Авторы: Семененко Наталья Витальевна, Журавлева Валентина Витальевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин,преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДШИ №5 г.Краснозаводск
Населённый пункт: Сергиево-Посадский городской округ,Московской области
Наименование материала: Фестиваль, посвященный 230-летию со дня рождения К.Черни
Тема: "От простого к сложному"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«ДШИ № 5 г.Краснозаводск»
КОНКУРС – ФЕСТИВАЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ
230 – ЛЕТИЮ
со дня рождения
К.ЧЕРНИ
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
составители
и ведущие:
Семененко Наталья Витальевна,
преподаватель теоретических дисциплин
и
Журавлева Валентина Витальевна,
преподаватель по классу фортепиано
г. Краснозаводск, 2021г.
Роль и место этого композитора в истории музыкальной
культуры – уникальны. Родившись в 1791 году, в год смерти
Моцарта, будучи учеником Бетховена и учителем Листа, он словно
соединил 2эпохи: Классицизм и Романтизм.
Фамилию Черни знают абсолютно все, кто когда-либо учился
игре на фортепиано! Можно не сыграть ни одной сонаты венского
классика (Гайдна, Моцарта, Бетховена), ни одного ноктюрна
Шопена или прелюдии Рахманинова…но пианиста, не сыгравшего
в своей жизни хотя бы один этюд Черни, представить себе
невозможно!
Изучая творчество великих и знаменитых личностей, мы всегда
обращаем внимание на детские годы, потому что именно в раннем
детстве, начинают проявляться творческие наклонности:
художественные, танцевальные, музыкальные. Так вот К. Черни
начал учиться музыке в 5 лет под руководством своего отца,
педагога и музыканта. И был очень трудолюбивым, т.к. в 9 лет уже
начались его публичные выступления. Даже Л. Бетховен, услышав
игру маленького мальчика, не удержался и предложил давать ему
уроки игры на фортепиано.
Но, несмотря на то, что Черни считали лучшим пианистом-
виртуозом в начале 19 века, несмотря на слова Бетховена о том, что
его ждет большое будущее - Черни в возрасте 24 лет прекратил
фортепианное исполнительство и целиком посвятил себя
педагогике и композиции.
Как педагог К. Черни не имел себе равных! В середине 19 века
его признавали одним из крупнейших в Европе преподавателем
игры на фортепиано! В числе его учеников были выдающиеся
музыканты: Ф. Лист (который впоследствии тоже стал пианистом-
виртуозом), композитор Теодор Лешетицкий и многие-многие
другие…
А творческое наследие К. Черни насчитывает более 1000
сборников в различных жанрах: начиная от Реквиема, хоровых и
камерных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям, до
романсов, а также литературных произведений, сборников по
педагогике. Известно, что Черни писал даже ноктюрны, фантазии
для фортепиано.
Т.о, Карл Черни – австрийский композитор чешского
происхождения, родился в Вене в 1791г., прожил довольно
длинную и плодотворную жизнь ( 66 лет). В историю музыки
вошел как легендарный методист, педагог, автор множества
сборников этюдов и упражнений для фортепиано:
«Ежедневные упражнения»
«Большая фортепианная школа»
«Школа беглости»
«Искусство беглости пальцев»
Эти сборники этюдов охватывают почти все серьезные проблемы
техники, с которыми сталкиваются пианисты, начиная с первых
шагов обучения в музыкальной школе до профессиональных
музыкантов, которые выступают в концертных залах.
ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП К,ЧЕРНИ :
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ» ,
который сопутствует не только музыкантам. но и представителям
других творческих профессий, которые совершенствуют свое
мастерство!
А что же такое ЭТЮД ?
В переводе с французского языка слово etude означает
«изучение, упражнение». Начинающие пианисты с 1-х месяцев
занятий играют этюды: сначала совсем легкие, затем, с годами,
переходят к этюдам сложным. Этюд развивает технику музыканта,
каждый из них рассчитан на освоение какого-то одного
технического приема(например, игры октавами, технику трелей,
двойных терций). Существуют этюды для всех инструментов.
Но не только музыканты занимаются изучением технических
приемов. Например, слово «этюд» употребляют художники: у них
даже есть такое выражение «поехать на этюды», это значит
выехать за город, на природу, чтобы на каком-то пейзаже
отрабатывать те или иные приемы живописи. Часто этюды крупных
художников оказываются подлинными произведениями искусства!
