Напоминание

Работа над рок- оперой " Юнон" и " Авось"


Автор: Арсланова Альфия Мидхатовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Нагадакская СОШ"
Населённый пункт: Россия
Наименование материала: разработка
Тема: Работа над рок- оперой " Юнон" и " Авось"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа над оперой.

Тема: Рок – опера « Юнона и Авось»

( муз. А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского)

В 1978 году выходит первая постановка рок- оперы « Юнона и Авось» в

театре « Ленком

( режиссер Марк Захаров).

Первоначально ее назвали « современная опера», так как название « рок-

опера» не пропустила бы цензура. Перед подачей на худсовет авторы

посетили Казанский собор в Петербурге, отслужили службу, получили

благословение на постановку спектакля.

Сюжет:

Николай Петрович Резанов, камергер, граф, в 1806 году отправляется в

Калифорнию на двух парусных бригах « Юнона» и « Авось» с целью создать

финансово- политический « мост» между двумя странами. Там он

встречается с 16- летней дочерью губернатора Калифорнии Кончитой.

Между ними вспыхивает непреодолимое чувство любви. Но Кончита не

православная, требуется разрешение на брак с католичкой.

Резанов после помолвки уезжает в Россию, но недалеко от Красноярска

тяжело заболевает и умирает. Кончита ждет возлюбленного, не имея о нем

никаких известий. Гораздо позднее- спустя 35 лет после отплытия Резанова –

она получает достоверные сведения о его гибели от посла России, дает обет

молчания и уходит в монастырь.

Рок – опера приравнена к зонг-опере, так как все арии, дуэты, хоры заменены

мелодически ясными номерами, называющимися – зонги.

Особенности рок- оперы:

1.

Психоделическое начало (пролог). Объясняется психоделическое

начало оперы.

2.

Много православной символики: - использование церковной музыки –

православные песнопения (стилизованные).

3.

Много компьютерных эффектов – световыми лучами высвечивается на

сцене православный крест, явление Резанову Богоматери, нимб над ее

головой и др.

4.

Сочетается рок- музыка с музыкой симфонического оркестра,

используется звучание электрогитар с акустическими гитарами.

5.

Много речитативов.

6.

Инфернальный облик чиновников- ( маски на лицах от комедии дель

арте) – чиновничество в России всегда воспринималось как нечто

бездушное.

7.

В композиции использованы музыкальные «рамки»: - « Аллилуйя» в

начале имеет трагическое звучание ( у Резанова недавно умерла

молодая жена, он тоскует, не может найти себе применения, оттого и

уезжает так далеко). В конце « Аллилуйя» имеет гимническое значение

( « Аллилуйя любви», воспевание чувства).

8.

Голос Резанова сопровождается виолончелью, иногда в сочетании со

скрипкой.

9.

Использование брейк- данса( бал у губернатора Калифорнии).

10.Иногда голоса обработаны компьютером – голос Богородицы имеет

непривычную нашему уху высочайшую тесситуру, голос певицы

обработан на синтезаторе « Поливокс».

11.Сочетаются костюмы разных эпох, народов и сословий: вельможи,

монахи, моряки.

12.Много проявлений интуиции, вещих снов: - Резанову снятся чьи- то

глаза вишневого цвета. Кончита видит сон, в котором появляется

иностранный моряк- офицер, в котором она позднее узнает Резанова.

13.Использованы языки двух стран.

14.Главные герои рок- оперы поют свои довольно сложные партии, но

фон оперы предназначен для исполнения профессиональными рок-

музыкантами.



В раздел образования