Автор: Сайкова Елена Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Мастер- класс
Тема: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-логопеда».
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Мастер- класс «
Использование нейропсихологических игр и упражнений в
работе учителя-логопеда
».
Подготовили:
Сайкова Е.В., учитель-логопед
Ноябрьск
2022 г.
«
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
Иван Петрович Павлов
Цель мастер-класса:
Повышение
уровня
знаний
педагогов
по
использованию
нейропсихологических
технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда
и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических
технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и
приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому
применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову);
карандаши
и
чистые
листы
бумаги;
карточки
«Делай,
как
я»
с
комплексом
нейродинамической гимнастики; пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие
межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».
Ход мастер – класса
Актуальность:
Сегодня мы поговорим о нейропсихологическом подходе в воспитании и обучении
современных детей. Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических
процессов человека с состоянием его мозга, другими словами – это наука о развитии и
воспитании мозга.
Еще в натальном периоде (внутриутробно) нервные клетки
с
начинают
формироваться с гиперскоростью. К 11–12 неделе внутриутробного развития начинают
своё формирование извилины. Итак, на момент своего рождения ребёнок имеет почти
все нейроны, предусмотренные для него природой. И, тем не менее, его нервная система
ещё очень далека от совершенства: сеть нервных волокон только после рождения
начинает своё бурное и неравномерное развитие.
Вот так выглядит нейронная сеть в головном мозге маленького ребенка. Например, если
происходит сбой в какой-то из нейронных сетей, то появляется различная симптоматика,
которая позволяет это понять.
Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития —
ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания
используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие
мозолистого тела, т. е межполушарное взаимодействие.
Если мы видим в онтогенезе (онтогенез - индивидуальное развитие организма от его
зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это
следствие либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга. В
условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат
в основе так называемого «отклоняющего развития».
Метод замещающего онтогенеза – наращивание нейронных связей с помощью различных
нейропсихологических упражнений и игр.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По
исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное,
творческое
–
отвечает
за
тело,
координацию
движений,
пространственное
и
кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое,
аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и
построений программ.
Рассмотрим подробнее, за что отвечает каждый отдел мозга.
1.
Лобная доля отвечает за речь и координацию движений. В ее функцию входит
мышление и логика, как процесс и контроль поведения. В ней расположен
центр Брока (отвечает за устную речь – моторные программы)
2.
Теменная
доля -
наш
«вычислительный
центр»
-
она
обрабатывает
информацию от органов чувств при помощи сенсорного центра, а затем
формирует
ответную
реакцию.
Здесь
возникают
ощущения,
особенно
ощущения собственного тела, а так же терморегуляция. Так же она отвечает за
овладение навыками, регулирует способность выполнять сложные движения.
3.
Затылочная доля – база зрительного центра. Здесь формируются зрительные
образы. Именно поэтому при ударе по голове сзади мы видим «звездочки»
перед глазами – происходит повреждение зрительного центра.
4.
Височная доля отвечает за обработку аудиальной и зрительной информации.
Здесь находится зона Вернике (отвечает за понимание письменной и устной
речи). Там же там хранится
поступающая информация – это центр
долговременной памяти. Кроме того, височная доля отвечает за мимическое
выражение наших эмоций.
( Какой блок за что отвечает). Распечатанный мозг, собираем мозг.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-
ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Только слаженная работа всех отделов направлена на работу высших психических
функций –восприятия, памяти, мышления и внимания. Синхронная работа мозга
контролирует все жизненно важные процессы – дыхание, сердцебиение, метаболизм.
Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?
Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе
сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к другому.
Это приведет к искажению психических функций, проблемам с нормальной физической
активностью,
неловкости
движений,
инфантильности,
ослаблению познавательного
интереса, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и
т.д.
Нам просто необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного
мозга!
Признаки несформированности межполушарных связей.
В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные маркеры,
указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Как правило, в данном
случае страдает нервная проводимость. Тогда одно полушарие блокируется, а второе
берет на себя больше функций, но это не решает проблемы полностью. Итак, у ребенка вы
можете отметить:
плохую координацию;
слабое переключение с одного движения на другое;
несоблюдение последовательности движений;
длительные паузы между ними;
общую моторную неловкость;
плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;
невозможность повторить движения за взрослым;
позднее развитие моторики, отставание в физическом развитии (поздно сел, пополз,
встал);
у некоторых детей так и не формируется умение правильно ползать;
затянутое формирование или его полное отсутствие доминантной (ведущей) руки;
слабую или неправильную артикуляцию, речевые задержки и серьезные патологии
(логопедические проблемы);
отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);
инфантильность в поведении;
слабую познавательную мотивацию (ребенку не интересно узнавать новое, он не
стремится к этому);
агрессивность, плаксивость, негативизм и т.д.
