Автор: Ковалёва Виктория Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №15
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЬЕВСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказки Пушкина"
Раздел: начальное образование
Ход урок
Учитель. Ребята! Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения.
У нас в классе гости. Повернитесь, улыбнитесь друг другу.
Настроимся на работу.
Повторяйте за мной.
На фоне музыки Шопена
Я в любимой школе. Я учусь и радуюсь этому. Внимание моё растёт,
голова мыслит ясно.
Я, как разведчик всё замечу. Я готов к уроку.
Спасибо. Присаживайтесь
Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спина прямая
Положите перед собой лист самооценки. Оцените готовность к уроку,
улыбающийся смайлик - мне хорошо, я готов уроку,
Грустный смайлик – я тревожусь, всё ли у меня получится
(смайлик)
Я желаю вам хорошего настроения, активности, работоспособности.
Урок хочу начать со слов великого русского поэта «Чтение – вот лучшее
учение»
Кто автор этих слов? А. Пушкин
Согласны вы с ним? Выскажите своё мнение
Люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
Книга – источник знаний. Книги – это корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к
поколению.
Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок?
(Познавательным, интересным, весёлым, ждём новых открытий)
Актуализация изученного материала.
Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем на
протяжении нескольких уроков?
«Чудесный мир классики»
Чудесный – синоним Сказочный
Что мы с вами читаем? Сказки
Мы с хорошей сказкой неразлучны
А чудес у сказки до небес
Вы представьте, как бы было скучно
Если б в мире не было чудес.
У нас с вами есть всё для путешествия по чудесному миру классики. Ноги,
чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. Голова, чтобы думать,
и сердце, чтобы всё понять.
На протяжении нескольких уроков мы прикасаемся к творчеству великого
русского поэта А. Пушкина.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имя А. Пушкин?
Стихи, сказки, книга, Арина Родионовна, кудряшки, бакенбарды, лицей,
рифма, дуб, музей, темница, мороз, ссылка, 19 век, дуэль, любовь. Наталья
Николаевна, перо.
Учитель. Давайте вспомним, какое произведение
А. Пушкина мы читали на предыдущих уроках?
«Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»
Где была написана сказка? В селе Михайловском со слов няни Арины
Родионовны.
Почему Александр Пушкин, который так тщательно работал над каждым
словом своих произведений, дал такое название сказки?
Почему царевна в заглавии – мёртвая, не спящая, не уснувшая глубоким
сном. А именно мёртвая?
У Царевны нет сильных защитников в сказке. Она погибает. Но, если
царевна положительный герой, то она обязательно оживает в конце сказки
Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?
Чувства страха, грусти, радости.
В какой момент вам было страшно?
Злая царица хочет погубить царевну
В какой момент вам было смешно?
Когда царица злится на зеркальце.
Какую главную мысль хотел донести А. Пушкин до читателей?
В сказке много положительных героев, но царевна всё равно погибает.
Как вы думаете, почему это происходит?
Царевна олицетворяет собой добро, но добро не всесильно, оно нуждается в
любви, в поддержке, защите. Ведь только благодаря верной любви Елисея
она пробуждается от мёртвого сна.
Царица представляет собой злую сторону, она не уверена в себе.
Пушкин показывает победу добра над злом. Именно добро достойно
счастья.
Молодцы. Спасибо за правильные ответы
В листе самооценки оцените себя в графе – домашнее задание.
Сегодня у нас будет необычный урок. А вот чему он будет посвящён, вы
узнаете, когда посмотрите видео
Внимание на экран. Звучит видео - песня «Сказки гуляют по свету»
О чем эта песня? О сказках.
Поднимите руки, кто любит сказки? Замечательно.
Вижу, вы принесли на урок книги с любимыми сказками А. Пушкина
В одном из писем Пушкин писал своему брату: «Знаешь ли, мои занятия? До
обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу на лошади верхом,
вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма».
Ответьте на вопросы и назовите ключевое слово
(на доске кроссворд) ПУШКИН
Определите тему урока
Тема нашего урока «Сказки Пушкина»
Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?
(Отвечать на вопросы, выразительно читать, находить в тексте нужные
отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги, развивать речь, память,
воспитывать любовь к книге)
Начнём урок с речевой разминки.
Для чего?
Развиваем технику чтения: правильно произносим слоги, слова без
искажения их звукового состава.
