Напоминание

«Особенности воспитательной работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью»


Автор: Большакова Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности воспитательной работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Большакова О. С., преподаватель

Особенности воспитательной работы со студентами с ОВЗ и

инвалидностью

В наши дни одним из приоритетов социальной политики государства

является развитие многоуровневой системы инклюзивного образования. В

постоянно

изменяющихся

социально-экономических

условиях

важно

активизировать

поиск

эффективных

путей

социализации

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, так как они

составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности

в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу

имеющихся особенностей. Необходимо создать оптимальные условия для

безбарьерной среды и успешной адаптации студентов с ОВЗ к новой системе

обучения.

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея

принятия

индивидуальности

каждого

отдельного

обучающегося,

и,

следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы

удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное

образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на

разработке индивидуальной программы воспитательной работы с каждым

обучающимся.

Общая цель воспитания студентов - развитие личности будущего

конкурентоспособного

специалиста,

обладающего

высокой

культурой,

интеллигентностью,

социальной

активностью,

гражданственностью.

Главной задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является

реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация

самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе,

формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.

На начальном этапе обучения необходимо создать условия для

адаптации

студента-инвалида

в

новом

для

него

коллективе.

Перед

педагогами в работе со студентами с ОВЗ и инвалидами стоит одна из

важнейших задач: распознать студента, открыть его таланты, расположить к

себе, завоевать доверие. Работа должна быть ориентирована на адаптацию к

условиям, созданным в образовательном учреждении, а так же на понимание

собственной позиции в получении образования и в дальнейшем его

использовании для успешной социализации в обществе.

Для формирования социальной активности необходимо сформировать

у студентов с инвалидностью и ОВЗ определенные знания о жизненных

ценностях,

отношениях

и

правилах

поведения

в

социуме,

своих

возможностях в различных сферах общения, развивать умение использовать

теоретические знания в практической деятельности.

Необходимо

развивать

способности

к

проявлению

себя

в

нестандартных

ситуациях,

реализовывать

свою

индивидуальность.

Формирование необходимых качеств личности, усвоение социального опыта,

профессионально-значимых

качеств

у

студентов

с

инвалидностью,

происходит быстрее в процессе их общения, участия в коллективных

мероприятиях. С другой стороны, процесс формирования социальной

активности не возможен без учета индивидуальных психофизиологических

особенностей самих студентов. Привлечение студентов к участию во

внеаудиторных мероприятиях различного уровня, в частности в конкурсах

профессионального мастерства, играет большую роль в развитии личности

студента.

Конкурсы

профессионально

мастерства

дают

возможность

студентам

оценить

свои

силы,

самоутвердиться,

показать

свои

профессиональные знания и умения. Конкурсы в сравнении с другими

формами

внеурочной

работы

более

эффективно

способствуют

формированию

опыта

творческой

деятельности

учащихся,

создают

оптимальные условия для самореализации личности. Происходит накопление

студентами опыта творческой деятельности, стимулирование обучающихся с

инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшему

профессиональному и личностному развитию, повышение интереса к

будущей профессиональной деятельности.

«Амбилимпикс» – это конкурс профессионального мастерства для

людей с инвалидностью и ОВЗ. Целью таких конкурсов, в первую очередь,

является профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве.

Конкурсы «Абилимпикс» как форма внеурочной воспитательной

деятельности выполняет ещё целый ряд задач:

участие в конкурсном

движении и подготовка к нему обеспечивают эффективную мотивацию к

дальнейшему профессиональному и личностному росту, позволяют создать

благоприятную

среду

для

развития

интеллекта,

совершенствования

профессиональных умений и навыков, развития профессионального и

креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта

творческой деятельности в профессиональной сфере.

Самое

главное,

готовясь

и

участвуя

в

конкурсе,

студенты

с

инвалидностью и ОВЗ учатся эффективно работать индивидуально и в

команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и

выполнять поставленные перед собой задачи, приобретают уверенность в

себе, в своих знаниях, способностях. Студенты учатся переживать и

принимать ситуации временных неудач и добиваться успеха. Таким образом,

подготовка к конкурсу способствует социальной и профессиональной

адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа со студентами с ограниченными физическими

возможностями должна быть построена в направлении формирования

активной жизненной позиции, чтобы в будущем студент мог стать

конкурентоспособным на рынке труда и в обществе.



В раздел образования