Многие из них выставлены в Художественных музеях и вызывают
восхищение посетителей. Например:
В. И. Суриков. Боярыня Морозова.
По морозной московской улице едут сани, розвальни, в которых
закованная в цепи боярыня Морозова Феодосия Прокофьевна. Она
вся в черном одеянии, а вокруг шумит московский люд: и просто
ребятишки, и просто любопытствующие, и горячо сочувствующие
ей…и Юродивый, который повторяет жест боярыни…
Это сцена из истории церковного раскола на Руси в 17 веке.
Каждое отдельное лицо – это этюд, эскиз ! И таких эскизов к этой
картине существует около 100 ! А Юродивый рисовался прямо с
натуры, на снегу…
И. И. Шишкин. К. А. Савицкий. Утро в сосновном бору.
Эта картина пользуется огромной популярностью в Третьяковской
галерее: детально передано состояние природы, показан не
дремучий лес, а Солнечный Свет, который пробивается сквозь
колонны высоких деревьев…А это ведь тоже своего рода этюд!
К картинам такого же рода относятся и картины «Утро в лесу».
«Лес» И. И. Шишкина, (к слову, медвежат на картине дорисовывал
Савицкий , но Третьяков стер его подпись, но это отдельная
история).
Обязательным является «этюд» и в хореографии!
«Экзерсис» - так называется комплекс различных упражнений ,
развивающих силу мышц, эластичность связок, координацию
движений. Сначала все упражнения выполняются у станка ( палки
- plie, батман тандю,..), а затем в середине балетного зала. Вначале
это просто учебный этюд, а затем - танцевальный этюд, как
маленький законченный сценический номер.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ТОТ ЖЕ:
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ».
И теперь давайте проследим с вами, как же этот важный
педагогический принцип проявляется в музыке – непосредственно
в этюдах К.Черни.
1-е отделение . 1-2 классы.( 8 этюдов Черни)
2-е отделение . Последователи Черни – зарубежные.
Так сложилось, что К. Черни, скромный музыкант, был словно
заслонен именами своих гениальных предшественников…
А то Громадное Здание, которое возводил он всю свою жизнь –
достраивали более яркие последователи…
Джузеппе Конконе.(1801 – 1861).
Итальянский композитор и профессор пения(вокала). Известность
получил как автор многочисленных упражнений для певцов –
Вокализов. Среди его сочинений были оперы, романсы, песни, а
также несколько сборников этюдов для фортепиано для
начинающих пианистов.
Вас.Вас.Кюнер.(1840 – 1911).
Композитор, пианист, скрипач, педагог, родом из Штуттгарта.
Сведений о нем сохранилось мало, известно лишь, что в 1882г. он
окончательно переселился в Россию, открыл в Санкт-Петербурге
собственную музыкальную школу. Сочинял симфонии, квартеты,
квинтеты, даже оперу «Тарас Бульба», и поставил ее на сцене
Мариинского театра. Создал сборник этюдов « Первый шаг» для
юных музыкантов .
Ф.Бургмюллер.(1806 – 1874).
Немецкий композитор. Родился в Германии в музыкальной семье,
позже обосновался в Париже. Писал пьесы для фортепиано, а также
для гитары и виолончели, салонные вальсы, и даже музыку к
балетам. Но наиболее известны его 3 сборника детских этюдов.
А.Бертини.(1798 – 1876).
Анри Бертини – французский композитор, пианист, родился в
Лондоне в семье музыкантов: его первыми учителями музыки были
отец и брат, а он рос и развивался как Вундеркинд, «чудо-
ребенок»(вспомните, Моцарта тоже называли «чудо-ребенком из
Зальцбурга»). Уже в 12-ти лет была совершена Триумфальная
поездка по Европе. Им восхищались, ему рукоплескали как солисту
и как камерному музыканту: современники оценивали его игру
как «простую и элегантную», а стиль исполнения «оригинальным ,
богатым музыкальными идеями, привлекательными мелодиями,
легкими гармониями».
А. Бертини создал около 500 этюдов!, начиная от легких
упражнений для совсем маленьких ладошек до концертных этюдов.
И даже есть этюды в 4 руки!
К.А.Лешгорн.(1819 – 1905).
Карл Альберт Лешгорн – немецкий композитор. Пианист, педагог,
учился в Берлинском Королевском институте церковной музыки,
преподавал там же в качестве профессора. Писал квартеты, трио,
сонаты, даже опубликовал « Путеводитель по фортепианной
литературе», но главным достижением его являются
многочисленные фортепианные этюды, направленные на развитие
беглости пальцев у учащихся.
