Напоминание

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у дошкольников".


Автор: Костромина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад "Теремок" АГО
Населённый пункт: город Асбест
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад





1.

Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности. Современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимо при организации образовательного процесса осваивать не просто одну образовательную технологию в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового к организации детской деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития и исследовательской активности дошкольников – представляет
актуальную

проблему
, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское проектирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность.
Цель и задачи данной работы:
Обосновать и систематизировать опыт по теме: « Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у дошкольников». Проанализировать эффективность использования с точки зрения развития интереса к теме и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности. Развивать творческую, познавательную деятельность детей. Воспитывать умение самостоятельно познавать действительность. Развивать в себе любознательность, активность. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направлению содержания образования.
Целью
проектно – исследовательской деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи:
 Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;  Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;  Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;  Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности, навыков коммуникативного общения;  Формирование проектно – исследовательских умений и навыков: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватной и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
Актуальность
использования проектной деятельности в детском саду имеет ряд причин. Во – первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.. Во – вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в
самых разных обстоятельствах. В – третьих, то, что метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно – ориентированным и деятельностным подходами и др. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Что бы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той ли иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из метода интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Позволяет сделать образовательную систему дошкольной организации открытой для активного участия родителей. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.п. Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности. Большинство педагогов дошкольных организаций очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения задачи. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в
свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
2.

Опыт работы по проектной деятельности.


Забота о здоровье ребенка и взрослого во всём мире стала занимать приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст.18 Закона РФ «Об образовании»). Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является физическое развитие и здоровье детей. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Словосочетания «здороьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу, нам, взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным – давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». Изучив нормативную документацию, проанализировав свою педагогическую деятельность, мной было принято решение разработать и внедрить в образовательный процесс долгосрочный проект на тему: «Я хочу здоровым быть».
Целью
данного проекта явились: пропагандировать здоровый образ жизни; подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье; учить детей оценивать и прогнозировать свое здоровье.
Задачами
этого проекта были: прививать любовь к физическим упражнениям; познакомит детей с правилами правильного питания; продолжать знакомить с правилами гигиены; воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Проект «Я хочу здоровым быть» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей, воспитателей этой группы, инструктора по физической культуре, медицинских работников детского сада. В рамках проекта были использованы разные виды детской деятельности: познавательно – речевое, творческое (рисование, аппликация, лепка, ручной труд), театрализованная, игровая, физическая. На первом этапе (сентябрь) мотивировала детей к проектной деятельности, раскрыла значимость и актуальность темы. Активность детей была направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. С родителями было проведено анкетирование с целью: выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье. Мною было изучено много литературы о нетрадиционных методах лечения, подобраны и разработана картотека подвижных игр с учетом комплексно – тематического планирования, комплексы дыхательных гимнастик, пальчиковых игр, разработаны конструкты НОД по разным видам деятельности (познавательно – исследовательской, творческой, двигательный в разных формах), сценарии спортивных развлечений, досугов, подобрана художественная литература и многое другое. Так же на первом этапе для вхождения в тему был предложен родителям поход в осенний лес с целью доставить детям и родителям радость, эмоциональный подъем, созерцание красоты природы, после которого прошло родительское собрание и представление фоторепортажа о прогулке в лесу.
На втором этапе (октябрь – март) осуществлялась координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы. На данном этапе детям были предложены разные спортивные игры, разучивались пословицы о спорте и физкультуре, чтение художественной литературы, разгадывались крассворды и ребусы на спортивную тематику и здоровье людей. В непосредственно образовательной деятельности предлагали детям темы: «Сохрани свое здоровье» - учить самостоятельно следить за своим здоровьем; «Подружись с зубной щеткой» - продолжать знакомить с правилами личной гигиены и с методами ухода за зубами; «Спорт - это здоровье» - закрепление о различных видах спорта, об олимпиаде; «Осанка – зеркало здоровья» - учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам; «Скелет и мышцы человека» - познакомить детей с мышцами и их ролью, продолжать воспитывать у детей потребность знать о себе и своем теле; «Зачем человек ест» - познакомить детей с правилами здорового питания, организованная двигательная деятельность была направлена на развитие координации движений, укрепление связочно – мышечного аппарата, выносливости, гибкости и т.д. В творческой мастерской изображали детей в разных видах спорта, лепили человека с правильной осанкой и другое. Привлекали детей к созданию советов, рекомендаций для Бабы Яги о здоровом образе жизни. Для родителей проводились консультации: «Здоровье – дело престижное» - познакомить родителей с зональным массажем ног, «Какими видами спорта можно заниматься» - знакомство с видами спорта, которыми можно заниматься дома и в данном возрасте, «Уход за волосами, зубами и телом» - необходимость гигиенических процедур в семье, «Больше внимания осанке» - знакомство родителей с причинами нарушения осанки; круглый стол с родителями и педагогами детского сада «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ» - ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье. Совместно родители, дети, педагоги посетили городской стадион - воспитывать стремление заниматься спортом и приобщать к месту проведения спортивных соревнований; был организован поход в зимний лес на лыжах – обучение детей катанию на лыжах. Викторина «Спорт – это жизнь», семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми» - побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях, занятие по двигательной активности «Вместе с мамой» - формирование у родителей и детей чувств радости от совместной двигательно – игровой деятельности. В течение всего второго этапа дети, педагоги и родители увлеченно изготавливали макет спортивной площадки. В изготовление этого макета дети привлекали не только пап, мам, но и дедушек с бабушками (дедушки подбирали для спортивного инвентаря металлические изделия, бабушки поролоновые подушечки и многое другое). На заключительном этапе педагоги вместе с детьми и их родителями готовили презентацию «Я хочу здоровым быть». Распределяли роли между детьми, изготавливали костюмы, атрибуты, изготавливали пригласительные билеты. Результатом данного проекта была фотовыставка, выполнен макет спортивной площадки, физкультурно – театрализованное развлечение. Таким образом, можно сделать вывод, что используя проектный метод в педагогической деятельности прежде всего расширяются знания об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. В ходе проектной деятельности дети приобрели необходимые социальные навыки – стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Так же проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей. Игра стала более разнообразной, дети стали интересны друг другу.
Могу сказать, что проектная деятельность влияет и на меня, как педагога. Она заставляет меня постоянно находиться в поиске разной информации, применяю нестандартные действия, требует ежедневного творческого и личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает разные идеи решения ситуаций, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Так же уже были разработаны и внедрены в работу и другие проекты: «Край, в котором мы живем», «Крепок телом – богат делом», «Подарок Деда Мороза», «Семья» и др. В каждом проекте выделяем этапы работы над проектом:
Первый этап
- Выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственного речевого аппарата. Последовательность работы педагога на данном этапе следующий: - педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей; - вовлекает дошкольников в решение проблемы; - намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); - обсуждает план с семьями; - обсуждают план и рекомендации со специалистами ДОУ (психолог, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию, логопед); - собирает информацию, материал.
Второй этап
– Реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную., продуктивную, игровую). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка.
Третий этап
– Презентация проекта (итоговый продукт). В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, использовать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Заключение.


От педагогапроектная деятельность требует внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать детям собственные варианты решения задачи – проблемы. Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


В раздел образования