Слышали вы такое выражение?
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Кто автор? А. Пушкин
Произнесите медленно и тихо
Произнесите быстро
Произнесите с восклицательной интонацией
Произнесите выразительно
Что такое «ложь с намёком»? и для всех людей с уроком? СКАЗКА
Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
Прочитаем выразительно отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.
Там в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух, там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Я думаю, что А. Пушкин улыбнётся нам, своим потомкам, и скажет:
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» -
Скажем и мы вместе с вами:
«Здравствуй, Пушкин!»
В честь Пушкина названы улицы в сёлах,
В больших городах и районах страны.
Открыты музеи, театры.
И в школе его изучаем подробнее мы
- Вы предложили создать свой музей А. Пушкина
-Вами проведена большая подготовительная работа. Сегодня у нас
завершающий этап проекта «Музей сказок А. С. Пушкина».
-Итак, приступим к его созданию. Приглашаю моих помощников - группу РВС
1. Мы с ребятами назвали свою команду «РВС»
«Разведай, Выясни, Сообщи» и решили представить проект «Музей сказок
Пушкина»
Цель проекта: изучить жизнь и творчество Александра Сергеевича
Создать музей сказок великого поэта.
2.Идеей создания исследовательской деятельности стало чтение сказок и
стихотворений А.С. Пушкина. Мы представляли встречу с поэтом.
Задумывались над тем, чтобы мы спросили у Александра Сергеевича, о чём
бы хотели узнать, с кем из героев сказок Пушкина хотелось бы встретиться и
почему?
Мы сразу не смогла ответить на эти вопросы. Мы многое не знали, но нам
хотелось бы узнать больше о творчестве великого поэта . Так родилась тема:
«Музей сказок Пушкина ».
3. Мы выдвинули гипотезу:
Произведения являются поучительными и высмеивают плохие черты
характера.
Учитель: В конце урока выясним, верна ли наша гипотеза.
Что такое гипотеза?
Сейчас ребята расскажут, как будет выглядеть наш музей.
Ответ учащихся:
Мы решили, что музей мог бы располагаться в избе, шатре, тереме,
царских палатах, так как действия сказок Пушкина происходили именно в
этих зданиях.
Предлагаем расположить музей в избе.
Рядом с музеем мы разбили сад, в котором растут дуб, ель, яблоня.
Наш музей стоит на берегу моря, потому что в сказках Пушкина
встречаются герои, жизнь которых связана с водой: золотая рыбка, 33
богатыря, царевна-лебедь, черти
А кто будет охранять наш музей? 33 богатыря, пес Соколко, золотой
Петушок
-Молодцы! Благодарю вас за интересный ответ и ваше творчество.
Присаживайтесь
Как любое здание, музей запирается на замок, ключ от которого находится в
отгадке кроссворда.
Вам нужно отгадать кроссворд. Вы будете работать в паре.
Приступили.
Проверяем.
Какое ключевое слово получилось? Сказки. Молодцы.
Двери музея открыты и можем войти наш музей
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом
авторе
Приглашаю группу ребят, которая расскажет о интересных фактах из
биографии Пушкина
Выходят дети Презентация «Из биографии Пушкина» 8 чел.
Спасибо. Молодцы. Присаживайтесь
Ребята, вы внимательно слушали? Вам контрольные вопросы
– Как звали няню А. С. Пушкина?
(Арина Родионовна)
– Где родился А. С. Пушкин? (В Москве.)
– Что больше всего любил делать маленький Саша? (Очень любил читать,
рассказывать стихи наизусть.)
– Кто научил А. С. Пушкина русской грамоте? (Бабушка Мария Алексеевна
Ганнибал)
Физминутка. Немного отдохнём.
Глаза крепко закрываем. Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем,
И урок мы продолжаем.
Приглашаю следующую группу.
Выходят дети – 6 чел.
Сказки просят, а сейчас, вы друзья узнайте нас.
На доске фото - иллюстрации к сказкам Пушкина.
1.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Сказка о царе Салтане
Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и
впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений.
Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его
сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на
необитаемый остров, встречает там волшебницу - царевну Лебедь, с
её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется
с отцом.
2.На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним:
-Я ль, скажи мне, всех милее
Всех румяней и белее?