М.Дворжак.(1934).
Милан Дворжак.
У каждого народа есть своя удивительная культура. Есть
удивительные люди, вобравшие в себя все самое ценное , что и
характеризует эту культуру.
Речь пойдет о нашем с вами современнике, чешском композиторе
Милане Дворжаке. И хотя он закончил Чешский технический
университет, электриком быть не захотел, а обратился к
профессиональным занятиям музыкой. Впоследствии играл на
фортепиано в различных танцевальных оркестрах, на
Чехословацком телевидении и радио, позже был преподавателем
фортепиано в музыкальной школе и в консерватории. Писал
музыку к театральным спектаклям, телевизионным передачам,
мюзиклам. Наиболее известен его 2-х томник Джазовых этюдов.
3-е отделение.Последователи К.Черни – российские.
А.Ф.Гедике.(1877 – 1957).
Александр Федорович Гедике родом из семьи потомственных
музыкантов, органистов. Доктор искусствоведения, Народный
артист РСФСР, Гедике был не только композитром, прекрасным
пианистом, но и явился основателем ОРГАННОЙ ШКОЛЫ !!!
В списке его сочинений : органные полифонические композиции,
несложные фортепианные пьесы, Этюды, на которых оттачивают
мастерство юные пианисты.
( Однажды был подслушан разговор 2-х юных учеников
музыкальной школы: «А ты сколько в этом году «гедиков»
сыграл?» ).
И.Я.Беркович.(1902 – 1972).
Исаак Яковлевич Беркович – советский , украинский композитор,
был членом Национального союза композиторов УССР. Сведений
об этом композиторе сохранилось мало, известно лишь, что он
родился в скромной семье часового мастера, закончил Киевскую
консерваторию, писал музыку для детей, в частности, широко
популярна его «Школа игры на фортепиано», в которой пьесы
четко разделены по жанрам : этюды, пьесы, сонатины, ансамбли.
Он преподавал в музыкальной школе, в музыкальном училище, в
консерватории.
Ю.АЛитовко.(1940 – 2007).
Наш современник, умер в 2007 году в возрасте 67 лет. Пианист,
композитор, педагог. Преподавал в детской музыкальной школе
№20 г. Санкт-Петербурга , был руководителем хорового
коллектива. Поскольку ему была очень близка сфера
эмоциональных впечатлений маленьких детей, Ю. А. Литовко
создал много сборников детских пьес:
«Музыкальный букварь»
«Фортепиано для начинающих»
« 7 нот»
« Я буду пианистом»
Также изестна его музыка к детским спектаклям.
4-е отделение. К.Черни.
И вновь мы обращаемся к творчеству К.Черни, австрийского
композитора ,пианиста и педагога, который создал одну из
крупнейших пианистических школ I половины XIX века.
Важную часть наследия Черни составляют многочисленные этюды
и упражнения, которые до настоящего времени успешно
используются в педагогической практике во всем мире.
Программа концерта
посвященного 230-летию со дня рождения К.Черни
( с комментариями)
1-е отделение. 1-2 классы.
К.Черни. Этюд до мажор «Качели»
Порфирьева Злата. 1кл. Преп. Журавлева В.В.
Перед учеником ставится сложная задача – не потерять и
выразительно провести мелодическую линию, несмотря на возникающие
моменты перекрещивания рук. Это потребует от него хорошего слухового
контроля и умения владеть различными тембрами при игре на инструменте,
необходимого для интонационно выразительного исполнения перекличек в
различных регистрах.
К.Черни. Этюд «Королевский вальс».
Муратова Валерия 2кл. преп. Лазько А.Ю.
Терцовая техника: Терции представляют для учащихся
сложность, заключенную в одновременном проведении двух голосов
разными по строению и силе пальцами. Это сложный вид пианистической
техники, полезен в развитии активности, самостоятельности пальцев,
раскрепощенности ладонных мышц.
При работе над терциями ученик должен понимать, что главный звук в
терции – верхний, его необходимо выделить при помощи правильного
распределения веса рук.
В этюде ученик встречается с трехдольным размером. Неторопливая
мелодия, выписанная терциями, и характер аккомпанемента позволяют
провести аналогию с вальсом.
К.Черни. Этюд ор. 599 №56.
Овчинникова Полина 2 кл. преп. Кобякова В.Л.
