Автор: Любовь Петровна Слободенюк
Должность: Преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Болотнинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Болотное Новосибирской области
Наименование материала: Статья .
Тема: Формирование и развитие ключевых компетенций студентов с помощью технологии проблемно-диалогического обучения в условиях реализации ФГОС СПО.
Дата публикации: 07.01.2022
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Формирование и развитие ключевых компетенций студентов с
помощью технологии проблемно-диалогического обучения в условиях
реализации ФГОС СПО.
Цель: Создать
условия
для
формирования
и
развития
ключевых компетенций
студентов
с помощью технологии проблемно-
диалогического обучения в условиях реализации ФГОС СПО.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и
умеет, но, прежде всего человек, способный принимать самостоятельные
решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию,
умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения
совместного результата. Всё более актуальным становится использование в
образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных
ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании,
является технология проблемно-диалогического обучения.
Наиболее
кардинальным
изменением
современного
образования
является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной
к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи
психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы
обучения,
работает
над
обновлением
его
содержания,
перестраивает
педагогическую методику.
Концептуальные принципы развивающего образования предполагают
совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор
учебных технологий.
Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход.
Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную
или
самостоятельную
учебно-познавательную
деятельность
учащихся,
руководимую учителем.
Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в
зависимости от возраста
обучающихся и этапа обучения. Полноценное
включение
студента в деятельность резко отличается от традиционной
передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать
исследовательскую работу так, чтобы они сами «додумались» до решения
ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых
условиях. Действия обучающихся становятся более активными, творческими
и самостоятельными.
С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-
урочная система в целом. В большинстве своем учителя пришли к
пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы,
где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и
перейти к развивающей парадигме.
На
основе
многолетних
отечественных
исследований
в
двух
самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т.
Кудрявцев,
М.И.
Махмутов
и
др.)
и
психологии
творчества
(А.В.
Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана
технология
проблемно-диалогического
обучения,
которая
позволяет
заменить
урок
объяснения
нового
материала
уроком
«открытия»
знаний.
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на
любом предметном содержании и во внеурочной деятельности.
Проблемно-диалогическое
обучение
–
это
обучение,
которое
предполагает творческое усвоение знаний
обучающимися посредством
специально организованного учителем диалога.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Студент
вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из
следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения
нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения
(проговаривания) нового).
Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может
использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной
ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с
мотивирующим
приемом.
Применение
данных
методов
обеспечивает
мотивацию к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на
то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение
студентов в
творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с
мотивирующим
приёмом
лишь
имитируют
организацию
творческого
процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь
учащихся.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от педагога
последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
1 шаг: создание проблемной ситуации;
2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;
4шаг: принятие предполагаемых
обучающимися формулировок учебной
проблемы.
В
целом,
использование
технологии
проблемно-диалогического
обучения на различных этапах урока становятся инструментом исследования,
источником
дополнительной
информации
по
предмету,
способом
самоорганизации труда и самообразования. Данный вид работы носит
творческий и индивидуальный характер. У обучающихся развивается
логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт
публичных
выступлений,
что
важно
для
подготовки
студентов
к
выступлениям на научно-практических конференциях.