Напоминание

Использование опорных схем-конспектов на уроках литературы в 9-10-х классах как средство формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков обучающихся.


Авторы: Корпусова Любовь Павловна, Любовь Павловна Корпусова
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Окунево
Населённый пункт: с.Окунёво
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Использование опорных схем-конспектов на уроках литературы в 9-10-х классах как средство формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков обучающихся.
Дата публикации: 16.01.2022
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс

Использование опорных схем-конспектов на уроках литературы в 9-10-

х классах как средство формирования учебно-интеллектуальных умений и

навыков обучающихся.

Корпусова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ с.Окунёво

2

Урок литературы должен служить целям воспитания гуманной

творческой

личности

обучающегося

и

этого

можно

достичь,

создавая

определённые условия для его самостоятельной читательской работы над

художественным

произведением,

т.е.,

формируя

навыки

самостоятельной

интерпретации текста и соотнесения его со своими внутренними установками и

представлениями.

При осмыслении методологии такого подхода к изучению литературы и

разработке технологии его осуществления важно поставить в центр обучения и

воспитания обучающегося, а не предмет, который он изучает.

Особенностью используемого мной подхода к изучению литературы /

разработанного В.А. Лазаревой, кандидатом педагогических наук, заведующей

кафедрой Харьковского областного ИУУ/ является то, что обучающийся сразу

на первоначальном этапе работы вводится в теорию: получает представление о

тексте как о структуре, учится выявлять его основные элементы, видеть

взаимосвязи. Т.е., прибегая к терминологии, принятой в педагогике, сначала он

усваивает теоретические понятия и «обобщённые способы

умственных

действий» (В.В.Давыдов).

Если осмыслить под культурологическим углом зрения произведения,

изучаемые в 9-10-х классах, то можно заметить, что одни из них могут дать

прекрасную возможность освоить с учениками разные виды систем образов,

другие – способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию,

третьи – роль композиции и сюжета в воплощении идеи писателя. Исходя из

этого, и построены ключевые схемы анализа художественных произведений.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что эти «ключи» - для учителя, они

помогают ему «ввести» учеников в произведение. Но постепенно привыкая

смотреть на текст как на определённую систему, понимать смысл знаков этой

системы, ученики сами осваивают такой подход, пользуются им, «изобретают»

собственные схемы-конспекты.

Разработка схем-конспектов анализа классических произведений,

изучающихся

в школе (9-10кл.) должна исходить из того, что главной

проблемой в литературе 19 века являлась проблема смысла жизни человека,

взаимоотношения личности и общества, его переустройства на более гуманных,

демократических

началах,

т.е.

«как

может

человек

достичь

счастья

и

благоденствия» (Л.Н.Толстой».

Пояснения к схемам №№1-8

Лучшие – «недюжинные» - люди оказывались невостребованными

обществом, лишними. А.С.Пушкин поставил в литературе эту проблему первым.

Он дал в своём романе подробный социальный портрет «героя нашего времени»

(1

глава).

Лермонтов

же

изобразил

его

внутренний

мир,

психологию,

использовав фабулу как средство объединения эпизодов из жизни Печорина в

роман, постепенно приближая его к нам, читателям, т.к.всё более и более

понимающие глаза смотрят на героя, а затем уже «публикуется» его дневник, в

котором он сам говорит о себе.

3

Чацкий тоже оказывается «умной ненужностью» в обществе, где

«разливаются

в

пирах

и

мотовстве»,

где

продают

детей

крепостных

«поодиночке»

и

где

«Молчалины

блаженствуют…».

Чацкий

не

только

принадлежит своему времени. Он – «вечный тип», вечный воин в мире безумия

и пошлости, побеждённый, поскольку – один, но и победитель, поскольку не

растрачивает своих убеждений, не успокаивается и не приспосабливается.

