Автор: Квасова Зиля Халиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАДОУ детский сад № 4 с. Кандры
Населённый пункт: "с.Первомайское"
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Формирование самостоятельности у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование самостоятельности у детей раннего возраста
Автор: Квасова Зиля Халиловна
Филиал МАДОУ детский сад №4 с. Кандры"Доу с.Первомайское"
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования у
детей раннего возраста самостоятельности. «Кирпичики развития» создаются
не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте при взаимодействии
педагогов, родителей и детей. Мы призваны помочь ребёнку приобрести
необходимые навыки. В зависимости от возрастных особенностей
формируется самостоятельность, управление действий.
Ключевые слова: самостоятельность, ранний возраст, режимный момент.
Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в
современной педагогике одной из самых актуальных. Данное качество
личности является стержневой стороной характера человека, и его
воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Целесообразность
формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно
созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в
ряде исследований и нормативных правовых документах.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к
инициативности и самостоятельности», здесь определены основные
положения по формированию не просто социального индивида, а социально
активной личности. В этом документе определены важные принципы
дошкольного образования, формирование субъектности ребенка, как
участника образования и образовательных отношений. Интерес к изучаемой
нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими
задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся
личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и
сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а
творческий подход к решению больших и малых задач, способность
самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем
слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять
собой, поэтому подражают другим
Проблема формирования самостоятельности у детей раннего возраста
бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от
воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в
себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и
принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией
самостоятельной работы является формирование высококультурной
личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной
деятельности развивается человек.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности
необходимо решать уже в работе с детьми раннего возраста
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить
ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные
особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах
деятельности и на разных возрастных этапах.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и
психологами в младшем дошкольном возрасте, который по определению
А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического
складывания личности».
Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с
освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой,
учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою
субъектную позицию.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности
репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества
при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и
самооценки в осуществлении деятельности.
Каждый вид деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие
разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию
активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные
возможности для формирования целенаправленности и осознанности
действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах
деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление
к поиску адекватных средств самовыражения.
В развитии детской самостоятельности выделены три ступени:
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в
которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений
и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный
материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит
«пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за
помощь).
Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы
действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки
взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый
шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и
предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее
учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное
правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для
определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Формирование самостоятельности в трехлетнем возрасте.
Три года - очень важная веха в жизни ребенка, ведь именно к трем годам у
него появляется четкое осознание собственного «Я» (определить это можно
по тому, что ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения).
Родителям очень важно знать, каким должно быть нормальное развитие
ребенка в 3 года.
Начнем с познавательного развития. Трехлетние дети свободно
ориентируются в плоскостных геометрических фигурах, с некоторой
помощью взрослых - в объемных геометрических фигурах и их свойствах,
основных цветах спектра и их оттенках (при практическом сравнении),
ахроматических цветах.
Ребенок раннего возраста использует в играх с предметами и повседневной
жизни предметы-орудия, конструирует несложные фигуры из кубиков
(самостоятельно), а также поделки из бумаги и природных материалов (с
помощью взрослого). При высокой заинтересованности ребенок способен
концентрироваться на игровых заданиях в течение 20-25 минут, не
отвлекаясь.
Творческое развитие малыша тоже не стоит на месте. Ребенок начинает
проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности:
рисование, аппликация, лепка. Также увеличивается интерес ребенка к
музыке и пению: он с удовольствием слушает хорошую музыку и
эмоционально на нее откликается, начинает петь, передавая мелодию и
ритмический рисунок, осваивает простые танцевальные движения и с
удовольствием играет в музыкальные сюжетно-ролевые игры.
В раннем возрасте у ребенка уже достаточно неплохо развиты основные
движения. Он хорошо ходит, бегает, прыгает, а также лазает по вертикальной
лесенке, перелезает через препятствия и проползает под ними. Улучшаются
навыки игры с мячом. К трем годам ребенок обычно умеет скатываться на
санках с горки.
В этом возрасте можно начинать учить его кататься на трехколесном
велосипеде и ходить на лыжах, помогать малышу осваивать движение в воде
(плавать, возможно, пока и рано, но уже можно учить ребенка не бояться
воды).
Речевое развитие ребенка также прогрессирует. Активный словарь в этом
возрасте составляет примерно 1500 слов, пассивный - в 5-8 раз больше.
Знания ребенка об окружающем мире начинают выстраиваться в
определенную систему.
Ребенок употребляет все части речи (в том числе и личные местоимения),
грамматически правильно согласует слова в простых предложениях,
начинает употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (в
основном с причинно-следственной связью).
Важно помнить, что темпы речевого развития у детей достаточно
индивидуальны. Не стоит ругать ребенка за ошибки в речи: детям в этом
возрасте свойственны словотворчество и грамматические ошибки. Нужно
мягко поправлять ребенка, но не заострять на ошибках внимание: это может
привести к тому, что он начнет коверкать слова специально.
Ребенок становится раскованнее в общении, стремится к диалогу как с
другими детьми, так и со взрослыми, испытывая потребность в общении. От
одиночных сюжетно-ролевых игр он все чаще переходит к совместным играм
с другими детьми.
Как уже было сказано, к трем годам у детей обычно сформирована «система
Я». Ребенок осознает себя не только как отдельную личность, но и как члена
определенной группы людей (семьи, детского коллектива). Из-за четкого
осознания себя как личности ребенок начинает вести себя по-другому — у
него наступает кризис трех лет. Этот период развития ребенка
сопровождается негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием,
протестом, обесцениванием родительского авторитета, деспотизмом.
Это непросто и для родителей, и для самого ребенка. Поэтому очень важно
правильно выстроить линию поведения в отношении трехлетнего ребенка -
чрезмерная авторитарность так же вредна, как и излишнее попустительство.
Ребенку в этом возрасте важна ваша поддержка, забота и любовь, но нельзя
позволять ему «садиться на шею».
Таким образом, три года - это своего рода первая ступенька на пути к
самостоятельности. Разумеется, очень важно, чтобы развитие ребенка в 3
года соответствовало возрастным нормам, однако не следует забывать, что
нормы рассчитаны на «среднестатистического» ребенка, а таких детей
просто-напросто не существует. Так что лучшее, что можно посоветовать
родителям, - заниматься с ребенком, уделять ему свое внимание. Тогда
удастся вместе преодолеть кризис трех лет, а темпы развития малыша будут
соответствовать его возрасту.
Список литературы:
1. Акимова, Г.Е., Федорова, Е.В., Яковлева, В.Н. Психологические
особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В.
Федорова, В. Н. Яковлева. – СПб.: Речь, – 2013. – 245 с.
2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.
[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9 – с. 52- 58.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. —— СПб.: Речь,
2014. — 244 с.
4. Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное
воспитание» – 2015 №4. – 58 с.
5. Балышева Е.Н. Я все умею сам! Практическое руководство для развития
самостоятельности у ребенка; Литера - Москва, 2012. - 897 c.
6. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации
самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском
саду и дома. // Детский сад от А до Я. – 2014. – №1 – с. 148-158.
7. Болонский П.П. Дошкольный возраст. [Текст] // Блонский П.П.
Педология. – М., 2014. – с. 89-119.
8. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина и
др. - М.: Академия развития, – 2015. – 240 c.
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения;
Смысл-Москва, 2009.-с.52.