Анатольевна Должность: учитель французского языка Учебное заведение: МАОУ ОЦ "Горностай" Населённый пункт: г.Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников французскому языку Раздел: среднее образование
Современные подходы к использованию метода проектов
в обучении школьников французскому языку
Клишина Галина Анатольевна
Учитель французского языка Высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназии №6 «Центр Горностай» г.Новосибирск
Цель воспитания определяется как формирование потребности учащих-
ся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться,
научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.
Основной задачей своей работы считаю формирование положительной
мотивации в процессе изучения французского языка в условиях реализации
инновационного
подхода
в
обучении,
обеспечивающего
перевод
учебно-
познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уро-
вень.
В современных условиях гуманистическая философия образования реа-
лизуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не
только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов
и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной про-
дуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является
проектная методика.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был не-
заслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было
несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере.
Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов,
их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не
воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для
образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила
своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образо-
вании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать тео-
рию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказа-
лась несостоятельной.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном
виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы
помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения
иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в но-
вой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на
современной ступени общественного развития позволяет говорить о школь-
ном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эф-
фективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении
подрастающего поколения.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: прича-
стие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросаю-
щийся в глаза".
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения фран-
цузскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый
учащимися
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся само-
стоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной де-
ятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и
предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, ак-
тивное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственно-
сти за продвижение в обучении.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного про-
цесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный
период обучения, направленный на решение определенной задачи в достиже-
нии общей цели овладения французским языком.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1.
Показать умения отдельного ученика или группы учеников ис-
пользовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2.
Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить
знания о нем.
3.
Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4.
Подняться на более высокую ступень, образованности, развития,
социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,
так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и
сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
Проблема,
предлагаемая
ученикам,
формулируется
так,
чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив
каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем фран-
цузского языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю
в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в разви-
тии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого
материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой
содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету,
который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в
школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему ин-
тересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от
усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные
традиционной и современной методикой преподавания иностранного языка.
К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удо-
вольствием и т.н. эгофактор.
1.
Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения,
способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов
текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции
и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная,
групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.
2.
Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для
выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и
новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подро-
сток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных
заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблем-
ный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда уча-
щийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.
3.
Безусловно,
важно,
чтобы
школьник
учился
с
удовольствием.
Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без
принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенно-
стей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки,
загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллю-
страции.
4.
Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о
том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения
лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают ин-
тересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализо-
вать личностно-ориентированный подход.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении
нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где об-
щий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уро-
вень знаний.
В курсе французского языка метод проектов может использоваться в
рамках программного материала практически по любой теме, на любой сту-
пени обучения (5-11 класс).
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в
течение
нескольких
уроков.
Осуществляя
эту
работу,
школьники
могут,
например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собствен-
ный журнал, готовить макеты и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду
с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и дру-
гие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные та-
блицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукопод-
ражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие комму-
никативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, переда-
ющих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запо-
минание лексических средств и грамматических структур в ходе решения
проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, вообра-
жения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления вос-
принимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более дол-
гое, чем выполнение традиционных заданий.
С
помощью
проектной
методики
на
уроке
можно
достичь
сразу
нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный
лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника.
Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное
творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построе-
нию проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до про-
двинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа,
обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного
обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой ма-
териал.
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы достав-
ляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в уст-
ной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следу-
ющих рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность уча-
щимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать
и
регламентировать
школьников,
желательно
поощрять
их
самостоятель-
ность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом откры-
тыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе вы-
полнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный
материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельны-
ми учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняет-
ся в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для кол-
лажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются
самостоятельно
дома,
на
некоторые
из
проектных
заданий
затрачивается
часть урока, на другие - целый урок. Третья рекомендация еще раз подчерки-
вает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд усло-
вий:
-
предварительно
изучить
индивидуальные
способности,
интересы,
жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить уча-
щимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя
задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к ло-
гичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной
работы. При формировании группы в их состав включаются школьники раз-
ного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсу-
ждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реа-
лизации проекта (это могут быть рисунки, поделки, чертежи, викторины и
др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие
помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять ини-
циативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию
«успеха».
4. Презентация проекта.
