Напоминание

"Путешествие в зимний лес"


Автор: Субхангулова Юлия Флюровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста высшей категории
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №49" городского округа
Населённый пункт: город Салават Республики Башкортостан
Наименование материала: ООД по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №28 «Родничок»

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан

Конспект занятия ОД «Развитие речи» по

формированию грамматического строя речи

детей

«Путешествие в зимний лес»

Выполнила: А. Ф. Исянгулова

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи:

Образовательные

- Упражнять в образовании относительных прилагательных.

- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в

И. п. и Р.п.

- Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.

Развивающие

- Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

- Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные

- Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

- Воспитывать интерес к занятию.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

С ветки на ветку могу я летать,

Рыженький хвост никому не поймать.

В лесу мне играть -

Надо грибы для зимы собирать.

- Как вы думаете, кто это?

Дети: Белка.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это белка?

Дети: Потому что у белки рыженький хвост, она прыгает с ветки на ветку.

Воспитатель: Правильно, а вот и белка (на интерактивной доске появляется

белка). Она отправила в наш детский сад письмо, давайте его откроем

(открывается письмо). Игра называется «Говорилки». Давайте поговорим о

белочке. (По схеме 2 ребёнка составляют рассказ о белке).

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в гости к белке в зимний лес.

Физминутка :

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм,

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога (Дети машут руками, словно работают лыжными

палками)

Весь засыпан снегом лес. (поворот вправо-влево, разведение рук)

Здесь по снегу скачет зайка, (прыжки)

Там синичек села стайка, (махи руками, как крыльями)

Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим направо)

Там в дупле бельчонка дом. (встают, поднимают руки вверх)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята, скажите, какой зимний лес?

Дети: Зимний лес сказочный, тихий, холодный, белый, пушистый и свежий.

Воспитатель: Зимой в лесу тихо-тихо, а дышать в лесу приятно и легко,

давайте подышим свежим воздухом зимнего леса. (Дыхательная гимнастика:

дети вдыхают воздух и на выдохе произносят слова: «Ах, как вкусно

пахнет!»

Воспитатель: А теперь можете присаживаться на свои пенёчки.

Видно белочка играла

И все шишки раскидала,

Кто все шишки соберёт

И в лесу порядок наведёт?

(Ребёнок собирает шишки в корзину и считает: одна шишка, две шишки, три

шишки, четыре шишки, пять шишек)

Ребята, а кто живёт в лесу?

Дети: В лесу живёт заяц, медведь, белка, лось, олень, волк и т.д.

Воспитатель: А как их можно назвать одним словом? Какие они животные?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А всех ли диких животных можно увидеть в лесу зимой?

Дети: Нет, потому что медведи, ежи и барсуки зимой спят.

Воспитатель: Значит в лесу мы можем встретить много (показывает карточки

с изображениями животных)

Дети: Много волков, много белок, много зайцев и т.д.

Воспитатель: Ребята, с дикими животными случилась беда, они выбежали из

своих домиков и заблудились. Давайте поможем им попасть в их домики, но

сначала поиграем с ними весёлые игры. Нужно сказать, кто за кем гонится.

Игра «Кто за кем гонится?»

- За кем гонится волк?

- Волк гонится за лисой.

- От кого убегает заяц?

- Заяц убегает от лисы.

- Кто догоняет волка?

- Волка догоняет медведь.

- Кого боитсялиса?

- Лиса боится волка.

Воспитатель: Ребята, в зимний лес мы пришли с гостинцами, давайте

угостим гостинцами жителей нашего зимнего лиса.

Игра «Кто что любит?»

На доске предметные картинки (малина, мёд, шишки, грибы, яблоко,

капуста, морковь, орехи, трава, мышь, заяц, жёлуди, мясо). Дети выбирают

картинку:

- Я угощу шишками белку.

- Я угощу морковью зайца.

- Медведь любит мёд.

- Я угощу капустой зайца.