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
написана осенью 1833 года в Болдино. Является самостоятельным
авторским литературным произведением, написанным по мотивам
русской народной сказки.
3.Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Сказка о рыбаке и рыбке
написана 2 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в
журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь
сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в
состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и
стихотворный размер.
4. Золотую эту птицу посадил Дадон на спицу,
Коль сидит та птица смирно, то вокруг царя всё мирно
Сказка о золотом петушке
Сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из
написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в
1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале
«Библиотека для чтения».
5. Сказка о попе и о работнике его Балде
написанная в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила
русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от
Арины Родионовны. При жизни поэта не печаталась.
6.Как весенней теплою порою,
Из -под утренней белой зорюшки,
Что в лесу, из лесу дремучего
Выходила бурая медведица
С милыми детушкам медвежатами
Погулять, себя показать
Сказка о медведихе
Неавторское название незаконченной сказки А. С. Пушкина,
написанной предположительно в 1830 году. Опубликована в
«Материалах для биографии А. С. Пушкина
Давайте немного поиграем. Вышли из - за парт
Князь тут очень уменьшился, (Дети приседают)
Шмелем он оборотился, (Встали, руки в стороны)
Полетел и зажужжал; (Повороты вокруг себя, руками взмахнули)
Судно на море догнал, (Прыжки на месте)
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился. (Сели за парты)
Внимание на экран
Дайте правильный ответ
Презентация «Знаете ли вы сказки Пушкина?»
К нам приходят пушкинские сказки.
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Продолжаем работу
-В нашем музее несколько залов.
-В первом зале находится выставка книг со сказками Пушкина и картинная
галерея.
-Предоставляем слово хозяевам этого зала – группе «Иллюстраторы».
Ответ учащихся:
Наша группа работала над созданием картинной галереи.
Мы узнали, что сказки Пушкина вдохновляли многих художников. Перед
вами репродукция картины известного художника Михаила Врубеля
«Царевна-Лебедь».
На нашей выставке сказки Пушкина. Сказки Пушкина издавались и
пересдавались очень много раз. Но всегда сказка сопровождалась
замечательными иллюстрациями. На нашей выставке сказки Пушкина,
иллюстрировали такие художники как Билибин, Зотов, Маркевич. Вот так
художники изобразили сказочный мир Пушкина.
Мы тоже выступили в роли художников и хотим представить свои
работы.
-Благодарим за работу группу «Иллюстраторы»
Учитель. Сейчас мы с вами отправимся в зал «Поэтические страницы»
Откройте сказки, которые вы принесли. Вы приготовили выразительное
чтение понравившихся отрывков из сказок. Читать будем выразительно.
Я с детства Пушкина люблю!
«Я с детства Пушкина люблю!» произнесите все вместе с восклицательной
интонацией
Ученики читают отрывки из сказок А.С. Пушкина.
Благодарю вас, ребята! Я убедилась в том, что нынешнее младое племя
читает Пушкина, любит Пушкина. Я тоже хочу прочесть небольшое
стихотворение
Неумолимо время мчится
На быстрой тройке почтовой.
И век уже не повторится,
В котором Пушкин жил с женой.
Уж всё иное в наше время:
И балов нет, и нрав другой –
Но, как тогда, младое племя
Стремится к Пушкину душой!
Позволь же, гений, пред тобою
Мне низко голову склонить:
Ведь ты оставил за собою
Времён нервущуюся нить.
Вот и закончилось наша работа над созданием «Музея пушкинских сказок».
Дверь в музей мы оставим открытой, пусть другое поколение посетит
сказочный мир.
Итог урока
Ребята, какую цель мы ставили перед собой на уроке, работая над
проектом?
Повторить творчество Пушкина и создать музей его сказок
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? Давайте вернёмся к нашей
гипотезе
Произведения являются поучительными и высмеивают плохие черты
характера .
Верна наша гипотеза или нет?
Во время урока, что развивали? Память , внимание, умение слушать
Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир
сказок великого русского поэта А. Пушкина
Мы снова и снова будем возвращаться к этим удивительным сказкам.
Восхищаться, радоваться, переживать и говорить: « Что за прелесть эти
сказки
Домашнее задание
Читайте Пушкина, друзья!
Заполните лист самооценки. Оцените себя
Оценки за урок
Школьный портал
Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните
Спасибо за урок