Напоминание

СТАТЬЯ Основные направления воспитательных технологий при изучении психиатрии в СПО


Автор: Сторожилова Ольга Леонидовна
Должность: Преподаватель психиатрии и наркологии
Учебное заведение: Министерство здравоохранения Республики Крым ГАОУ СПО «Крымский медицинский колледж
Населённый пункт: Республика Крым г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: СТАТЬЯ Основные направления воспитательных технологий при изучении психиатрии в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

СТАТЬЯ

Основные направления воспитательных технологий

при изучении психиатрии в СПО

Преподаватель психиатрии и наркологии

Сторожилова Ольга Леонидовна

Симферополь, 2021

Психиатрия

традиционно рассматривается как

одна

из наиболее

сложных для изучения медицинских дисциплин. На всех этапах развития

психиатрии ее теория и практика были тесно связаны с научными понятиями

о психическом здоровье и болезни, с существующим законодательством,

философией, моралью.

В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический

кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом

реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой

явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии.

Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих

содержание

медицинской

этики

вообще

и

профессиональной

этики

медсестры, в частности.

В соответствии с этими документами, медицинские сестры являются не

просто

помощниками

врача,

исполнителями

его

поручений,

а

представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками

комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий,

реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии

в пределах своей компетенции.

На медицинской сестре, работающей в психиатрической сфере, лежит

много организационных обязанностей, число которых больше, а характер

иной, нежели в других разделах клинической медицины. При открытом

лечении к этим обязанностям, помимо обычных обязанностей, можно

отнести визиты домой к больному и собирание сведений о среде больного,

помощь в организации клубной работы (различные клубы для пациентов).

Эта работа требует большого такта и психологической проницательности,

высокого профессионализма.

Цель занятия по данному предмету, не только контролировать знания

студентов, но и помогать им формировать практические навыки оказания

сестринской помощи больным с различными психическими расстройствами.

Которая, в психиатрической практике, специфична и многообразна.

Можно выделить ряд условий, определяющих эффективность процесса

обучения. Среди них основными являются интерес и связанная с этим

интересом

мотивация

студентов

к

изучению

предмета,

степень

подготовленности студентов к занятию. Кроме того, важное значение

придается повышению компетенции специалистов.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный

многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения,

деятельности. Воздействовать на мотивацию можно как с помощью чисто

формальных приемов – например, объясняя важность данного раздела темы

для успешной сдачи зачета или экзамена, так и более эффективно –

показывая, насколько важен тот или иной раздел изучаемой темы для

правильного ведения больных для формирования специалиста. Внимание

аудитории

при

этом

может

быть

повышено,

если

преподавателем

используются ссылки на ранее изученные фрагменты темы. Существуют

объективные причины, затрудняющие изучение психиатрии. Тот органный

подход,

существующий,

например,

при

изучении

патологической

физиологии, когда сходные по своей природе механизмы могут нарушать

деятельность различных органов и систем, при изучении психиатрии не

всегда уместен.

Ситуация еще больше усугубляется тем, что в процессе изучения как

психиатрии будущие медицинские работники сталкиваются, как правило, с

необычными случаями, с больными, которые госпитализированы и имеют

весьма своеобразные клинические проявления, отличные от тех, с чем будут

иметь дело будущие медицинские работники, которые избрали своей

специальностью не психиатрию.

Все это приводит к впечатлению о малокурабельности больных

психического профиля, что в настоящее время весьма далеко от реальности.

Поэтому так важно в процессе обучения наладить функционирующую

«обратную связь» между преподавателем и студентами. Эта связь, может

быть, как отрицательной (например, выявление недостаточно хорошо

усвоенных студентами разделов изучаемого предмета с помощью тестовых

заданий), так и положительной (констатация хорошо усвоенных разделов);

последнее является одним из методов повышения мотивации к изучению

предмета.

В этой связи представляется весьма важным активное использование в

процессе обучения возможностей современных методов исследования,

показывая не столько их потенциальные возможности, сколько актуальность

применения у данного конкретного больного.

Эффективным

методом

повышения

мотивации

является активное

вовлечение обучаемых в процесс преподавания. Опытный преподаватель

использует

для

этого

различные

приемы

например,

задавая

«неразрешимые» вопросы или предлагая для обсуждения по изучаемой теме

неоднозначно

трактуемые

проблемы.

