Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста по средствам игровой деятельности


Автор: Лапина Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 141"
Населённый пункт: города Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста по средствам игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лапина Татьяна Михайловна

Из опыта работы

Развитие мелкой моторики у детей

раннего возраста по средствам

игровой деятельности

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается

ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой

ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,

шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора,

работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых

другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных

сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С

течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая

моторика

способность

манипулировать

мелкими

предметами,

передавать

объекты

из

рук

в

руки,

а

также

выполнять

задачи,

требующие

скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой,

зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что

развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень

просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения

пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы

активируем

зоны,

отвечающие

за

становление

детской

речи

и

повышающие

работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и

творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на

ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на

мышления, памяти, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики

и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи,

формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько

ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный

запас.

Цель:

-Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей

раннего возраста по средствам игровой деятельности.

Задачи:

-Способствовать развитию координации и точности движения рук, гибкости рук;

-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-Формировать общую двигательную активность;

- Содействовать в развитие речи;

-Развивать воображение, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

- Привлекать родителей к изготовлению игр и пособий по мелкой моторике;

В своей работе, по развитию, мелкой моторики, мы широко используем природный

материал. Он вносит в развитие детей неоценимый вклад, а также дидактические игры с

природным материалом улучшают эмоциональное состояние и приносят детям большое

удовольствие. Природные факторы близки и интересны детям и имеет огромный диапазон

влияния на развития ребенка.

Для развития мелкой моторики рук хорошим природным материалом служит: горох,

фасоль, манка и т.д. Используя данный природный материал, мы играем в такие игры как:

- «Дай курочке зернышко»

- «Найди игрушки»

- «Помоги Мишке и Котику найти свой корм!»

В процессе игры у детей формируется умение перебирать мелкие крупы и разбирать их

по цвету. А также в ходе игры дети развивают: мелкую моторику рук, умение найти

игрушку на ощупь и достать её, и конечно развивают осязательные ощущения,

координацию и ловкость рук.

В работе, по развитию мелкой моторики рук у детей, с природным материалом, мы

часто используем «Рисование на манке».

В нетрадиционной технике рисования дети активно участвуют. Для них это не только

интересное развлечение с сыпучим материалом, а скорее способ узнать большее.

Созданная ребенком «картина», является итоговой работой, в которой развивается: мелкая

моторика рук, координация рук, мышление, внимание. На подсознательном уровне

происходит выход напряжения, что неоднократно подтверждали учёные.

Важным и любимым занятием для детей являются «Игры с водой». Представленная

дидактическая игра «Отожми губку» весьма полезна для развития мелкой моторики рук. В

процессе игры формируем навык «утопить» и «отжать» губку, в данных действиях дети

развивают силу в руках, силу нажима, координацию рук и мышление. В процессе игры мы

комментируем действия детей и проговариваем вместе с каждым ребёнком, тем самым

активизируем и развиваем словарный запас у детей.

Практика работы с детьми показывает, что детям нравится игры с песком и рисование

на песке, с использованием светового стола. Это естественная и доступная форма

деятельности для детей, которая развивает: мелкую моторику рук, подвижность кистей

рук, развивать речь, а также в данной технике рисования ребёнок формирует

познавательные функции: восприятие, мышление, память, внимание.

В представленных дидактических играх: «Нарисуй дорожку», «Помоги Мишке найти

спящего медвежонка», для детей раннего возраста мы используем такие методики

рисования с песком на световом столе как: рисуем пальчиком (от снежинки до снежинки),

одновременно используем несколько пальцев, насыпаем песок из кулачка (прячем

Мишку) и ладошкой убираем песок (ищем Мишку). Также рисуем: кулачком, ладошкой.

В процессе игр с песком на световом столе мы формируем у детей аккуратность при

работе с песком и воспитываем чувство удовольствия от результата своей работы.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у детей является занятия с

«Кинетическим песком». Мягкий, нежный, пушистый, теплый песок так привлекает и

радует маленькие ручки детей песочной терапией. В процессе игр у детей развивается

кругозор, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Развиваем мелкую моторику

рук, активизируем речь и обогащаем сенсорное восприятия детей. Способствует

урегулированию психического состояния ребенка.

Из «Кинетического песка» получаются отличные фигурки. Любимой игрой детей

является «Куличики». Деткам нравится лепить, создавать домики и печь печенье для

мамы из цветного кинетического песка, который в приятную и полезную игру добавляет

яркие краски, что также благотворно влияет на развитие и формирование понятие о цвете.