- Волк ловит мышей.

- Лиса охотится за мышами, зайчатами и курами.

Воспитатель: Вот и накормили жителей нашего леса, теперь им не будет

холодно и голодно в суровую зиму. Ребята, а теперь назовите ласково

животного, которого вы накормили.

Дети:

- Я угостила белочку

- Я угостила заиньку.

- Я угостила медвежонка

- Я накормила лисоньку

- Я угостила волчишку.

Воспитатель: Чики – чики –чики – чок,

Пусть попляшет язычок,

Как у нашего Егорки

Хороши скороговорки.

Давайте поиграем с язычком.

Мы с вами сказали, Что ёж спит зимой.

Скороговорка::Же-же-же – говорим мы о еже,

Жа-жа-жа –мы не видели ежа,

Жу-жу-жу – не мешаем мы ежу,

Жи-жи-жи- спят колючие ежи.

Воспитатель просит повторить скороговорку по схеме тихо, быстро, громко,

шёпотом, медленно, во весь голос.

Воспитатель: А мы не будем ежам спать и поговорим дальше. Ребята, а всех

ли птиц можно увидеть зимой в лесу?

Дети: Нет, потому что остались зимовать только зимующие птицы.

Воспитатель: Передаём снежный комочек и называем зимующих птиц.

Дети стоя передают комочек и называют зимующих птиц, садятся на

пеньки.

Воспитатель:

- Посмотрите, на дереве сидит кто?

- На дереве сидит снегирь.

- Клюв кого?

- Клюв снегиря.

- Мы подошли к кому?

- Мы подошли к снегирю.

- Мы играли с кем?

- Мы играли со снегирём.

- Мы говорили о ком?

- Мы говорили о снегире.

- Снегирь улетел. На дереве не стало кого?

- На дереве не стало снегиря.

(Склонение имён существительных по падежам. Воспитатель показывает

снегиря, задаёт вопросы, дети отвечают.)

Воспитатель: А теперь давайте сравним всех жителей нашего леса, я буду

говорить начало предложения, а вам нужно закончить предложение.

- Если медведь больше снегиря, значит снегирь …

- Значит снегирь меньше медведя.

- Если у зайца уши длиннее, чем у зайца, значит у медведя уши…

- У медведя уши короче, чем у зайца.

- Если ёлка выше пенька, значит пенёк ….

- Значит пенёк ниже ёлки.

- Если зимой холоднее, чем осенью, значит осенью ….

- Осенью теплее, чем зимой.

Воспитатель: Ой, что-то стало холодать, предлагаю вернуться в детский сад.

Кто сейчас положит мне на ладошку нужное слово, то сразу окажется в

детском саду.

(Воспитатель подходит к каждому ребёнку и задаёт вопросы)

- Где живёт белка?

- Белка живёт в дупле.

- Значит это чьё дупло?

- Значит это беличье дупло.

- Где живёт волк?

- Волк живёт в логове.

- Значит это чьё логово?

- Значит это волчье логово.

- Где живёт лиса?

- Лиса живёт в норе.

- Значит это чья нора?

- Это лисья нора.

- Где зимой спит медведь?

- Медведь спит в берлоге.

- Значит это чья берлога?

- Значит это медвежья берлога.

- Правда ли, что заяц живёт в норе?

- Нет, заяц прячется в снегу под кустом.

(Дети отвечают на вопросы, каждый садится на своё место за стол)

Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду. На столах перед вами

лежат картинки. Выберите одну карточку с понравившимся животным и

придумайте одно слово на вопрос «какая?» или «какой?»

Каждый ребёнок выбирает карточку.

- Лось длинноногий, лиса хитроумная, заяц длинноухий, рысь пятнистая,

белка черноглазая, медведь бурый, волк серый, олень тонконогий, заяц

травоядный.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Ребята, а

вам понравилось путешествовать?

Дети отвечают.



В раздел образования