Автор: Арсланова Кристина Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ «Гимназия Дошкольное отделение
Населённый пункт: Новгородская область, город Боровичи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОО
Раздел: дошкольное образование
Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
в период адаптации к ДОО
Адаптация – это приспособление к новым условиям существования.
Адаптация детей к новым социальным условиям часто протекает очень
болезненно. Период адаптации у многих детей может сопровождаться
тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Для
детей в новых условиях кажется непривычным всё: отсутствие мамы,
присутствие незнакомых воспитателей, большое количество детей, новый
режим дня.
Успешная адаптация детей к новым условиям во многом зависит от
работы
воспитателей, которые в свою очередь планируют совместную
деятельность с детьми таким образом, чтобы установить доверительный
контакт, чтобы создать благоприятную атмосферу.
В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и
игровых
упражнений.
Продолжительность
игр
зависит
от
характера
движений,
числа
игроков,
условий
проведения,
настроения
детей,
ориентировочно от 5 до 8 минут.
Цель:
способствование
успешной
адаптации
детей
к
ДОО
Задачи:
- обогащать и совершенствовать физический опыт детей, познавательный
интерес;
- побуждать к подражанию;
- вызывать чувство радости от совместных действий с взрослыми и
сверстниками;
- формировать доверительные отношения к воспитателям.
Игровые упражнения:
«Будем знакомы»
К детям приходит котёнок (игрушка). Его озвучивает воспитатель.
Котёнок: «Меня зовут Пушок. А тебя, наверное, Аня? Так, попробую
отгадать, ты – Саша».
Если вы знаете, что дети общительные - их имена можно «перепутать»,
чтобы дать им возможность вас поправить. Имена застенчивых детей лучше
называть правильно, чтобы их не смущать.
«Меня зовут… »
Дети должны встать в круг. Воспитатель держит в руках мяч.
Воспитатель: «Меня зовут… » Потом передает мяч ребёнку и предлагает
назвать своё имя, тот передаёт следующему и т. д.
«Кто сегодня пришёл? »
Котёнок «забывает» имена детей: «Кто к нам пришёл? Я забыл, пришёл ли
Дима?»
Дети должны показать на того ребёнка, чьё имя было названо. Когда малыш
найден, все хором повторяют за котёнком: «Это… (называют имя) ».
«Передай»
Воспитатель и дети встают в круг. У воспитателя в руках игрушка котёнок.
Воспитатель: «Котёнок, подойди к Мише». Подходит к ребёнку и отдаёт
игрушку.
Ребёнок выбирает, кому бы он хотел передать котёнка.
Ребёнок: «Котик, подойди к Оле» и т.д.
«Позвони в колокольчик»
Колокольчик необходимо подвесить на расстоянии вытянутой руки
ребёнка. Воспитатель говорит, что колокольчик волшебный, его звон
обрадует всех детей. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и
позвонить в него.
Затем можно выбрать любого желающего ребёнка и также предложить
ему
позвонить
в
колокольчик.
«Мяч катится по дорожке»
Дорожку можно выложить с помощью гимнастических палок или
скакалок. Воспитатель предлагает одному из детей встать с одной стороны
дорожки и прокатить по ней мячик. Сначала показывает, как это сделать.
После того, как ребёнок прокатил мяч, воспитатель ловит его и прокатывает
снова ребёнку. Затем предлагает нескольким детям катать мяч по дорожке.
«Поезд»
Воспитатель предлагает детям прокатиться на поезде. Показывает
детям, как вагончики могут зацепиться друг к другу. Даёт команду:
«Поехали».
Все вместе идут друг за другом, произносят: «Чух – чух – чух. Ту –
ту». Воспитатель может вести поезд сначала в одном направлении, затем в
другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Приехали». Через
некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Собачка»
Дети стоят в кругу. Воспитатель держит в руках игрушечную собачку и
говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это пёсик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Воспитатель называет имя какого-нибудь ребёнка, подходит к нему,
предлагает взять её за лапу и поздороваться. Игра повторяется.
«Игра с обручем»
Дети встают в круг. На земле в середине лежит обруч. Воспитатель
стоит в центре обруча. Он произносит слова игры. Все вместе выполняют
движения в соответствии с текстом:
Мы топаем ногами, Мы руки поднимаем,
Мы хлопаем руками, Мы руки опускаем,
Киваем головой. Мы руки подаём.
И бегаем, и бегаем кругом.
Воспитатель поднимает обруч, дети берутся за обруч, и бегут по кругу.
Воспитатель движется с ними в одном направлении. Игра повторяется.
Можно двигаться в другом направлении.
«Курочка и цыплятки»
Дети – «цыплята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель
–
«курочка»
(лучше
надеть
импровизированную
накидку
«крылья»)
произносит слова:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
"Цыплята" бегут к "курочке" и прячутся под "крыльями". Ни один
"цыплёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.
«Делаем, как… »
Все встают в круг. Воспитатель выполняет произвольные действия:
хлопает в ладоши, топает ногами, прыгает и т. д. Дети повторяют.
Затем воспитатель приглашает самого смелого в центр круга и говорит:
«Делаем, как … (называет имя). Воспитатель помогает ребёнку придумывать
движения.
Игры в песочнице
«Секрет»
Можно предложить ребёнку или группе детей сделать секрет в
песочнице. Для этого надо выкопать ямку с краю с помощью совочка,
положить в ямку любую игрушку, засыпать песком. Затем предложить кому-
нибудь из детей выкопать секрет. Затем можно предложить детям самим
сделать секрет.
«Кто спрятался?»
Можно закопать в песочнице в отсутствии детей игрушку так, чтобы
было видно только верхнюю часть. Предложить детям, отгадать, кто
спрятался в песке. А затем вместе откопать её. Откапывать следует медленно.
«Цветной забор»
Для проведения игры необходимо, чтобы песок был мокрый. Можно
вместе с детьми полить сухой песок из маленьких леечек. Ещё понадобятся
разноцветные счётные палочки. Предложить ребёнку или группе детей
выбрать, например, зелёные палочки и построить забор зелёного цвета. Для
этого палочки надо втыкать в мокрый песок, стараясь огородить небольшое
пространство. Затем можно предложить построить заборчик другого цвета.
Можно использовать для обыгрывания животных.
«Урожай овощей»
Первый вариант игры:
Для игры необходимы игрушечные овощи или муляжи овощей. Можно
предложить детям посадить овощи, закопав их наполовину в песке.
Поинтересоваться, что дети посадили.
Второй вариант игры:
Овощи посажены воспитателем. Он может предложить детям по
очереди выкопать определённый овощ и положить его в корзину.