В этих произведениях, в творчестве этих русских пророков – Пушкина,

Лермонтова, Грибоедова – постоянно присутствует мысль о народе, поскольку

они ясно ощущали свои корни и «русский дух» был для них духом родины. Но

надежды на обновление России они всё-таки связывали с передовым человеком

из дворянства. Эволюция Евгения Онегина от бездействия, скуки к духовному

возрождению через любовь и поиск близких себе людей, стойкость и

неуступчивость Чацкого, готового жертвовать любовью, отдать Молчалину

сердце Софьи, но не изменить себе, - отражают эти надежды. Но вот Лермонтов

отступает от них. Его Печорин преодолевает обратный путь. С вершины

(см.схему), где он полон энергии, жизни, герой спускается к подножию, где его

ждёт полное духовное опустошение и смерть. «Недюжинные» одиночки уходят

из жизни.

И вот Н.В.Гоголь показывает нам «дюжинных» («обыкновенных», из

дюжины, рядовых, без особых достоинств».- В.Даль) людей в поэме «Мертвые

души» (схема №4). Изображая их как сатирик, он отнимет у читателя всякую

надежду на то, что кто-нибудь из них скажет родине волшебное слово

«Вперёд!». Страшно то, что именно им отдана власть не только над живыми, но

и над мёртвыми душами, которые в оборотне-обществе выглядят «живее» их

самих. Заканчивается поэма Гоголя (как и должна закончиться поэма) «образом,

несущим твёрдую уверенность в великом предназначении Руси» (Гуковский), и

связывает эту надежду Гоголь с народом, с «удалой национальностью».

После Гоголя надежды на обновление России уже не соотносились с

помещиками и чиновниками. Русские писатели второй половины 19 века в

поисках героя времени обращаются либо прямо к самим «низам», либо к

демократам-разночинцам (Катерина из пьесы «Гроза» Островского, крестьяне из

«Записок охотника» Тургенева, герои некрасовских стихотворений и поэмы

«Кому на Руси жить хорошо», персонажи произведений И.С.Тургенева,

Н.Г.Чернышевского и др.). Это новые для России и русской литературы герои.

Среди новых людей – обедневшие дворяне, дети мещан и даже

крестьянский сын Гриша Добросклонов. Всё это–«бедные люди», «униженные и

оскорблённые» своей нищетой. О них скажет и Ф.М. Достоевский, герои

которого тоже ищут выходы из тупиков, в которые их загоняет жизнь, пытаются

её преобразить. Они ошибаются, заблуждаются, неся за это «наказание», но

Достоевский всегда находит «человеческое в человеке». Правда, он создаёт

образ подлеца Лужина и «бесов» - в них видит причины ада, который человек

способен создать на земле. Писатель предупреждает нас, но мы не слышали и

этого пророка в своём отечестве.

4

В романе Достоевского по сути дела – все жертвы и все –

«переступившие». Мир героев расколот на две части, в которых порознь

существуют «добро» и «зло», такие, какими их представляет Раскольников

(счастье ста человек важнее жизни одной зловредной старухи, но после

совершённого преступления оказывается, что гибелью одного человека – никого

невозможно осчастливить). Линия раскола обозначает расколотость души

Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых»

персонажей, как бы «двойников» главного героя. Пожалуй. Только Соня, Дуня и

Лужин сохраняют духовную целостность, хотя и находятся по разные стороны

добра и зла.

Параллельно

движению

развития

образа

Раскольникова

от

«ненасытимого» духовного и физического страдания к осмыслению овладевшей

им идеи, воплощению её в жизнь и наказанию разворачивается и становится

понятной мысль писателя, предупреждающего о том, что отказ от библейской

заповеди «Не убий!» в масштабах общества грозит катастрофическими

последствиями для человечества. Раскольников, поставивший себя в положение

между крестом и топором, погубил свою душу. Общество, готовое следовать

этим же путём, обрекает себя на разгул злых сил, хаос и разрушения. Нельзя

«железной рукой загнать человечество в счастье»

Таким образом, использование опорных схем-конспектов на уроках

литературы

в

9-10-х

классах

способствует

концептуальному

анализу

художественных

произведений,

формированию

учебно-интеллектуальных

умений и навыков обучающихся. ОСК- это приём модульной технологии.

ОСК №№1- 8

5



В раздел образования