Напоминание

"Конкурсная деятельность как элемент воспитательной работы в колледже"


Авторы: Большакова Ольга Сергеевна, Потапюк Марина Иосифовна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурсная деятельность как элемент воспитательной работы в колледже"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Большакова О. С., преподаватель первой квалификационной категории

Потапюк М. И., преподаватель первой квалификационной категории

Конкурсная деятельность как элемент воспитательной работы в

колледже.

Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку

выпускников,

обладающих

высоким

уровнем

профессионализма

и

компетентности,

стремящихся

к

непрерывному

образованию

и

самообразованию, способных к творчеству и самоопределению в условиях

меняющегося мира, обладающих развитым чувством ответственности и

стремлением к созиданию. Воспитательная работа со студентами является

неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов.

Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности,

а в современном понимании – это процесс эффективного взаимодействия

(сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение

целей. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и

социального опыта, а также профессиональное становление студентов.

В современном обществе главной целью образования становится

формирование личности, профессионально и социально компетентной,

способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира,

обладающей

развитым

чувством

ответственности

и

стремлением

к

созиданию. Цель воспитания должна рассматриваться как целенаправленное

управление процессом развития личности.

Конкурсы профессионального мастерства – эффективное средство в

решении общепедагогических и профессиональных задач и мощный стимул

профессионального роста студентов.

Конечно же, основная цель любого профессионального конкурса -

демонстрация

профессионального

мастерства

и

дальнейшее

его

совершенствование.

Участие в конкурсах позволяет заявить молодым

талантам о себе, воспитать любовь к будущей профессии, помогает

объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее

самосовершенствование,

профессиональное,

творческое

и

личностное

развитие.

Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной

деятельности,

являются

действенным

фактором

воспитания

личности

студента.

Они позволяют создать благоприятную среду для развития

интеллекта,

развития

профессионального

и

креативного

мышления

студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в

профессиональной сфере.

Студенты ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж» ежегодно

принимают

участие

в

олимпиадах

профессионального

мастерства,

чемпионатах

профессионального

мастерства

WorldSkills

Russia,

в

чемпионатах профессионального мастерства для инвалидов и людей с ОВЗ

«Абилимпикс».

Участие в чемпионатах Worldskills позволяет нашим обучающимся

знакомиться

с

лучшими

практиками

в

области

профессиональной

квалификации и карьеры, повышает статус и качество профессиональной

подготовки, способствует грамотной профориентации. Подготовка к участию

в конкурсах профессионального мастерства подталкивает к развитию

исследовательской деятельности студентов, даёт положительную динамику

развития творчества, познавательной, информационной, коммуникативной

компетенций, а также формирует готовность студентов к применению

имеющихся знаний в различных ситуациях.

Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен

на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если

обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его

мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. При подготовке к

конкурсам и чемпионатам преподаватель старается не просто передать

собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные

возможности, в достижение успеха.

Таким

образом,

создается

благоприятная

среда

для

развития

интеллекта,

креативного

мышления

студента,

формирования

опыта

творческой деятельности в профессиональной сфере, что помогает решать

задачи повышения качества подготовки специалистов.

Участие

в

чемпионатах

Worldskills

требует

огромного

психологического и умственного напряжения, мобилизации внутренних

ресурсов. В процессе подготовки и в ходе конкурсной работы у участников

воспитывается волевая регуляции, умение справляться со стрессом, принятие

риска, умения работать при большом количестве публики и отвлекающих

факторов, обучение концентрации. У ребят накапливается определённый

психологический опыт: оптимизм, вера в будущее, жизнеспособность,

умение

поддерживать

все

виды

коммуникации,

умение

разрешать

конфликты, критическое мышление и навык принятия решений, способность

к

конструктивному

диалогу

и

критической

самооценке.

Участие

в

чемпионатах WorldSkills формирует характер, придает уверенности в себе,

повышает

личную

самооценку.

Эти

качества

позволяет

участникам

чемпионатов WorldSkills выступать более уверенно, показывать более

высокие результаты, найти выход из любой непредвиденной ситуации.

С каждым последующим выступлением у студентов уменьшается

уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют

инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем.

Таким образом, участие в конкурсе профессионального мастерства требует

большой подготовки и психологического напряжения со стороны участников

конкурса, но такие конкурсы несут благие цели – студенты начинают

осознавать, чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма,

необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня

своего мастерства.

«Амбилимпикс» – это конкурс профессионального мастерства для

людей с инвалидностью и ОВЗ. Целью таких конкурсов, в первую очередь,

является профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве.

Как

форма

внеурочной

воспитательной

деятельности

конкурсы

«Абилимпикс» выполняют ещё целый ряд задач: участие в конкурсном

движении и подготовка к нему обеспечивают эффективную мотивацию к

дальнейшему профессиональному и личностному росту, позволяют создать

благоприятную

среду

для

развития

интеллекта,

совершенствования

профессиональных умений и навыков, развития профессионального и

креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта

творческой деятельности в профессиональной сфере.

Самое

главное,

готовясь

и

участвуя

в

конкурсе,

студенты

с

инвалидностью и ОВЗ учатся эффективно работать индивидуально и в

команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и

выполнять поставленные перед собой задачи, приобретают уверенность в

себе, в своих знаниях, способностях. Ребята учатся переживать и принимать

ситуации временных неудач и добиваться успеха. Таким образом, подготовка

к конкурсу способствует социальной и профессиональной адаптации

студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Огромную

роль

в

процессе

воспитания

играет

осуществление

волонтерской

деятельности.

В

процессе

волонтерской

деятельности

вырабатывается и развивается способность к сопереживанию, милосердию,

оказанию помощи нуждающемуся – очень значимые качества специалиста в

любой профессии. Именно здесь студент способен реализовать свои

потребности в оказании помощи другим людям, почувствовать свою

социальную значимость.

Важно,

что

у

всех

студентов,

участвующих

в

конкурсах

профессионального мастерства формируется активная жизненная позиция –

это осознанное участие студента в жизни отдельного коллектива и общества

в целом, сознательные действия, направленные на реализацию общественных

ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении

личных и общественных интересов. Активная жизненная позиция говорит о

социальной

зрелости

студента,

отражает,

прежде

всего,

чувство

ответственности и тревоги за дела общества, заставляет заниматься

самообразованием.

Воспитание

и

развитие

у

студентов

высокой

нравственной культуры и активной жизненной позиции является одной из

самых важных задач воспитательной работы.



В раздел образования