Автор: Чураков Денис Геннадьевич
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области СОУКИ
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: среднее профессиональное
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ
ЛИЧНОСТИ
Чураков Д. Г.
Преподаватель ГБОПУ Самарской области
"Самарское областное училище культуры и искусств"
Г. Самара
Формирование
творчески
активной
личности,
которая
обладает
способностью
эффективно
и
оперативно
решать
жизненные
проблемы
закладывается ещё в детстве и является одним из необходимых условий
последующего развития личности человека и его творческой деятельности.
Одним из центральных направлений психического развития человека является
развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на
развитие креативности.
Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное
свойство индивидов порождать необычные идеи, создавать оригинальные
ценности, а также принимать нестандартные решения. Среди предпосылок и
оснований, характерных для проявления креативности, выделяют такие
особенности
личности,
обладающие
творческим
потенциалом,
которые
выражаются
в
необыкновенной
напряженности
внимания,
огромной
впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений
относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность
знаний. Среди характерологических особенностей креативности выделяют
уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, а также упорство,
высокую самоорганизацию и колоссальную работоспособность. Особенности
мотивации деятельности усматривают в том, что креативная личность находит
удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его
процессе. Специфическая черта такой личности характеризуется как почти
непреодолимое стремление к творческой деятельности
Проблема
природы
человеческих
способностей
вплотную
волнуют
мыслителей на протяжении уже многих сотен лет. Платон – афинский философ
Древней Греции ввёл в науку понятие о способностях, предложил идею об их
изменчивости, а также впервые разработал теорию творчества. По мнению
Платона, одним из главных источников творческого порыва, является
одержимость, безумие, божественное наитие. Предпосылки творчества содер-
жатся в самой человеческой природе, которой присуще чувство гармонии и
ритма. Платон также заметил, что искусство особым образом воздействует на
внутренний мир человека, меняет и формировать характер.
Анализом философской сущности творчества как процесса создания
произведения искусства занимался Аристотель, который считал, что творчество
есть
инстинктивно-интуитивная
практическая
деятельность
человека,
направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания,
независящее от самого творца, либо на деятельность по организации
психологического опыта человека.
Природа человека формируется и видоизменяется как в процессе
исторического развития, так и в результате трудовой деятельности человека.
Способности человека формируются в процессе его взаимодействия с внешним
миром и с развитием различных видов искусств. Человек не рождается, имея
способности к какой-либо деятельности. Врожденными могут быть только
задатки, особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и
движений, составляющих природную основу развития способностей. Развитие
природных задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и
воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов
нельзя. По мере развития, совершенствуются и способности, приобретая
нужные
качества.
Знание
психологической
структуры
познавательных
процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора
метода обучения и воспитания. Способности возникают и проявляются в
результате
конкретной
деятельности,
они
всегда
являются
результатом
2
развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое
- существует только в движении, только в развитии.
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих
областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-
то одной области.
Практически каждый человек способен добиться профессионального успеха
в жизни, однако большинство людей использует лишь часть своих возможностей. В
эпоху, когда на первый план выходят способность к творчеству и фактор времени,
основным навыком становится умение учиться, а мозг превращается в наш самый
главный орган. Успех и достижение цели придут лишь тогда, когда мы научимся
учиться быстрее и эффективнее. Именно способности определяют становление
личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности. Реализация
своих творческих способностей —одно из главных условий формирования
творчески активной личности, а творческая (креативная) деятельность является
одним из главных определений человеческой сущности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /
Л. С. Выготский. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. .
[Текст] / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.
3.
Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
- СПб: Питер, 2002 г. - 712 с.
3