Авторы: Корпусова Любовь Павловна, Любовь Павловна Корпусова
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Окунево
Населённый пункт: с.Окунёво
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Использование опорных схем-конспектов на уроках литературы в 9-10-х классах как средство формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков обучающихся.
Раздел: полное образование
Мастер-класс
Использование опорных схем-конспектов на уроках литературы в 9-10-
х классах как средство формирования учебно-интеллектуальных умений и
навыков обучающихся.
Корпусова Л.П.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ с.Окунёво
2
Урок литературы должен служить целям воспитания гуманной
творческой
личности
обучающегося
и
этого
можно
достичь,
создавая
определённые условия для его самостоятельной читательской работы над
художественным
произведением,
т.е.,
формируя
навыки
самостоятельной
интерпретации текста и соотнесения его со своими внутренними установками и
представлениями.
При осмыслении методологии такого подхода к изучению литературы и
разработке технологии его осуществления важно поставить в центр обучения и
воспитания обучающегося, а не предмет, который он изучает.
Особенностью используемого мной подхода к изучению литературы /
разработанного В.А. Лазаревой, кандидатом педагогических наук, заведующей
кафедрой Харьковского областного ИУУ/ является то, что обучающийся сразу
на первоначальном этапе работы вводится в теорию: получает представление о
тексте как о структуре, учится выявлять его основные элементы, видеть
взаимосвязи. Т.е., прибегая к терминологии, принятой в педагогике, сначала он
усваивает теоретические понятия и «обобщённые способы
умственных
действий» (В.В.Давыдов).
Если осмыслить под культурологическим углом зрения произведения,
изучаемые в 9-10-х классах, то можно заметить, что одни из них могут дать
прекрасную возможность освоить с учениками разные виды систем образов,
другие – способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию,
третьи – роль композиции и сюжета в воплощении идеи писателя. Исходя из
этого, и построены ключевые схемы анализа художественных произведений.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что эти «ключи» - для учителя, они
помогают ему «ввести» учеников в произведение. Но постепенно привыкая
смотреть на текст как на определённую систему, понимать смысл знаков этой
системы, ученики сами осваивают такой подход, пользуются им, «изобретают»
собственные схемы-конспекты.
Разработка схем-конспектов анализа классических произведений,
изучающихся
в школе (9-10кл.) должна исходить из того, что главной
проблемой в литературе 19 века являлась проблема смысла жизни человека,
взаимоотношения личности и общества, его переустройства на более гуманных,
демократических
началах,
т.е.
«как
может
человек
достичь
счастья
и
благоденствия» (Л.Н.Толстой».
Пояснения к схемам №№1-8
Лучшие – «недюжинные» - люди оказывались невостребованными
обществом, лишними. А.С.Пушкин поставил в литературе эту проблему первым.
Он дал в своём романе подробный социальный портрет «героя нашего времени»
(1
глава).
Лермонтов
же
изобразил
его
внутренний
мир,
психологию,
использовав фабулу как средство объединения эпизодов из жизни Печорина в
роман, постепенно приближая его к нам, читателям, т.к.всё более и более
понимающие глаза смотрят на героя, а затем уже «публикуется» его дневник, в
котором он сам говорит о себе.
3
Чацкий тоже оказывается «умной ненужностью» в обществе, где
«разливаются
в
пирах
и
мотовстве»,
где
продают
детей
крепостных
«поодиночке»
и
где
«Молчалины
блаженствуют…».
Чацкий
не
только
принадлежит своему времени. Он – «вечный тип», вечный воин в мире безумия
и пошлости, побеждённый, поскольку – один, но и победитель, поскольку не
растрачивает своих убеждений, не успокаивается и не приспосабливается.