Подобная

методика

«мозгового

штурма» в конечном итоге способствует не только повышению интереса к

изучаемому предмету, но и обеспечивает качественно более высокий уровень

знаний. Следует подчеркнуть, что комплексность подачи материала в

значительной степени определяет интерес к рассматриваемому вопросу.

Поэтому больший интерес вызывает не столько перечисление тех или иных

фактов, определения понятий и т. п., сколько представление глобальных

принципов, концепций или теорий.

И

здесь

психиатрия

предоставляют

значительные

возможности.

Фактический

материал

может

быть

эффективно

изучен

в

процессе

самостоятельной подготовки студентов, а во время семинарских занятий, а

тем

более

лекций,

более

целесообразным

является

изучение

общих

представлений либо разбор ситуаций нестандартных, но потенциально

курабельных. Все это способствует повышению интереса студентов к

изучаемому вопросу и позволяет сформировать базис будущего опыта.

Необходимо

донести

до

обучающихся,

что

знания

психиатрии

понадобится не только медицинским сестрам психиатрических лечебно-

профилактических учреждений, но и специалистам учреждений общего

профиля,

так

как

зачастую

соматические

проявления

маскируют

начинающуюся душевную болезнь до тех пор, пока не будет оказана

специализированная психиатрическая помощь.

Все пациенты с психическими расстройствами нуждаются в правовой

защите больше, чем лица, страдающие другими видами патологии. В то же

время и общество нуждается в защите от противоправных действий, которые

могут быть неосознанно предприняты пациентами.

В этой связи к медицинским сестрам, работающим в современных

психиатрических

клиниках,

предъявляется

ряд

требований,

весьма

специфичных

и

отличающихся

от

требований

в

других

лечебно-

профилактических учреждениях:

1. Широкие функции медицинской сестры, оказывающей помощь

пациентам с психическими расстройствами, предусматривают гибкость и

разнообразие профессиональных подходов. В процессе своей деятельности

ей необходимы навыки клинического мышления в области психиатрии,

терапии, инфекционных болезней и т.д. Тактика ведения таких пациентов

неоднозначна и требует весьма индивидуального подхода, а главное,

динамического наблюдения за состоянием пациента. Используемая в лечении

комплексная

терапия

соматическими

и

психотропными

препаратами

заставляет обращать особое внимание на их сочетаемость, и возможность

возникновения тяжелых побочных эффектов. Это, в свою очередь, требует от

медицинской сестры глубоких знаний в области фармакотерапии и, в

частности, психофармакотерапии. В процессе наблюдения медицинская

сестра должна уметь выделять и верно характеризовать ряд искусственно

вызванных расстройств, суицидальных состояний, симуляций и т.д., что в

психиатрической практике встречается довольно часто. Кроме широкого

знания основных признаков психических и соматических расстройств,

приходится

весьма

тщательно

относиться

к

вопросам

инфекционной

безопасности пациентов, поскольку, зачастую пациенты ведут асоциальный

образ жизни. Статистически подтверждено, что они являются группой риска

таких опасных инфекций, как ВИЧ, туберкулёз, сифилис, кишечные

инфекции и т.д., поскольку снижается уровень персональной гигиены.

2. Медицинской сестре психиатрической клиники необходимо иметь очень

высокий

уровень

социального

интеллекта,

потому

что

психическое

заболевания

у

пациента

сопровождается

не

только

медицинскими

проблемами, сколько проблемами социального характера. Социальные

проблемы выражаются в изменении семейных отношений, социальной

изоляции,

отсутствии

навыков

по

уходу

за

инвалидом

в

семье,

неэффективной

адаптации

в

обществе.

На

первый

план

выходит

психосоциальная реабилитация пациентов, которую медицинская сестра

проводит на всех этапах оказания помощи. Основная цель данной работы -

дольше сохранить и оптимально использовать то, что имеется, а, по

возможности, восстановить утраченные функции. Объем профессиональных

обязанностей медсестры становится намного шире, чем просто медицинская

деятельность. Нередко они внедряются в социальную область. Медицинская

сестра

координирует

всю

деятельность

по

оформлению

и

переводу

пациентов в учреждения социального обслуживания, решает вопросы

восстановления

социальных

связей,

узнает

домашние

условия

своих

пациентов.

Медицинская

сестра

устанавливает

с

членами

семьи

психологический

контакт,

помогает

адаптироваться

к

сложившимся

условиям, обучает уходу за пациентами на дому.