Основным и главным видом деятельности в жизни детей является игра. И поэтому игра

должна быть яркой, красочной и увлекательной. В нашей работе мы максимально

используем цветные камушки «Марблс», которые развивают и решают ряд задач, таких

как: развитие мелкой моторики, развитие работы кисти, развитие тактильных ощущений,

развития мышления и внимания. Повышают речевую активность детей.

Следующими играми, не менее важными и полезными для развития являются игры на

прищепках. Эти игры хорошо подходят для детей младшего возраста. В играх на

прищепках развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.

Кроме того в дидактических играх на прищепках «Накорми зверят», «Собери по цвету»,

«Помоги маме развесить бельё» развивается мышление, формирование знания цвета,

познания о животных, формируем умение различать и находить нужную одежду,

определять её и проговаривать цвет одежды.

Неотъемлемой частью по развитию мелкой моторики является лепка. Очень важные

занятия для детей, которые отлично развивают мелкую моторику, мышление. В процессе

занятия ребёнок формирует умение: мять пластилин, катать, отщипывать, что

способствует прекрасным массажем для маленьких пальчиков. В индивидуальной работе

мы используем пластилин Pley-Doh, т.к. он более мягкий, пластичный, яркий. Дети с

удовольствием занимаются и развивают мышление, память, а также формируем понятие о

цвете. Вообще процесс лепки благоприятно влияет на нервную систему в целом, что очень

важно в период адаптации.

В работе для развития мелкой моторики у детей мы используем различные техники

рисования: «тычками», «пальчиком», «ладошками». Это удивительное занятие дарит

детям многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику, стимулирует

развитие мелких мышц кисти рук, развивает мышление, память, активизирует и

формирует речь. В процессе рисования, используя нетрадиционную технику, пальчиком,

ладошкой происходит рефлекторный массаж, который также благоприятно влияет на

положительные эмоции и психическое состояние детей.

В индивидуальной и групповой работе с детьми мы широко используем дидактические

пособия на липучках, сделанные своими руками. Некоторые представлены Вашему

вниманию, такие как: «Свари варенье»; «Чья тень?»; «Найди тень». Красочные,

увлекательные и разнообразные игры на липучках интересуют детей и решают многие

задачи в развитии, такие как: развитие мелкой моторики рук; развитие мышления;

развивают координацию движений рук и глаз; развивает зрительное, слуховое, тактильно-

двигательное восприятие.

Так же, для развития мелкой моторики рук и обогащения тактильных ощущений мы

сделали «Мягкий Бизиборд», в котором сочетаются такие игры как: «Обведи пальчиком

цветочек», «Волшебный мешочек». Задачи данного пособия развивать: мелкую моторику

рук; тактильную память; способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к

различным предметам; обогащать словарный запас.

Игры с крышками как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук детей,

способствуют развитию координации движений, памяти, внимания, дети легче осваивают

знания цветов. Развивается познавательная активность, любознательность,

коммуникативные навыки. Дидактические игры с крышками мы используем в

индивидуальной работе «Д/И Найди заплатку» и коллективной работе на прогулке.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста необходима Су-Джок терапия -

нетрадиционная восточная технология оздоровление всего организма. Данный массажёр в

педагогической практике применяют активно. Систематические занятия с Су-Джок

улучшает развитие и настроение детей.

Отличным занятием на развитие мелкой моторики станет игры с резинками для волос:

«Надень колечко», «Собери резинки». В дидактические игры с удовольствием играют и

мальчики и девочки, развивая координацию рук, формируют речь и развивают мышление.

Развивающее дидактическое пособие «Матрешка». Целью которой является развитие

мелкой моторики, обогащение тектильно-сенсорного опыта у детей. Является прекрасным

развивающем игровым материалом для развития мелкой моторики. Здесь вы можете

видеть такие игры как: «Расстегни молнию», «Игры с прищепками», «Игры с

пуговицами», «Игры со шнурками», «Наряди Матрёшку в наряд».

Неотъемлемой частью в работе по развитию мелкой моторике рук у детей младшего

возраста являются занятия «Шнуровка». Это один из видов развивающей игрушки с

отверстием, в которое продевается шнур. Ребёнок развивает ловкость пальцев,

координацию рук и активизирует развитие речи.

В своей работе мы используем Д/П сделанное своими руками «Собери по цвету». Это

пособие аналог шнуровки. Задача игры заключается в подборе геометрических тел по

цвету, а затем нужно надеть их на палочки в соответствии с цветом.

