Напоминание

Развитие художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционной техники рисования


Автор: Тихова Оксана Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 141"
Населённый пункт: города Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционной техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тихова Оксана Олеговна

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом

возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с

радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный

окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет

разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности

и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и

доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная,

художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения

ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то

красивое, необычное.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро

достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают

этому. Они привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет

никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких упражнений развивается не

только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость,

изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют

положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности

ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать,

самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более

выразительных произведений.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием

нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает

чувство

композиции,

ритма,

колорита,

чувство

фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии

ребёнка

играет

развивающая

среда.

Поэтому

при

организации

пространственной предметно - развивающей среды необходимо учитывать,

чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на

развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными

возможностями. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает

изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с

детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут

развиваться детские художественные способности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем,

что здесь не присутствует слово «Нельзя» - можно рисовать, чем хочешь и как

хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают

незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о

настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. (Слайд 3).

Актуальность: Нетрадиционное рисование основано на творческой

фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно

привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность

использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных

материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в

общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный

продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование

уверенности в себе, в своих способностях.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего

дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники

рисования

Задачи:

Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными

способами

рисования,

формировать

интерес

к

изобразительной

деятельности;

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими

приемами работы с различными изобразительными материалами:

Формировать интерес к применению нетрадиционных техник рисования;

Развивать мелкую моторику;

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками

рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Существует огромное множество нетрадиционных техник рисования:

Рисование

ладошкой

Рисование

пальчиками

Оттиск

поролоном

Отпечатки

листьев

Акватипия

2

Монотипия

Гуашь

и

тушь

Кляксография

Восковые

карандаши

и

акварель

Набрызг

Имитация

текстуры

дерева

Рисование

нитью

Рисование

манной

крупой

Граттаж

И многое другое.

Для детей младшего дошкольного возраста подходят не все техники. Но

есть универсальные, которые подходят для любого возраста. На них я хочу

остановится подробнее.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым

маленьким будет интересно рисовать пальчиками или ладошкой, ведь

кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками

малыш уже владеет блестяще.

В наше время пальчиковое рисование приобрело особую популярность.

На выставках, в музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные

только при помощи пальцев рук. В такой технике работают художники Айрис

Скотт, Паоло Троило, Зария Форман, Чжан Баохуан, Фабиан Гэет. Начинать с

ребенком рисовать пальчиками можно с раннего возраста. Даже если

провести пальцем с краской по бумаге, то появится интересная линия; а из

кляксы, размазанной ладошкой по листу, можно получить забавное пятно.

Рисунки всегда получаются яркими и интересными. Польза рисования

пальчиками для детей очевидна. Развивается не только мелкая моторика, но и

речь. Как показали исследования ученых, в коре головного мозга центры,

отвечающие

за

движение и

за

развитие речи,

расположены

рядом.

Активность одного центра заставляет работать расположенный рядом.

Пальчиковое

рисование

обогащает

сенсорный

опыт

детей,

развивает

тактильную чувствительность.

Во время рисования ребенок обмакивает

пальчик в краску, проводит им по бумаге. При этом у него возникают новые

ощущения, которые он раньше не испытывал. Ребенок не просто рисует, он

учится контролировать себя и свое тело, координировать движения.

Он

выражает свои эмоции, передает свое настроение с помощью красок. Это

развивает фантазию и творческие способности.

У ребенка развивается

ловкость пальчиков и всей кисти руки. Раскрашивая при помощи пальцев, он

3

учится чувствовать границы рисунка. В дальнейшем ему будет намного

проще пользоваться карандашом, фломастерами, кисточкой.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «рисование пальчиками или ладошками»

Необходимые материалы:

набор пальчиковых красок или гуаши;

кисточка; стаканчик с водой; альбомная бумага.

Техника рисования: Ребенок опускает пальчик в гуашь и наносит на

бумагу точки. Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее

кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу. Не обязательно

раскрашивать

ладони

в

один

тон.

Цветов

может

быть

много:

разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках.

Чтобы

получить

интересные

фигуры,

некоторые

пальцы

можно

подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе. По окончании

творческого занятия ладошки вытирают влажной салфеткой или моют под

краном с мылом.

Для нетрадиционных техник рисования используются нетрадиционные

материалы, например, ватные палочки, или половинки овощей или

фруктов,

а

можно

изготовить

такие

материалы

самостоятельно.

Например, из карандаша, жесткой части губки для мытья посуды и

футляра от шоколадного яйца. Таким приспособлением («тычком») можно

рисовать так же, как методом тычка сухой кистью.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «метод тычка»

Необходимые материалы: г устая гуашь, жёсткая кисточка (клеевая, из

натуральной щетины), или самостоятельно изготовленный «тычок», листы

бумаги любого цвета и размера. Можно использовать тонированные листы

бумаги, сделанные накануне, банка с водой, подставка под кисточки,

тканевая салфетка, простой карандаш или контурные трафареты.

Техника

рисования:

Кисточку

при

рисовании

следует

держать

вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные

движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем,

чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и

правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая

краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет

накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные

цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное

изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных

мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие

возможности.

Рисунки

получаются

объемными

и

живыми

за

счет

4

многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а

потом внутри него.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «рисование ватными палочками»

Необходимые материалы: ватные палочки, лист бумаги, акварель или

гуашь, салфетки.

Техника рисования:

ребенок обмакивает ватную палочку в краску и

наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждого цвета берется отдельная

ватная палочка.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «оттиск печатками и штампами»

Необходимые материалы: приготовленные заранее печатки и штампы с

различными изображениями (или их можно изготовить самостоятельно из

сырых овощей или фруктов), мисочка или пластиковая коробочка, в каждой

вложена подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага.

