Напоминание

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет по лексической теме "Домашние птицы"


Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет по лексической теме "Домашние птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи

Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ

д/с № 388 г. Новосибирска.

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для

детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет.

Данный материал представляет собой практическое пособие для закрепления

лексической темы «Домашние птицы» воспитателями средней комбинированной

группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Лексическая тема «Домашние птицы и их птенцы».

Лексика: Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, корм,

зерно, кормить, ухаживать, клевать, ловить, плавать, клевать, пищать, крякать,

домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый, вверху, внизу, красный,

желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, два, три, больше, меньше, в, на, у.

Развитие слухового и зрительного восприятия

Упр. «Кто спрятался за забором?»

Упр. «Какое слово не подходит?»

Отгадывание загадок о домашних птицах.

Развитие лексико-грамматических процессов

Упр. «Найди маму».

Упр. «Один –много» (птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь).

Упр. «Назвать ласково» (петух, птица, курица, утка, зерно).

Упр. «Пересчитай» (курица, петух, утка).

Дид.игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи? (притяжательные прилагательные).

Дид.игра «Четвертый лишний?».

Дид.игра: «Сосчитай от 1-5».

«Назови семью».

«Кто как голос подает?».

Развитие связной речи

Упр. «Мой петушок» (составление описательного рассказа о сказочном петушке)

Составление рассказа о домашней. птице по мнемотаблице

Развитие моторной сферы.

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Шаги на месте

Вдруг увидел он грача,

Рассердился.

Остановиться, удивленно

посмотреть вниз

Сгоряча затопал,

Потопать ногами

Крыльями захлопал.

Руками, словно крыльями, похлопать

себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар,

Сцепить округленные руки перед

грудью

Затряс бородою

Помотать головой

Понесся стрелою.

Бег на месте

Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитатели

Выполняемые движения

В сарае две курицы жили,

цыплят на прогулку водили

За каждой ходили четыре

ребёнка,

Четыре красивых

послушных цыплёнка.

Четыре красивых цыплёнка

большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в

ритме текста

постепенно разгибаем остальные пальцы

Цыплята любили все вместе

гулять,

Большие пальцы вместе, остальные

«здороваются» в ритме текста

Толкаться, пищать,

червячков искать

Упр. «сели встали»

Как только стемнеет – все к

мамам бегут,

пальцы переплетаем, быстро ими шевелим

Прижмутся друг к другу и

сразу заснут

«замок»

Развитие артикуляционной моторики(логопедическая пятиминутка)

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для

челюсти

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой

«трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

Упражнения для

губ и щек

Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго

удерживать воздух в ротовой полости.

Упражнения для

языка

Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у

петуха, широкий клюв у селезня и гуся. Индюшонок учится

«болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким

кончиком языка прикасаться к верхним резцам с

наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук,

похожий звук л. Индюки «болбочут». Индюк из города

идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать

«широкий» язык изо рта и произносить:л-бл-бл-бл-бл».

Упражнения для

мышц шеи

Цыплята пьют водичку. Опустить голову, а затем

откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом

почувствовать напряжение шеи.

Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали.

Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную

позицию.

Развитие фонетико-фонематических процессов

«Прохлопать» названия птиц и их птенцов.

Расселить по этажам-с одним слогом на первый этаж, с 2 слогами на второй и т.д.

Развитие навыков языкового анализа

Упр. «Топни – хлопни».

Хлопни, когда услышишь звук [a], топни – [у] (звуки, слоги, слова).

5.

Чтение художественной литературы

К. Ушинский «Петушок с семьёй»

Русская народная сказка «Курочка ряба»

В. Сутеев «Цыплёнок и утенок», «Петух и краски»



В раздел образования