Напоминание

"Формирование самостоятельности у детей раннего возраста"


Автор: Квасова Зиля Халиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАДОУ детский сад № 4 с. Кандры
Населённый пункт: "с.Первомайское"
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Формирование самостоятельности у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование самостоятельности у детей раннего возраста

Автор: Квасова Зиля Халиловна

Филиал МАДОУ детский сад №4 с. Кандры"Доу с.Первомайское"

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования у

детей раннего возраста самостоятельности. «Кирпичики развития» создаются

не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте при взаимодействии

педагогов, родителей и детей. Мы призваны помочь ребёнку приобрести

необходимые навыки. В зависимости от возрастных особенностей

формируется самостоятельность, управление действий.

Ключевые слова: самостоятельность, ранний возраст, режимный момент.

Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в

современной педагогике одной из самых актуальных. Данное качество

личности является стержневой стороной характера человека, и его

воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Целесообразность

формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно

созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в

ряде исследований и нормативных правовых документах.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к

инициативности и самостоятельности», здесь определены основные

положения по формированию не просто социального индивида, а социально

активной личности. В этом документе определены важные принципы

дошкольного образования, формирование субъектности ребенка, как

участника образования и образовательных отношений. Интерес к изучаемой

нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими

задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся

личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и

сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а

творческий подход к решению больших и малых задач, способность

самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем

слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять

собой, поэтому подражают другим

Проблема формирования самостоятельности у детей раннего возраста

бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от

воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в

себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и

принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией

самостоятельной работы является формирование высококультурной

личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной

деятельности развивается человек.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности

необходимо решать уже в работе с детьми раннего возраста

Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить

ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные

особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах

деятельности и на разных возрастных этапах.

Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и

психологами в младшем дошкольном возрасте, который по определению

А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического

складывания личности».

Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с

освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой,

учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою

субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности

репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества

при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и

самооценки в осуществлении деятельности.

Каждый вид деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие

разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию

активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные

возможности для формирования целенаправленности и осознанности

действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах

деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление

к поиску адекватных средств самовыражения.

В развитии детской самостоятельности выделены три ступени:

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в

которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений

и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный

материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит

«пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за

помощь).

Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы

действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки

взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый

шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и

предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее

учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное

правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для

определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Формирование самостоятельности в трехлетнем возрасте.

Три года - очень важная веха в жизни ребенка, ведь именно к трем годам у

него появляется четкое осознание собственного «Я» (определить это можно

по тому, что ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения).

Родителям очень важно знать, каким должно быть нормальное развитие

ребенка в 3 года.

Начнем с познавательного развития. Трехлетние дети свободно

ориентируются в плоскостных геометрических фигурах, с некоторой

помощью взрослых - в объемных геометрических фигурах и их свойствах,

основных цветах спектра и их оттенках (при практическом сравнении),

ахроматических цветах.

Ребенок раннего возраста использует в играх с предметами и повседневной

жизни предметы-орудия, конструирует несложные фигуры из кубиков

(самостоятельно), а также поделки из бумаги и природных материалов (с

помощью взрослого). При высокой заинтересованности ребенок способен

концентрироваться на игровых заданиях в течение 20-25 минут, не

отвлекаясь.

Творческое развитие малыша тоже не стоит на месте. Ребенок начинает

проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности:

рисование, аппликация, лепка. Также увеличивается интерес ребенка к

музыке и пению: он с удовольствием слушает хорошую музыку и

эмоционально на нее откликается, начинает петь, передавая мелодию и

ритмический рисунок, осваивает простые танцевальные движения и с

удовольствием играет в музыкальные сюжетно-ролевые игры.

В раннем возрасте у ребенка уже достаточно неплохо развиты основные

движения. Он хорошо ходит, бегает, прыгает, а также лазает по вертикальной

лесенке, перелезает через препятствия и проползает под ними. Улучшаются

навыки игры с мячом. К трем годам ребенок обычно умеет скатываться на

санках с горки.

В этом возрасте можно начинать учить его кататься на трехколесном

велосипеде и ходить на лыжах, помогать малышу осваивать движение в воде

(плавать, возможно, пока и рано, но уже можно учить ребенка не бояться

воды).

Речевое развитие ребенка также прогрессирует. Активный словарь в этом

возрасте составляет примерно 1500 слов, пассивный - в 5-8 раз больше.

Знания ребенка об окружающем мире начинают выстраиваться в

определенную систему.

Ребенок употребляет все части речи (в том числе и личные местоимения),

грамматически правильно согласует слова в простых предложениях,

начинает употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (в

основном с причинно-следственной связью).

Важно помнить, что темпы речевого развития у детей достаточно

индивидуальны. Не стоит ругать ребенка за ошибки в речи: детям в этом

возрасте свойственны словотворчество и грамматические ошибки. Нужно

мягко поправлять ребенка, но не заострять на ошибках внимание: это может

привести к тому, что он начнет коверкать слова специально.

Ребенок становится раскованнее в общении, стремится к диалогу как с

другими детьми, так и со взрослыми, испытывая потребность в общении. От

одиночных сюжетно-ролевых игр он все чаще переходит к совместным играм

с другими детьми.

Как уже было сказано, к трем годам у детей обычно сформирована «система

Я». Ребенок осознает себя не только как отдельную личность, но и как члена

определенной группы людей (семьи, детского коллектива). Из-за четкого

осознания себя как личности ребенок начинает вести себя по-другому — у

него наступает кризис трех лет. Этот период развития ребенка

сопровождается негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием,

протестом, обесцениванием родительского авторитета, деспотизмом.

Это непросто и для родителей, и для самого ребенка. Поэтому очень важно

правильно выстроить линию поведения в отношении трехлетнего ребенка -

чрезмерная авторитарность так же вредна, как и излишнее попустительство.

Ребенку в этом возрасте важна ваша поддержка, забота и любовь, но нельзя

позволять ему «садиться на шею».

Таким образом, три года - это своего рода первая ступенька на пути к

самостоятельности. Разумеется, очень важно, чтобы развитие ребенка в 3

года соответствовало возрастным нормам, однако не следует забывать, что

нормы рассчитаны на «среднестатистического» ребенка, а таких детей

просто-напросто не существует. Так что лучшее, что можно посоветовать

родителям, - заниматься с ребенком, уделять ему свое внимание. Тогда

удастся вместе преодолеть кризис трех лет, а темпы развития малыша будут

соответствовать его возрасту.

Список литературы:

1. Акимова, Г.Е., Федорова, Е.В., Яковлева, В.Н. Психологические

особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В.

Федорова, В. Н. Яковлева. – СПб.: Речь, – 2013. – 245 с.

2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.

[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9 – с. 52- 58.

3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. —— СПб.: Речь,

2014. — 244 с.

4. Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное

воспитание» – 2015 №4. – 58 с.

5. Балышева Е.Н. Я все умею сам! Практическое руководство для развития

самостоятельности у ребенка; Литера - Москва, 2012. - 897 c.

6. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации

самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском

саду и дома. // Детский сад от А до Я. – 2014. – №1 – с. 148-158.

7. Болонский П.П. Дошкольный возраст. [Текст] // Блонский П.П.

Педология. – М., 2014. – с. 89-119.

8. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина и

др. - М.: Академия развития, – 2015. – 240 c.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения;

Смысл-Москва, 2009.-с.52.



В раздел образования