Автор: Рубченкова Екатерина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Ширяевская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская область,Иркутский район,д.Ширяева
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
« Ширяевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по предмету литературного чтения в 3 классе с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо»
Учитель начальных классов: Рубченкова Екатерина Ивановна
Тема урока: произведение В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница».
Тип урока: открытие нового знания.
Деятельностная цель-формирование у учащихся умений реализации новых способов
действия. Развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение
работать в группе, познавательного интереса, самоанализа, сопоставления, сравнения,
развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Содержательная-ознакомление обучающихся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-
путешественница», формирование
выразительного и осознанного чтения в рамках
технологии критического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование
потребности
в
систематическом
чтении;
овладение
элементарными
приёмами
анализа
художественного
произведения,
используя
литературоведческие понятия; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание
произведения, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступкам героя, определять главную мысль произведения.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, планировать,
контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; овладение навыками смыслового чтения текстов в
соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевых высказываний в
устной форме; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событиям; умение сотрудничать в группе, в паре.
Личностные:
развитие
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания героям произведения;
наличие мотивации к творческому труду и
бережному отношению к природе.
Вид используемых на уроке средств: презентация,
мультимедийный проектор,
аудиозапись, запись на доске, печатные листы с биографией автора, карточки со слогами,
конверты с загадками, лист самооценки, карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт
нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!
-Мы отправляемся в путешествие в удивительную страну сказок, в которой живут
удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. У нас есть всё
для путешествия в эту страну.
Ноги, чтоб идти,
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть
И сердце, чтобы понять. (Повторяют за учителем движения).
Речевая разминка (слайд 1) .(Повторяют за учителем соответствующие звуки)
Представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните пряный аромат опавших листьев.
Подул слабый ветерок.
Тихо шелестят под ногами опавшие листья.
Вот едва слышится писк летящего комарика. Звук приближается, отдаляется, стихает.
Работа над стихотворением (слайд 2). Чтение стихотворения с различной интонацией.
А) удивления
Б) сердито
В) разочарования
Г) иронии
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Знакомство с автором и названием произведения. Работают в парах. Отгадывают загадки.
-Сегодня мы будем читать новое произведение.
-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать.
Откройте конверт №1, прочитайте задание, посовещайтесь в парах и дайте ответ. (Загадки
дети читают и отгадывают в парах)
1. Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка.)
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
3. Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка.)
4. На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?! Кто это? (Лягушки.)
- Так о ком же мы будем читать?
-А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций.
-Отгадайте жанр произведения и его автора. (Слайд 3).
-Определяют автора и жанр произведения, двигаясь по часовой стрелке)
Название произведения собирают из слогов. Называют тему урока.
ка
В
се
Сказ
во
шин
Гар
лод
-Из слогов соберите название сказки.
ка, гуш, Ля – пу, вен, шест, те, ца, ни.
-Как называются сказки, у которых есть автор?
-Назовите автора и тему урока. (Слайд 4 - Тема урока)
3.Выявление места и причины затруднения.
Методический приём «Корзина имён, понятий» (слайд 5- портрет писателя, слайд 6 -
выставка книг).
-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?
-На доске схема: В.М. Гаршин- писатель-рассказы-сказки-о природе.
-Дети высказывают свои предположения.
-Сведения об авторе. Приём «Инсерт» читают биографию автора ( листы у каждого). При
чтении карандашом выставляют пометки на полях:
+ уже знал
! узнал новое
? хочу узнать
Озвучивание пометок. Вывод: будем знакомиться с его произведением.
-Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства
ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился
он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки.
Писатель прожил тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток даже на его внешность. В.
М. Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он часто не мог
смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому сильно страдал. Это
отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года, умер. Всеволод
Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками;
изучал их жизнь, наблюдал за ними.
К сожалению, он очень мало успел написать. Некоторые сказки и рассказы посвятил
детям. Они учат вас видеть прекрасное и безобразное, противостоять злу и помогать
добру.
4.Построение
проекта
и
выхода
из
затруднения.
Методический
приём
«Предположение»:
-О ком или о чём будет произведение с таким названием?
-Когда будут происходить события? В какое время года?
-Что могло произойти с этим героем? Почему?
-Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только на
его название. Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.
-Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы. (слайд 7). Познакомиться с …..
(литературной сказкой)
-Формулируют цели урока, используя опорные фразы.
Учиться составлять….. (план сказки)
Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль
каждой части) Озаглавливать…. (части сказки)
Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)
5.Реалиация построенного проекта.
-Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём
называется «Чтение с остановками». Чтение первой части учителем.
1 часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка. Ответьте на вопросы:
Где жила лягушка?
Как жилось лягушке в болоте?
О чём думала, когда сидела на сучке? (Выразительное чтение слов лягушки).
Чем наслаждалась лягушка?