3. Сестринское дело в психиатрии - один из специальных разделов

сестринской практики, в котором медицинская сестра имеет дело с реакцией

человека на стресс и кризис, взаимодействием множества факторов,

влияющих

на

способность

личности

адаптироваться

к

стрессовым

воздействиям. Применение инновационных форм сестринской деятельности

в психиатрии имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с

организацией и режимом учреждения данного профиля, психологическими

нюансами

подхода

к

пациентам,

страдающим

нервно-психическими

заболеваниями, и особенностями ухода за пациентами. Так, при ряде

психических заболеваний пациент может быть опасен и для себя и для

окружающих.

Учитывая

это,

медицинская

сестра,

использующая

сестринский процесс, наряду с формированием уважительных партнерских

отношений с пациентом, должна осуществлять надлежащий контроль,

обеспечивая безопасность пациента, окружающих и свою личную. При этом,

выполняя помимо лечебной, очень важную функцию охраны общества от

наиболее агрессивных проявлений психического расстройства.

4.

Медицинская

сестра,

работающая

в

психиатрии,

должна

владеть

коммуникативными навыками в сочетании с прочными теоретическими

знаниями в области психологии, психотерапии, иметь высокую степень

эмпатии, доброты, отзывчивости,

участия.

Главная цель сестринской

деятельности — это максимально возможная независимость пациента и

облегчение

его

страданий,

вызванных

психическим

недугом.

Порой,

непонимание окружающих и невозможность выразить свои мысли вызывают

психологический

дискомфорт

у

пациента,

ведущий

к

нарушению

комплаенса, поэтому особой ценностью в психиатрии считается умение

налаживать атмосферу общения с пациентом. Также немаловажное значение

придается умению устанавливать неформальные отношения не только с

пациентами,

но

и

с

их

родственниками,

выполняя

важную

психообразовательную функцию.

5. Медицинская сестра должна иметь высокий уровень подготовки по

основным правовым аспектам психических расстройств. Достаточно сказать,

что

психиатрия

-

это

единственная

область

медицины,

которая

функционирует, руководствуясь Федеральным законом «О психиатрической

помощи

и

гарантиях

прав

граждан

при

её

оказании».

Выдержать

необходимый баланс между правами пациента, безопасностью общества,

безопасностью самого пациента и медицинской сестры - это искусство,

которое должно быть доступно для любого специалиста, работающего в

сфере психического здоровья.

Независимо от существующих и будущих

возможностей для профессиональной реализации медицинской сестры в

психиатрии

ее

профессиональная

роль

утрачивает

узкомедицинский

характер, приобретая новое медико-социальное содержание, или новую

социальную роль, которая требует от нее компетентности организатора,

координатора, исполнителя, менеджера, советника.

Ведущим в подготовке специалиста для работы в психиатрической

отрасли, как и в любой другой медицинской дисциплине, остается

формирование личностных качеств медицинского работника, этических

принципов, которые должны лежать в основе всей его деятельности. Так как

очевидно, что любовь, забота и внимание по отношению к пациентам -

составные элементы профессионального общения медицинского работника,

которые оказывают целебный эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Павлеченко А.В. Как привлечь студентов в психиатрию? Психиатрия и

психофармакотерапия / А.В. Павлеченко, О.Ф. Панкова // Журнал им. П.Б.

Ганнушкина. – 2011. – № 13 (6). – С. 49–53.

2.

Шурупова Р.В., Косарев И.И.,

Ачкасов Е.Е. и др.

В поиске

педагогического идеала: Учебное пособие. – М.: Известия, 2010. – С. 146–

161.

3.

Гусев Е.И., Гехт А.Б., Ковалева И.Ю., Лебедева А.В. Непрерывное

медицинское образование в российской неврологии // Журн. невролог и

психиатр. им. C.C. Корсакова. – 2008. – № 108 (6). – С. 61–65

4.

Ефименко

С.А.,

Шурупова

Р.В.,

Зайцева

Н.В.

Формирование

мотивации медицинских специалистов как фактор эффективной кадровой

политики руководителя медицинской организации // Врач скорой помощи. –

2013. – № 3. – С. 76–81.

5.

Шурупова

Р.В.

Специфика

педагогической

и

социологической

подготовки специалистов-медиков // Социология образования. – 2010. – №

12. – С. 41–46.



В раздел образования