Напоминание

Решение качественных задач по физике


Автор: Варламова Анна Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: с.Арылах Мирнинский улус
Наименование материала: доклад
Тема: Решение качественных задач по физике
Раздел: среднее образование





Назад




Решение качественных задач по физике

Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой

ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной

физического

явления,

решаемая

путем

логических

умозаключений,

основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения

эксперимента, но без применения математических действий.

Следует отличать качественную задачу oт вопроса по проверке

формальных знаний (например, что называется ампером, как формулируется

закон Ома). Цель последних — закрепить формальные знания учащихся;

ответы на эти вопросы в готовом виде имеются в учебнике, и ученик должен

лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на

который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например: если

движущийся автомобиль резко затормозит, то его передок опускается. По-

чему?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя

данные условия задачи и свои знания по физике.

Решение

качественных

задач

способствует

осуществлению

дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения

физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает

умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами,

макетами,

установками

и

моделями.

Качественные

задачи

с

производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют

их

кругозор,

являются

одним

из

средств

подготовки

учащихся

к

практической деятельности. Таким образом, решение качественных задач по

физике является одним из важных приемов политехнического обучения.

Решение качественного вопроса можно представить в виде пяти

этапов:

1.

Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор

чертежа, изучение прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что

неизвестно, какова конечная цель решения задачи).

2.

Осознание

условий

'задачи

(анализ

данных

задачи,

физических

явлений,

описанных

в

ней,

введение

дополнительных

уточняющих условий).

3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка

физического закона или определения, соответствующих условиям задачи;

установление причинно-следственной связи между логическими посылками

задачи).

4.

Осуществление плана решения задачи (синтез данных

условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).

5.

Проверка

ответа

(постановка

соответствующего

физического эксперимента, решение задачи другим способом, сопоставление

полученного ответа с общими принципами физики (законом сохранения

энергии, массы, заряда, законами Ньютона и др.).

Примеры

решения

качественных

задач:

1.Почему

журавли

и

другие

птицы

во

время

дальних

перелетов

держатся

косяком

?

Ответ. Впереди – самая сильная птица. Воздух ее обтекает, как вода нос

корабля, за ней образуется клин, внутри которого более слабые птицы

испытывают

меньшее

сопротивление

воздуха.

2. Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а

сырое

яйцо

разбивается

пулей

вдребезги.

Почему

?

Ответ. Вареное

яйцо (особенно

желток)

имеет

небольшую

упругость,

давление в нем при прохождении пули мало возрастает. В сыром яйце,

как в жидкости (упругой среде) давление возрастает мгновенно и очень

сильно.

3.Почему

трудно

хлопать

в

ладоши

под

водой

?

Ответ. При медленном движении ими увлекается мало воды, а при

быстром – вода не успевает «расступиться» (возникает «присоединенная

масса»).

4. Почему

лоси

могут

ходить

по

снегу

или

болоту, не

увязая ?

Ответ. Лось – парнокопытное животное. Между раздвоенными частями

копыт есть перепонка (при раздвижении частей копыт увеличивается

площадь

опоры,

давление

на

почву,

снег

уменьшается).

5.Почему

труднее

вытаскивать

морковь

и

другие

корнеплоды

из

плотной почвы,

чем

из

рыхлой

?

Ответ. Под

корнеплодом

при

выдергивании

образуется

разряжение

(давление, меньшее

атмосферного). Чем

плотнее

почва, тем

больше

разряжение.



В раздел образования