Напоминание

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»


Автор: Екатерина Александровна Колесникова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ДС № 7"
Населённый пункт: город Копейск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Дата публикации: 19.01.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация: статья посвящена эффективному и нетрадиционному методу развития мелкой

моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов Су-Джок

терапии. Авторы подробно излагают прин- ципы взаимосвязи между развитием речи и

развитием мелкой моторики ребенка, предлагают к использованию опробованные методы

и приемы Су-Джок терапии.

Мастер – класс

«Применение Су – Джок терапии при коррекции

речевых нарушений у детей»

Демонстрационный материал: презентация

«

Применение Су – Джок

терапии при коррекции речевых нарушений у детей

» (приложение 2)

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Введение.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем

шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его

психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих

нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о

формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя

различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм

языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей

дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого

способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал

можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному

речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся

нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су"

– кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже

Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных

участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека,

руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не

человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и

безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение

никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив

нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На

кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем

органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование

внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний –

кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя

на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган

человека.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую

в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики

пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов,

обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:

Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции

речевых нарушений у детей.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически

активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом

шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать

работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а

также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения

болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно

надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее

покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять

несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и

ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие

мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и

ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них

проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики

пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает

оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на

большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек,

расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики,

массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед

выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по

ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой,

шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию логопедам на РМО,

педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой

целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и

стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения

(автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании

навыков пространственной ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с

шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца

на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно

надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая

стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение

на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических

категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя

предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад,

называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в

правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко

на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный,

синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению

звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:

красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем

наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику

из коробки, затем считает количество слогов.

10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке» /Приложение №1/

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют

более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-

образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно

просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и

родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически

активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не

требуют больших затрат/

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный

и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на

активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами,

использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и

развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и

умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно

быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и

возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая

стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями

по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий,

позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической

деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений

в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых

нарушений у детей.

Внимание! Массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце. Во

избежание пережатия тканей.

Помимо известных Су Джок шариков, к аналогичному виду тренажёров для

коррекционно-развивающей деятельности по преодолению у детей стёртой формы

дизартрии, относится аппликатор Кузнецова. Елена Филипповна Архипова, профессор

кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного

гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор многих медицинских пособий и

пособий по логопедии, предлагает в одном из них разработку индивидуальных занятий по

постановке и автоматизации звуков с использование аппликатора Кузнецова. Так

одновременно с произнесением автоматизируемых звуков, слогов, пальцы рук

поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера.

Массаж грецкими орехами также можно отнести к методу Су Джок терапии.

Перед применением массажных приёмов методики Су Джок необходимо осмотреть

состояние и целостность кожных покровов кистей и стоп каждого ребёнка, во избежание

травмирования или распространения любого воспаления.

Колесникова Екатерина Александровна

Учитель- логопед МДОУ ДС № 7

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе

логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде

всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в

особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как

правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует

дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков

самостоятельных связных высказываний.

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в

процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов,

наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика

работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-

методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с

общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по

формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого

года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых

предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим

составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки

ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких

рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде

(апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах

рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с

придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода

— развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором

году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется

закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений;

значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов,

сказок, сочинений на основе личного опыта. Навыки диалогической речи развиваются и

закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств

языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные

занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие

монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по

формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-

практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое

внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной)

речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят

обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и

устному сочинению по воображению. Используя научно-методические рекомендации по вопросам

формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения

детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и

сопутствующих отклонений в развитии. При проведении занятий по обучению рассказыванию

перед логопедом стоят следующие задачи: - закрепление и развитие у детей навыков речевого

общения, речевой коммуникации. - формирование навыков построения связных монологических

высказываний. - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных

высказываний. - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических

процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием

навыков устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных

развернутых высказываний в свою очередь включает: - усвоение норм построения такого

высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий,

логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его

соответствие теме сообщения и др.); - формирование навыков планирования развернутых

высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; -

обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с

нормами родного языка. Работа по формированию связной грамматически правильной речи

основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной

коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: - опора на развитие речи в

онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы

в норме в период дошкольного детства; - овладение основными закономерностями

грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и

противопоставлений; - осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами

речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др. Работа по формированию

связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность

и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических

особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые

малогрупповым методом (5-6чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от

периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и

методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР. Обучению детей

рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа

(первый период первого года обучения). Цель этой работы — достижение уровня речевого и

языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.

Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса

связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а

также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между

собой в процессе занятий. В задачи подготовительного этапа обучения входит: - развитие

направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей; - формирование

установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;

закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений; -

формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые

действия; - усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения,

глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний; - практическое

овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе

непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных

операций, связанных с овладением фразовой речью, — умений соотносить содержание фразы-

высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект

действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т.д.).

Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на

составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным

картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы

к описанию предметов. Методика обучения составлению предложений по демонстрации действий

с последующим объединением отдельных высказываний в короткий рассказ подробно изложена в

ряде исследований. Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным,

ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. При

обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются

картинки двух видов: 1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им

действие; 2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного

места действия. По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений

различной семантико-синтаксической структуры. Используются постановка соответствующих

вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом

картинок, а также в дальнейшем — при затруднениях в построении фразы. От составления

предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению

фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум). В

процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у

детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз (в 3-4 и

более слов). Дети усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего «опорные»

содержательные элементы вопроса педагога. Закрепление и развитие навыков речевого общения

предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему,

выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в

коллективной беседе, способности к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию

педагога. Помимо этого, в содержание подготовительной работы входит ряд развивающих

речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей,

закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного

творчества и развитие чувства языка. Словесное творчество детей при выполнении этих заданий

проявляется в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно отражающих

содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и

предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор синонимов и антонимов,

эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению

языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые

навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении

собственных рассказов. В задачи работы по формированию грамматически правильной фразовой

речи на данном этапе входит усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе

— форм согласования существительного и глагола (в функции подлежащего и сказуемого), а

также прилагательных с существительными в именительном падеже. Дети учатся различать

окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму

прилагательных с категориями рода и числа существительных. Для этого используются

специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению

самостоятельных описаний предметов. Таким образом, на первом этапе обучения дети

упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся

представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения

речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой

речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для

последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний. Список

литературы: 1. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2.

Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР

дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – № 2. 3.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников. – М., 1990. 4. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой

описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи:

Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 1972. 5. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. –

М., 2002. 6. Спирова Л.Ф. Особенности разития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. //

— М.,1990.



В раздел образования