С самого рождения дети познают мир - сначала по средством звуков, образов и

телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И

чем больше различных фактур, текстур будет окружать детей, тем гармоничнее будет его

развитие. Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопками, крючками и т.д.

Это очень полезная игра на развитие мелкой моторики, внимание, развитие мышления и

активизации речи.

Пальчиковые игры – уникальный способ развития ребёнка. Это инсценировка каких –

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, музыкальная пальчиковая игра.

Они являются важной частью работы по развитию мелкой моторики, профилактики и

снятия утомляемости.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы увидели, что у многих детей

мышцы пальцев рук слабые, большинство детей не обладают навыками

самообслуживания. Провели «анкетирование родителей» и оказалось, что многие

родители не знают, зачем и как развивать мелкую моторику, какие виды игрушек и

пособий представляют ценность для развития мелкой моторики. После анализа данных

анкет, мы составили и распечатали «Папку передвижку» по развитию мелкой моторики, а

некоторым родителям предложили развивающие пособия по развитию мелкой моторики

для игры дома. На родительских собраниях всегда обращаем внимание, что родители не

должны занимать пассивную сторону и наблюдать. Мотивируем быть участниками

развивающего процесса и помощниками.

Провели с родителями разъяснительные беседы - чем раньше будет начата работа по

развитию мелкой моторики, тем раньше она будет приносить свои плоды, тем проще

ребёнку будет расти и развиваться.

Для обогащения предметно-развивающей среды, по развитию мелкой моторики, вместе

с родителями была изготовлена ширма. Она состоит из трёх секций, выполняя разные

задачи:

1)

Яркие ленты.

Задачи: Плести косички, завязывать узелки, скручивать ленту, упражнять в

нахождении нужного цвета.

2) Геометрические формы 4х основных цветов на ленте.

Задачи: Передвигать по веревке, в горизонтальном направлении (влево и вправо)

геометрические тела: шар, куб разного цвета.

3)Крышечки на лентах.

Задачи: Передвигать крышечки вверх и низ, проговаривая цвета и направление.

Совместно с родителями было изготовлено Д/П на пуговицах «Большой и маленький

ёжик». Это пособие представляет собой подушечки в виде ёжиков большого и маленького

размера, на них нашиты пуговицы. Предлагаем детям надеть листочки, с петельками,

ёжикам: Большому – зелёный листочек; маленькому – жёлтый листочек. Задачи:

Формировать навык надевать петельку на пуговицы, в нахождении заданного цвета и

размера. Развивать мелкую моторику, формировать цветовое восприятие, внимание.

Д/П «Кисонька» также изготовлена совместно с родителями, для развития мелкой

моторики. Данное пособие нарисовали родители для тематического занятия «4 октября -

день защиты животных». Задачи: Формируем навык брать мелкий корм для кошки и

кормить её. Выбираем по цвету и завязываем бантик для кошки. Беседуем «Как нужно

ухаживать за кошками!».

Наше Д/П «Ёлочка» изготовлено совместно с родителями и широко применяется в

работе по развитию мелкой моторики. Данное тематическое пособие, к новому году,

изготовлено из «фетра», новогодние игрушки изготовлены также из «фетра» на липучках.

По всей ёлочке горят разноцветные огоньки, игрушки на ёлочке разного цвета . Это

пособие совершенно безопасно! Для создания новогодней атмосферы, в работе с данным

пособием, включаем детские песенки «Маленькой Ёлочке…», « В лесу родилась ёлочка»

и т.д. Д/И « Наряди ёлочку» помогает детям: развивать мелкую моторику; речь; память;

развивать тактильные ощущения; формировать понятие большой – маленький, высоко –

низко.

Результативность:

-Кисти рук у детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезла

скованность движений, улучшились навыки мелкой моторики.

-Активизировался и пополнился словарный запас детей.

- Пополнилась предметно - развивающая среда группы пособиями по развитию мелкой

моторики, изготовленными совместно педагогам с родителями.

Список методической литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук

детей младшего дошкольного возраста»

1.

Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

2.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.

3.

Данилова Е. «Пальчиковые игры»

4.

Ермакова И.А "Развиваем мелкую моторику у малышей";

5.

Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6,

2003г., № 1, 2004 г.

6.

Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное

воспитание» №1, 2005 г.

7.

Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во

«Сова», 2005г.

8.

Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез»,

2003;



В раздел образования