Автор: Арсланова Альфия Мидхатовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Нагадакская СОШ"
Населённый пункт: Россия
Наименование материала: разработка
Тема: Работа над рок- оперой " Юнон" и " Авось"
Раздел: среднее образование
Работа над оперой.
Тема: Рок – опера « Юнона и Авось»
( муз. А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского)
В 1978 году выходит первая постановка рок- оперы « Юнона и Авось» в
театре « Ленком
( режиссер Марк Захаров).
Первоначально ее назвали « современная опера», так как название « рок-
опера» не пропустила бы цензура. Перед подачей на худсовет авторы
посетили Казанский собор в Петербурге, отслужили службу, получили
благословение на постановку спектакля.
Сюжет:
Николай Петрович Резанов, камергер, граф, в 1806 году отправляется в
Калифорнию на двух парусных бригах « Юнона» и « Авось» с целью создать
финансово- политический « мост» между двумя странами. Там он
встречается с 16- летней дочерью губернатора Калифорнии Кончитой.
Между ними вспыхивает непреодолимое чувство любви. Но Кончита не
православная, требуется разрешение на брак с католичкой.
Резанов после помолвки уезжает в Россию, но недалеко от Красноярска
тяжело заболевает и умирает. Кончита ждет возлюбленного, не имея о нем
никаких известий. Гораздо позднее- спустя 35 лет после отплытия Резанова –
она получает достоверные сведения о его гибели от посла России, дает обет
молчания и уходит в монастырь.
Рок – опера приравнена к зонг-опере, так как все арии, дуэты, хоры заменены
мелодически ясными номерами, называющимися – зонги.
Особенности рок- оперы:
1.
Психоделическое начало (пролог). Объясняется психоделическое
начало оперы.
2.
Много православной символики: - использование церковной музыки –
православные песнопения (стилизованные).
3.
Много компьютерных эффектов – световыми лучами высвечивается на
сцене православный крест, явление Резанову Богоматери, нимб над ее
головой и др.
4.
Сочетается рок- музыка с музыкой симфонического оркестра,
используется звучание электрогитар с акустическими гитарами.
5.
Много речитативов.
6.
Инфернальный облик чиновников- ( маски на лицах от комедии дель
арте) – чиновничество в России всегда воспринималось как нечто
бездушное.
7.
В композиции использованы музыкальные «рамки»: - « Аллилуйя» в
начале имеет трагическое звучание ( у Резанова недавно умерла
молодая жена, он тоскует, не может найти себе применения, оттого и
уезжает так далеко). В конце « Аллилуйя» имеет гимническое значение
( « Аллилуйя любви», воспевание чувства).
8.
Голос Резанова сопровождается виолончелью, иногда в сочетании со
скрипкой.
9.
Использование брейк- данса( бал у губернатора Калифорнии).
10.Иногда голоса обработаны компьютером – голос Богородицы имеет
непривычную нашему уху высочайшую тесситуру, голос певицы
обработан на синтезаторе « Поливокс».
11.Сочетаются костюмы разных эпох, народов и сословий: вельможи,
монахи, моряки.
12.Много проявлений интуиции, вещих снов: - Резанову снятся чьи- то
глаза вишневого цвета. Кончита видит сон, в котором появляется
иностранный моряк- офицер, в котором она позднее узнает Резанова.
13.Использованы языки двух стран.
14.Главные герои рок- оперы поют свои довольно сложные партии, но
фон оперы предназначен для исполнения профессиональными рок-
музыкантами.