В чём было счастье лягушки?
(Слушают учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают).
Что самое главное в этой части?
Озаглавьте 1 часть.
Чтение второй части хорошо читающими детьми. 2 часть.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
-Кого увидела лягушка на болоте?
-Куда летели утки?
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой
вопрос. (Выборочное чтение).
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками?
-Лягушка увидела уток.
-На юг.
-Почему?
-Она очень хотела побывать на юге?
-Какую черту характера мы увидели в лягушке?
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев?
-Как это её характеризует?
-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано?
-Подберите заголовок ко 2 части.
– Как вы думаете, что будет дальше? (Решение лягушки лететь с утками).
Чтение третьей части детьми по “цепочке”.
Работа в паре. Повторяют правила
«вежливого спора»:
- высказав своё мнение, спроси партнёра «Ты согласен?»
- слушай партнёра внимательно;
- если ты не согласен, выскажи своё мнение.
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
Словарная работа (работа в паре).
Захватило дух
Стало трудно дышать от резких
движений, волнений, страха, а
так же от холода и ветра
Присутствие духа
Полное
самообладание,
уверенность в себе
Бумажный паяц
Старинное
название
клоуна
(паяц)
Скирды
Большой, обычно продолговатый
стог сена
Стук цепов
Ручное
орудие для
молотьбы
(цеп)
Верста
Старинная русская мера равная 1
км. 6 м.
-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.
-Оправдались ли ваши предположения?
-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной).
-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась спинкой и
головой вперёд, а брюшком назад).
-Какую
черту
характера
вы
бы
отметили
у
лягушки? (Это
находчивость,
сообразительность).
-Что главное в этой части?
-Придумайте заголовок. ( Сообразительность лягушки).
Слушание четвертой части (аудиозапись).
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась
свалиться).
-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? (Ей было
очень интересно увидеть и услышать, что говорят).
- Для чего она попросила уток лететь пониже?
- Что слышала наша героиня, когда летела? Люди удивлялись. Называли это чудом.
- Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки).
–Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?
Ф И З М И Н У Т К А
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Прослушивание пятой и шестой части (аудиозапись).
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей
мочи. Прослушивание 5 и 6 частей сказки.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах. Прием «Ромашка Блума».
Ребята, у вас на столах карточки на
карточках у вас начало вопроса, дополните и задайте вопрос.
-Придумайте по 6 вопросов, задайте их своим товарищам.
-Кто…..?
-Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит …?
-Почему….?
-Что изменилось бы, если бы…..?
-Как бы вы поступили на месте……?
-Почему……?
-Найдите главную мысль части. Озаглавьте её.
-О чём говорится в 6 части? Озаглавьте её.
Чтение составленного плана. (Слайд 8) .Читают план.
1.Беззаботная жизнь лягушки.
2. Решение лягушки лететь с утками.
3. Сообразительность лягушки.
4. Восхваление лягушки.
5. Результат хвастовства.
6. Хвастливые рассказы путешественницы.
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?
-Что вам понравилось в поведении лягушки?
-Какая черта характера этому соответствует?
-Что ещё можно рассказать о поведении лягушки?
-Охарактеризуйте героиню.
-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками,
которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой
сказки. (Слайд 9)
1.Смелость города берёт.
2.Хвастовство само себя наказывает.
3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
8.Включение в систему знаний и повторение.
Прием «Синквейн» на тему: «Лягушка - путешественница». Вы в нём можете выразить
своё отношение к лягушке. (слайд 10 – алгоритм)
Тема, одно существительное (кто? что?)
Описание темы в двух словах – прилагательных (какая?)
Описание действия в рамках темы, три глагола (что делает?)
Предложение по теме.
Синоним из одного слова по теме.
-Давайте посмотрим, что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу
схему.
-Какова основная мысль сказки? Чему она учит?
Что бы вы посоветовали Лягушке?
9.Рефлексия по итогам урока.
-В завершении урока выразим свое отношение к уроку и насколько продуктивно работали,
и все ли вам было понятно.
- Ребята у вас на столах лежат листы самооценки, вам нужно поставить + напротив
высказывания, если оно вам подходит.
Лист самооценки
Я знаю автора……………………………
Я запомнил(а) содержание сказки…………
Я понял(а) основную мысль сказки………..
Мне урок понравился, работал (ла) хорошо…..
Не понравился урок, работу выполнял (ла) с затруднением….
Было ничего не понятно, нужна помощь……
10.Домашнее задание (карточки).
-Какие
слова
названия
животных
спрятались
в
названии
сказки
«Лягушка-
путешественница»?
-Придумать продолжение истории про лягушку. Какие еще приключения могли бы с ней
произойти?
-Пересказ сказки от лица лягушки.
-Подобрать пословицы, поговорки, приметы связанные с лягушками.
Спасибо за хорошую работу на уроке!