Техника рисования:

ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке

с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка, и печатка.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «тампонирование или примакивание»

Необходимые материалы: гуашь, кусочки поролона различных форм,

плотная бумага.

Техника рисования:

ребенок обмакивает кусочки поролона или губки в

краску и примакивает (прикладывает, слегка надавливая) к листу

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «метод отпечатка (монотипия)»

Необходимые материалы: к раска, кисть, бумага, баночка для воды.

Техника рисования:

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится

слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой.

Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается

оттиск в зеркальном отображении.

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине

что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы

получить симметричный отпечаток.

Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что

именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид

искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.

5

Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям.

Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные,

растения или явления природы.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования нитками»

Необходимые материалы: цветная или белая плотная бумага А4 или А5 (для

малышей можно заранее сделать заготовку рисунка), клей, гуашь, кисти,

стаканчик для воды, ватные диски, палитра для разведения краски, салфетки.

Техника рисования:

Шаблоны готовят взрослые, а ребенку нужно будет

только раскрасить их, используя пипетку и цветную воду или мокрую кисть с

набранной краской. Приклеенным кружочкам можно дорисовать силуэты.

Это могут быть различные животные и птицы, фрукты и овощи, цветочки и

солнышко. А также всё, что подскажет фантазия!

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования солью»

Необходимые материалы:

лист бумаги с заранее нанесённым рисунком,

клей, соль, краски гуашь или акварель, салфетки

Техника рисования: ребенок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку.

Не давая клею засохнуть, насыпает на клей соль (для малышей такую

заготовку делает взрослый). Ребенок набирает кистью краску, капает её на

рисунок из соли, краска, растекаясь, создает причудливый узор.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования на стекле»

Необходимые материалы:

рамка из оргстекла, гуашь или пальчиковые

краски для малышей, кисти (для старших дошкольников), трафареты (для

малышей), баночки с водой, салфетки.

Техника рисования : в банку с краской нужного цвета опускается кисть

(или палец ребенка), и на стекле рисуется необходимый узор по

собственному

замыслу

или

по

трафарету

для

детей

младшего

дошкольного возраста

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования манкой или песком»

Необходимые материалы: манка, поднос, песок, световой стол, салфетки

Техника рисования : насыпать манку на поднос и предложить ребенку

пальцем

провести

различные

узоры.

На

световом

столе

техника

выполнения

рисунка

та

же.

Можно

сделать

заготовку

рисунка

и

предложить ребенку дополнить детали рисунка самостоятельно.

Рисовать манкой или песком очень полезно для детей.

Для полноценного

восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное)

6

развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут

развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования светом»

Необходимые материалы:

световой планшет из безопасного пластика,

«фломастер» с фонариком на конце, трафареты, специальная губка для

удаления рисунка

Техника рисования : приглушить свет (для обеспечения большей

контрастности рисунка), достать планшет из футляра, «зажечь» фонарик

нажатием кнопки. Удерживая кнопку, приступить к рисованию.

Если нужны

четкие линии, то следует держать ручку перпендикулярно планшету; при

необходимости размытых линий, можно держать фломастер со светом на

расстоянии от поверхности; когда ручка находится под углом, получаются

световые пятна.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ «техника рисования на SMART-доске»

Необходимые материалы: SMART-доска

Техника рисования : Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный

дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер

и проектор. Компьютер посылает изображение проектору Проектор передает

изображение на интерактивную доску Интерактивная доска работает

одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять

компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной

доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство

ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере.

Компьютерные программы для рисования и условия их работы разные, и

зависит

от

конкретной

поставленной

задачи:

нарисовать

рисунок

самостоятельно

или

действовать

по

образцу

или

с

использованием

трафаретов.

Для закрепления полученных знаний

и умений

необходимо постоянно

применять их на практике. Поэтому очень важно объяснить и рассказать

родителям о важности изобразительной деятельности детей не только в стенах

дошкольного учреждения, но и отрабатывать полученные навыки дома. Как же

здорово порисовать мамой или папой! Показать все то, чему ты уже успел

научиться! На данном этапе очень важна работа с родителями. Для них я

подготавливаю

различные

рекомендации,

консультации

по

конкретным

вопросам, и мастер-классы.

7

На мастер-классе по нетрадиционным техникам рисования я рассказала

родителям как воплощать творческие идеи и задумки, как можно увлечь малыша

и вместе с ним получить удовольствие от творчества:

«Обмакните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как

оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого

он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет

рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг

он растерялся, то помогите ему, проведите мастер-класс – окрасьте свою ладонь

и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш

слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру. Чем

больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш

фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что

краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней

весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее:

застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на

малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете

фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша:

«Аккуратнее, испачкаешься!».

И как приятно потом увидеть результат – настоящие шедевры юных

художников!

В результате моей работы:

У детей начали формироваться изобразительные навыки и умения;

Появилось желание рисовать, активно развивается воображение и

мышление;

Активизировалась

эмоциональная

отзывчивость

у

детей

к

окружающему

миру

посредством

желания

ребенка

нарисовать

рисунок;

Сформировались начальные представления у младших дошкольников

о

простейших

технических

приемах

работы с

различными

изобразительными материалами;

В

стадии

формирования

умение

воспитанников

самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Активизировалась мелкая моторика;

Расширились представления родителей воспитанников в вопросе

рисования с применением нетрадиционных техник, взрослые приняли

активное участие в совместных творческих проектах.

Благодарю за внимание!

8



В раздел образования