Весь
отработанный,
оформленный
материал
надо
представить
од-
ноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики
обучения
важны
способы
выполнения
и
представления
проекта.
Так,
у
школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты
могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя вы-
ставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные зада-
ния тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на
французском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чисто-
вик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презента-
ции зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое –
то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Пу-
теводитель по стране изучаемого языка», «Школа будущего” или «Экскурсия
по школе», «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы) У детей должно со-
здастся впечатление, что французский язык - это развлечение, цвет, деятель-
ность, удовольствие.
Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бу-
магу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо
практические проекты из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начина-
ем говорить по-французски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода вы-
деляются следующие типы проектов:
1.
Исследовательские.
Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначен-
ных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех
участников, обозначения источников информации, продуманных методов,
результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования
и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
2.
Творческие.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление ре-
зультатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структу-
ры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее
развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельно-
сти, интересам участников проекта. В данном случае следует дого-
вориться о планируемых результатах и форме их представления.
Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхо-
да, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный
тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.
3. Ролево-игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается
открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя опреде-
ленные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особен-
ностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая,
но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
4. Информационные.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для ши-
рокой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требу-
ют хорошо продуманной структуры, возможности систематической кор-
ректировки
п о
х о д у
р а б о т ы
н а д
п р о е к т о м .
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и ста-
новятся их органичной частью, модулем.
5. Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала ре-
зультат деятельности участников проекта, который обязательно ориенти-
рован на социальные интересы самих участников.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сцена-
рия всей деятельности его участников с определением функций каждого
из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в
оформлении конечного продукта.
6. Монопроекты.
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного
предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы
программы, например, в курсе французского языка это темы, связанные
со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Разумеет-
ся, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из
других областей решения той или иной проблемы. Но сама проблема
лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культуро-
логического знания. Подобный проект также требует тщательной струк-
туризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач
проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно
должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на
каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися),
форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятель-
но. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде
индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
7. Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное
время.
Это
могут
быть
небольшие
проекты,
затрагивающие
два-три
предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешколь-
ные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему,
значимую
д л я
в с е х
у ч а с т н и к о в
п р о е к т а .
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со сторо-
ны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имею-
щих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработан-
ные формы промежуточных и итоговых презентаций. Разумеется, в ре-
альной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными ти-
пами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и твор-
ческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и
исследовательские.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на
один урок или его часть:
составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);
мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых
каналов телевидения (9 класс) и многие другие.
Очень современная и увлекательная форма работы – составление раз-
личных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохра-
ним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты,
как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет
большое значение для развития личности школьника: принимая на себя раз-
личные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях меж-
ду людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно вы-
делить следующие виды проектов в области изучения французского языка.
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений,
создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов уро-
ка в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), дра-
матизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы
страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские
проекты,
например,
«Изучение
региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»
включены в программу по страноведению.
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы
или отдельного класса
Творческие работы – литературный перевод произведения на родной
язык.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать,
вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людь-
ми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на
аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки
могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможно-
стями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-француз-
ски, может прекрасно рисовать.
Основной
задачей
образования
становится
актуальное
исследование
окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к
проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузи-
азм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивиду-
ально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны
самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-французски, учащиеся
открывают для себя ценность французского языка как языка международного
общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою
семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уро-
ков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися
определенного учебного материала.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на
правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности
учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении
проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать
на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном
варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдель-
ном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают - хотят ли они исправить ко-
нечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамот-
ность можно и в других видах деятельности.
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких
лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная техноло-
гия влияет на обучение иностранному языку".
Естественно, меня, как учителя французского языка, интересует тот
факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были
проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных
группах учащихся. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное по-
нимание, извлечение информации) в 11 классе, при внедрении 4-х проектов в
течение года уровень подготовки учащихся по данному виду повысился на
15% до 85% (вместо 70% в начале года). Проверялось умение извлечь инфор-
мацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам
контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более
грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю,
что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.
На протяжении нескольких лет я проводила уроки по обычной методи-
ке в одном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же
параллели. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возмож-
ность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет
их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отби-
рать необходимый материал, дает возможность развития не только коллектив-
ного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные зада-
чи, стоящие передо мною как учителем французского языка, но и воспита-
тельные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей
каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать
«из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.
Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пони-
манию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию ак-
тивной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивиду-
альных способностей и талантов каждого.
На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творче-
ски подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые
их волнуют, были внедрены такие проекты, как: «Здоровый образ жизни»,
«Юмористический альбом», «Молодёжные группы», «Музыка», «События в
мире», «Путешествие во Францию».
Презентация проекта по теме "Франция" стала полной неожиданно-
стью
для
меня.
Получилось
настоящее
театрализованное
представление.
Подготовка его велась в тайне от учителя. (Тем неожиданнее и приятнее был
этот сюрприз) На стене висела карта Франции, иллюстрации природы, горо-
дов Франции. На организационном занятии дети разделились на четыре груп-
пы по три человека в каждой. Первая группа должна была изучить все о гео-
графическом положении Франции, вторая – об особенностях культуры Фран-
ции, третья – о достопримечательностях страны. Были выдвинуты и обсужде-
ны некоторые гипотезы и проблемы, такие как: "Экология страны", "Пробле-
мы молодежи". Каждая группа защищала свои разработанные проекты.
Совместная работа над подготовкой проекта – это прекрасная возмож-
ность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуаль-
ность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению рабо-
тать в команде. Лучше, когда участвуют все.
Задачи проекта:
Рассмотреть проблему соотношения языка и культуры.
Проанализировать распространение французского языка в раз-
личных сферах жизни.
Выяснить
отношение
к
исследуемому
явлению
у
различных
групп населения
Методы исследования:
анализ специальной литературы, internet-материалов, прессы;
интервью, социологический опрос, беседа, анкетирование.
методы математической обработки данных.
В работе мы исходим из следующей гипотезы:
принятие французской культуры через французский язык в опре-
деленной степени зависит от готовности/способности человека воспринимать
другую культуру и от необходимости жить и действовать в условиях взаимо-
действия культур.
Практическая значимость работы заключается:
в попытке, предпринятой участниками проекта, изучить вопрос
распространения французского языка с целью осмысления данного явления.
План проекта:
1.
Взаимосвязь языка и культуры
2.
Французский язык в прессе
3.
Изучение отношения учащихся школ к предмету “французский
язык”
Описание проекта занимает очень много времени, поэтому приведу
лишь краткий вывод, сделанный нами после завершения работы:
Проделанная работа позволила нам установить определенную зависи-
мость между отношением к иностранному языку в процессе его изучения и
уровнем его понимания, а отсюда принятием и пониманием другой, в частно-
сти, французской культуры.
Проведя исследование, мы убедились, что культура других стран, в
частности, французская неизбежно проникает во многие области жизни и вы-
зывает к ней неоднозначное отношение.
В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов,
я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - вы-
яснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать дви-
гаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработа-
ны на компьютере и представлены статистически.
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при
подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (ука-
жите какие)
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да; б) Нет.
3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных
дел?
а) Да; б) Нет
4.
Будет
ли
интересна
работа
над
проектами
следующим
за
Вами
школьникам?
а) Да; б) Нет.
Анализируя
представленный
выше
практический
опыт
разработки
проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в про-
цессе воспитания учащихся средствами французского языка интегрировало
школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были
включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на полу-
чение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельно-
сти способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способно-
стей, склонностей, интересов.
Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и опре-
деленный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию,
и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был
призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах пе-
дагогической общественности. Для того чтобы учение было эффективным,
оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого
учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета
и от его преподавания.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех
проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способству-
ет развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению язы-
ковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания,
полученные на других уроках средствами иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в си-
стеме образования М., 2000
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам
М.,2000.
Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методиче-
ских и организационно-педагогических нововведений». М., 1995
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной
работы изучающих иностранный язык. М., 2002
Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный под-
ход к образованию: образовательные технологии., выпуск 1, Самара, 2002
ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обу-
чения иностранным языкам».
Журнал «Сибирский учитель», 2004 №1 Синенко В.Я. «Педагогическое
проектирование как способ повышения качества образования»
Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к во-
просу о становлении и развитии»
Журнал «Сибирский учитель», 2004 №2 Гаргай В.Е. Опыт педагогиче-
ского проектирования на западе и в России»