В этих произведениях, в творчестве этих русских пророков – Пушкина,
Лермонтова, Грибоедова – постоянно присутствует мысль о народе, поскольку
они ясно ощущали свои корни и «русский дух» был для них духом родины. Но
надежды на обновление России они всё-таки связывали с передовым человеком
из дворянства. Эволюция Евгения Онегина от бездействия, скуки к духовному
возрождению через любовь и поиск близких себе людей, стойкость и
неуступчивость Чацкого, готового жертвовать любовью, отдать Молчалину
сердце Софьи, но не изменить себе, - отражают эти надежды. Но вот Лермонтов
отступает от них. Его Печорин преодолевает обратный путь. С вершины
(см.схему), где он полон энергии, жизни, герой спускается к подножию, где его
ждёт полное духовное опустошение и смерть. «Недюжинные» одиночки уходят
из жизни.
И вот Н.В.Гоголь показывает нам «дюжинных» («обыкновенных», из
дюжины, рядовых, без особых достоинств».- В.Даль) людей в поэме «Мертвые
души» (схема №4). Изображая их как сатирик, он отнимет у читателя всякую
надежду на то, что кто-нибудь из них скажет родине волшебное слово
«Вперёд!». Страшно то, что именно им отдана власть не только над живыми, но
и над мёртвыми душами, которые в оборотне-обществе выглядят «живее» их
самих. Заканчивается поэма Гоголя (как и должна закончиться поэма) «образом,
несущим твёрдую уверенность в великом предназначении Руси» (Гуковский), и
связывает эту надежду Гоголь с народом, с «удалой национальностью».
После Гоголя надежды на обновление России уже не соотносились с
помещиками и чиновниками. Русские писатели второй половины 19 века в
поисках героя времени обращаются либо прямо к самим «низам», либо к
демократам-разночинцам (Катерина из пьесы «Гроза» Островского, крестьяне из
«Записок охотника» Тургенева, герои некрасовских стихотворений и поэмы
«Кому на Руси жить хорошо», персонажи произведений И.С.Тургенева,
Н.Г.Чернышевского и др.). Это новые для России и русской литературы герои.
Среди новых людей – обедневшие дворяне, дети мещан и даже
крестьянский сын Гриша Добросклонов. Всё это–«бедные люди», «униженные и
оскорблённые» своей нищетой. О них скажет и Ф.М. Достоевский, герои
которого тоже ищут выходы из тупиков, в которые их загоняет жизнь, пытаются
её преобразить. Они ошибаются, заблуждаются, неся за это «наказание», но
Достоевский всегда находит «человеческое в человеке». Правда, он создаёт
образ подлеца Лужина и «бесов» - в них видит причины ада, который человек
способен создать на земле. Писатель предупреждает нас, но мы не слышали и
этого пророка в своём отечестве.
4
В романе Достоевского по сути дела – все жертвы и все –
«переступившие». Мир героев расколот на две части, в которых порознь
существуют «добро» и «зло», такие, какими их представляет Раскольников
(счастье ста человек важнее жизни одной зловредной старухи, но после
совершённого преступления оказывается, что гибелью одного человека – никого
невозможно осчастливить). Линия раскола обозначает расколотость души
Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых»
персонажей, как бы «двойников» главного героя. Пожалуй. Только Соня, Дуня и
Лужин сохраняют духовную целостность, хотя и находятся по разные стороны
добра и зла.
Параллельно
движению
развития
образа
Раскольникова
от
«ненасытимого» духовного и физического страдания к осмыслению овладевшей
им идеи, воплощению её в жизнь и наказанию разворачивается и становится
понятной мысль писателя, предупреждающего о том, что отказ от библейской
заповеди «Не убий!» в масштабах общества грозит катастрофическими
последствиями для человечества. Раскольников, поставивший себя в положение
между крестом и топором, погубил свою душу. Общество, готовое следовать
этим же путём, обрекает себя на разгул злых сил, хаос и разрушения. Нельзя
«железной рукой загнать человечество в счастье»
Таким образом, использование опорных схем-конспектов на уроках
литературы
в
9-10-х
классах
способствует
концептуальному
анализу
художественных
произведений,
формированию
учебно-интеллектуальных
умений и навыков обучающихся. ОСК- это приём модульной технологии.
ОСК №№1- 8
5