При такой картине необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в
единую интегративно-целостную систему.
Мы не будем сегодня рассматривать нейропсихологию как науку. Мы будем
говорить про элементы нейрокорекции, доступные в работе с детьми в условиях детского
сада.
Нейропсихологические упражнения являются отличным дополнением к основной
программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
В
работу
с
детьми
необходимо
включать
игры,
которые
помогают
ребёнку
контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в
этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и
практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией, а то в какую
деятельность с детьми вы будете включать эти упражнения, зависит от вас и вашей
фантазии.
Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?
Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе
сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к другому.
Это приведет к искажению психических функций, проблемам с нормальной физической
активностью,
неловкости
движений,
инфантильности,
ослаблению познавательного
интереса, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и
т.д. Нам просто необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного мозга!
Признаки несформированности межполушарных связей.
В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные маркеры,
указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Как правило, в данном
случае страдает нервная проводимость через мозолистое тело, которое как раз и связывает
в теменно-затылочной области обе части. Тогда одно полушарие блокируется, а второе
берет на себя больше функций, но это не решает проблемы полностью. Итак, у ребенка вы
можете отметить:
плохую координацию;
слабое переключение с одного движения на другое;
несоблюдение последовательности движений;
длительные паузы между ними;
общую моторную неловкость;
плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;
невозможность повторить движения за взрослым;
позднее развитие моторики, отставание в физическом развитии (поздно сел, пополз,
встал);
у некоторых детей так и не формируется умение правильно ползать;
затянутое формирование или его полное отсутствие доминантной (ведущей) руки;
слабую или неправильную артикуляцию, речевые задержки и серьезные патологии
(логопедические проблемы);
отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);
инфантильность в поведении;
слабую познавательную мотивацию (ребенку не интересно узнавать новое, он не
стремится к этому);
агрессивность, плаксивость, негативизм и т.д.
При такой картине необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в
единую интегративно-целостную систему.
Поэтому,
развивая
координацию
движений,
моторику
ребенка,
мы
создаем
предпосылки для полноценного функционального становления многих психических
процессов.
Нейропсихологические упражнения являются отличным дополнением к основной
программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
В
работу
с
детьми
необходимо
включать
игры,
которые
помогают
ребёнку
контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в
этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.
Заинтересовала меня "Программа "Дельфины" - созданная нейропсихологом А. В.
Семенович и логопедом Т. Н. Ланиной, на основе интеграции нейропсихологического и
логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной
программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и
традиционно логопедических воздействий.
В основу этой программы положен МЗО (метод замещающего онтогенеза). Также
пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у
детей: нейродинамическая гимнастика».
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по
развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет. Комплексы
нейродинамической
гимнастики
представлены
двумя
блоками:
мануальным
и
психомоторным.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие
повысить способность мозга ребенка в интегрированной работе. Выполняя эти
упражнения, ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя
руками одновременно. Тем самым мы создаем условия для улучшения взаимодействия
работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-
своему.
Для
лучшего
восприятия
поз
пальцев
рук
я,
используя пособие
«Говорящие
ручки». Инструкция: «Делай, как я». С помощью этих карточек дети учатся повторять
позы и движения, по подражанию, по словесной инструкции. Для детей постарше, нужно
запомнить цепочку поз и повторить по памяти. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с
проговариванием. Еще это пособие дополнено карточками для самостоятельного
составления цепочек.
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамической
гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс
повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение
и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.
Список использованной литературы:
1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ,
2001.
2. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование
письма и чтения младших школьников. — М. : В. Секачев. — 128 с. 2008
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический
подход. - П., 2008.
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.
5.
Лурия
А.
Р.,
Цветкова
Л.
С.
Нейропсихология
и
проблемы
обучения
в
общеобразовательной школе. – М. : Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
6. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. –
М. : ПИТЕР. 2008.
7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. -
48 с.
8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение
обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.
10. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для
восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие.
М. ,1999.
11. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих
речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999.