Напоминание

Формирование и развитие ключевых компетенций студентов с помощью технологии проблемно-диалогического обучения в условиях реализации ФГОС СПО.


Автор: Любовь Петровна Слободенюк
Должность: Преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Болотнинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Болотное Новосибирской области
Наименование материала: Статья .
Тема: Формирование и развитие ключевых компетенций студентов с помощью технологии проблемно-диалогического обучения в условиях реализации ФГОС СПО.
Дата публикации: 07.01.2022
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Формирование и развитие ключевых компетенций студентов с

помощью технологии проблемно-диалогического обучения в условиях

реализации ФГОС СПО.

Цель: Создать

условия

для

формирования

и

развития

ключевых компетенций

студентов

с помощью технологии проблемно-

диалогического обучения в условиях реализации ФГОС СПО.

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и

умеет, но, прежде всего человек, способный принимать самостоятельные

решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию,

умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения

совместного результата. Всё более актуальным становится использование в

образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных

ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании,

является технология проблемно-диалогического обучения.

Наиболее

кардинальным

изменением

современного

образования

является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной

к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи

психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы

обучения,

работает

над

обновлением

его

содержания,

перестраивает

педагогическую методику.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают

совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор

учебных технологий.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход.

Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную

или

самостоятельную

учебно-познавательную

деятельность

учащихся,

руководимую учителем.

Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в

зависимости от возраста

обучающихся и этапа обучения. Полноценное

включение

студента в деятельность резко отличается от традиционной

передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать

исследовательскую работу так, чтобы они сами «додумались» до решения

ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых

условиях. Действия обучающихся становятся более активными, творческими

и самостоятельными.

С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-

урочная система в целом. В большинстве своем учителя пришли к

пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы,

где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и

перейти к развивающей парадигме.

На

основе

многолетних

отечественных

исследований

в

двух

самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т.

Кудрявцев,

М.И.

Махмутов

и

др.)

и

психологии

творчества

(А.В.

Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана

технология

проблемно-диалогического

обучения,

которая

позволяет

заменить

урок

объяснения

нового

материала

уроком

«открытия»

знаний.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на

любом предметном содержании и во внеурочной деятельности.

Проблемно-диалогическое

обучение

это

обучение,

которое

предполагает творческое усвоение знаний

обучающимися посредством

специально организованного учителем диалога.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Студент

вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из

следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения

нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения

(проговаривания) нового).

Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может

использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной

ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с

мотивирующим

приемом.

Применение

данных

методов

обеспечивает

мотивацию к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на

то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение

студентов в

творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

лишь

имитируют

организацию

творческого

процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь

учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от педагога

последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1 шаг: создание проблемной ситуации;

2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;

4шаг: принятие предполагаемых

обучающимися формулировок учебной

проблемы.

В

целом,

использование

технологии

проблемно-диалогического

обучения на различных этапах урока становятся инструментом исследования,

источником

дополнительной

информации

по

предмету,

способом

самоорганизации труда и самообразования. Данный вид работы носит

творческий и индивидуальный характер. У обучающихся развивается

логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт

публичных

выступлений,

что

важно

для

подготовки

студентов

к

выступлениям на научно-практических конференциях.



В раздел образования