Авторы: Большакова Ольга Сергеевна, Потапюк Марина Иосифовна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурсная деятельность как элемент воспитательной работы в колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Большакова О. С., преподаватель первой квалификационной категории
Потапюк М. И., преподаватель первой квалификационной категории
Конкурсная деятельность как элемент воспитательной работы в
колледже.
Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку
выпускников,
обладающих
высоким
уровнем
профессионализма
и
компетентности,
стремящихся
к
непрерывному
образованию
и
самообразованию, способных к творчеству и самоопределению в условиях
меняющегося мира, обладающих развитым чувством ответственности и
стремлением к созиданию. Воспитательная работа со студентами является
неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов.
Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности,
а в современном понимании – это процесс эффективного взаимодействия
(сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение
целей. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и
социального опыта, а также профессиональное становление студентов.
В современном обществе главной целью образования становится
формирование личности, профессионально и социально компетентной,
способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира,
обладающей
развитым
чувством
ответственности
и
стремлением
к
созиданию. Цель воспитания должна рассматриваться как целенаправленное
управление процессом развития личности.
Конкурсы профессионального мастерства – эффективное средство в
решении общепедагогических и профессиональных задач и мощный стимул
профессионального роста студентов.
Конечно же, основная цель любого профессионального конкурса -
демонстрация
профессионального
мастерства
и
дальнейшее
его
совершенствование.
Участие в конкурсах позволяет заявить молодым
талантам о себе, воспитать любовь к будущей профессии, помогает
объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее
самосовершенствование,
профессиональное,
творческое
и
личностное
развитие.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной
деятельности,
являются
действенным
фактором
воспитания
личности
студента.
Они позволяют создать благоприятную среду для развития
интеллекта,
развития
профессионального
и
креативного
мышления
студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в
профессиональной сфере.
Студенты ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж» ежегодно
принимают
участие
в
олимпиадах
профессионального
мастерства,
чемпионатах
профессионального
мастерства
WorldSkills
Russia,
в
чемпионатах профессионального мастерства для инвалидов и людей с ОВЗ
«Абилимпикс».
Участие в чемпионатах Worldskills позволяет нашим обучающимся
знакомиться
с
лучшими
практиками
в
области
профессиональной
квалификации и карьеры, повышает статус и качество профессиональной
подготовки, способствует грамотной профориентации. Подготовка к участию
в конкурсах профессионального мастерства подталкивает к развитию
исследовательской деятельности студентов, даёт положительную динамику
развития творчества, познавательной, информационной, коммуникативной
компетенций, а также формирует готовность студентов к применению
имеющихся знаний в различных ситуациях.
Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен
на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если
обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его
мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. При подготовке к
конкурсам и чемпионатам преподаватель старается не просто передать
собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные
возможности, в достижение успеха.
Таким
образом,
создается
благоприятная
среда
для
развития
интеллекта,
креативного
мышления
студента,
формирования
опыта
творческой деятельности в профессиональной сфере, что помогает решать
задачи повышения качества подготовки специалистов.
Участие
в
чемпионатах
Worldskills
требует
огромного
психологического и умственного напряжения, мобилизации внутренних
ресурсов. В процессе подготовки и в ходе конкурсной работы у участников
воспитывается волевая регуляции, умение справляться со стрессом, принятие
риска, умения работать при большом количестве публики и отвлекающих
факторов, обучение концентрации. У ребят накапливается определённый
психологический опыт: оптимизм, вера в будущее, жизнеспособность,
умение
поддерживать
все
виды
коммуникации,
умение
разрешать
конфликты, критическое мышление и навык принятия решений, способность
к
конструктивному
диалогу
и
критической
самооценке.
Участие
в
чемпионатах WorldSkills формирует характер, придает уверенности в себе,
повышает
личную
самооценку.
Эти
качества
позволяет
участникам
чемпионатов WorldSkills выступать более уверенно, показывать более
высокие результаты, найти выход из любой непредвиденной ситуации.
С каждым последующим выступлением у студентов уменьшается
уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют
инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем.
Таким образом, участие в конкурсе профессионального мастерства требует
большой подготовки и психологического напряжения со стороны участников
конкурса, но такие конкурсы несут благие цели – студенты начинают
осознавать, чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма,
необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня
своего мастерства.
«Амбилимпикс» – это конкурс профессионального мастерства для
людей с инвалидностью и ОВЗ. Целью таких конкурсов, в первую очередь,
является профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве.
Как
форма
внеурочной
воспитательной
деятельности
конкурсы
«Абилимпикс» выполняют ещё целый ряд задач: участие в конкурсном
движении и подготовка к нему обеспечивают эффективную мотивацию к
дальнейшему профессиональному и личностному росту, позволяют создать
благоприятную
среду
для
развития
интеллекта,
совершенствования
профессиональных умений и навыков, развития профессионального и
креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта
творческой деятельности в профессиональной сфере.
Самое
главное,
готовясь
и
участвуя
в
конкурсе,
студенты
с
инвалидностью и ОВЗ учатся эффективно работать индивидуально и в
команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и
выполнять поставленные перед собой задачи, приобретают уверенность в
себе, в своих знаниях, способностях. Ребята учатся переживать и принимать
ситуации временных неудач и добиваться успеха. Таким образом, подготовка
к конкурсу способствует социальной и профессиональной адаптации
студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Огромную
роль
в
процессе
воспитания
играет
осуществление
волонтерской
деятельности.
В
процессе
волонтерской
деятельности
вырабатывается и развивается способность к сопереживанию, милосердию,
оказанию помощи нуждающемуся – очень значимые качества специалиста в
любой профессии. Именно здесь студент способен реализовать свои
потребности в оказании помощи другим людям, почувствовать свою
социальную значимость.
Важно,
что
у
всех
студентов,
участвующих
в
конкурсах
профессионального мастерства формируется активная жизненная позиция –
это осознанное участие студента в жизни отдельного коллектива и общества
в целом, сознательные действия, направленные на реализацию общественных
ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении
личных и общественных интересов. Активная жизненная позиция говорит о
социальной
зрелости
студента,
отражает,
прежде
всего,
чувство
ответственности и тревоги за дела общества, заставляет заниматься
самообразованием.
Воспитание
и
развитие
у
студентов
высокой
нравственной культуры и активной жизненной позиции является одной из
самых важных задач воспитательной работы.