Этюд на развитие навыка игры хроматических пассажей.
Ученику необходимо объяснить, что при игре хроматических гамм первый
палец должен быть высоким и его следует ставить ближе к основанию
черных клавиш, в то время как третий, наоборот, располагается ближе к
концу черных. Это поможет избежать звуковой и ритмической неровности
при исполнении.
Генрих Гермер - немецкий музыковед, музыкальный педагог и методист.
Преподавал в Берлине и Дрездене. Автор книги "Техника фортепианной
игры" нем. Die Technik des Klavierspiels, переиздававшейся не менее десяти
раз, популярного пособия "Как играть на фортепиано?" и др. Был
чрезвычайно плодовит как редактор фортепианной классики; обработанные и
отредактированные Гермером этюды Карла Черни до сих пор входят в
репертуар музыкальной педагогики.
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №11
Гурьянова Алиса. 2кл. преп. Журавлева В.В.
ТРЕЛЬ (итал. trillo, от trillare - дребезжать; франц. trille;
нем. Triller; англ. shake, trill) - вид мелизмов; мелодич. украшение, состоящее
из 2 быстро чередующихся звуков, основного и верхнего вспомогательного,
находящегося на расстоянии тона или полутона от осн. звука. достаточно
сложно для ученика будет добиться ровного звучания и непрерывного
звучания в трелях, исполняемых правой рукой различными, в том числе и
слабыми (4-5) пальцами. В лев.р. звучит 2хголосный аккомпанемент с
глубоким погружением на 5й палец.
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №14
Вежновец Афродита-Ефросинья. 2кл. Преп. Журавлева В.В.
Нисходящие секвенции в пр.р. требуют «пружинящих» кистевых движений
с вращательными движениями всей руки, облегчающая преодоление
трудностей пальцевой игры. Добиваться ровного звучания каждого пальца.
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №27
Баженова Анастасия. преп. Лазько А.Ю.
Репетиция - (лат.repetto- повторение) быстрое повторение одной и той же
ноты на фортепиано или другом инструменте.
В этом этюде ученику предстоит поработать над развитием навыка игры
репетиций. Основной принцип – это быстрая и четкая смена пальцев,
кончики пальцев активные и цепкие, отыгравшие пальцы как бы уходят под
ладонь. Механизм исполнения репетиций таков, что работа над ними в
медленном темпе не приносит больших результатов, и учащийся должен это
осознавать. Сплошная репетиция – прием утомительный и даже опасный.
Чтобы избежать утомления, Черни выводит репетиционную структуру вверх
или вниз с обязательной паузой.
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №33
Арефьева София 1кл. преп. Каленова А. А.
В мелодии присутствует триоли и дуоли. Такое чередование ритмических
группировок требует от ученика хорошего ощущения метра и основной
ритмической единицы – четверти. Левая рука держит пульс и подчиняется
правой. Ансамбль рук и четкий ритм, сочетание триолей и дуолей требует
ороший слуховой контроль.
Форшлаги должны исполняться почти с главной нотой одновременно,
очень коротко и быстро.
Последователи зарубежные:
Дж. Конконе. Этюд «Жонглер»
Порфирьева Злата. 1кл. преп. Журавлева В.ВСочетание 3х
технических задач. Основная задача – синхронность и четкость при игре
шестнадцатых в октаву двумя руками вместе, услышать скрытую мелодию, т
гаммообразных пассажах добиться ровного звука, при перекрещивания рук
провести мелодическую линиюв лев.руке.
В.Кюнер Этюд До мажор
Авдонина Алиса 5лет. преп. Малыганова Л.И.
В этюде звучат гаммообразные пассажи, в которых ученик
сталкивается с подкладыванием первого пальца. Для достижения звуковой
ровности ученику необходимо отдельно проработать момент подкладывания
1-го пальца. Особое внимание следует обратить на динамику и
выразительную фразировку при исполнении (по принципу игры звукорядов,
вверх – крещендо, вниз – диминуэндо).
Последователи россия:
А. Гедике. Этюд «Ровность и беглость» ор.58.
Гурьянова Алиса. 2кл. преп. Журавлева В.В.
Весь этюд исполняется двумя руками в унисон, что сложно, но очень полезно
для выработки равноценного развития техники обеих рук, их синхронности
(как правило, левая рука отстает в беглости).
Этюд «Радуга» ор. 37
Вежновец Афродита-Ефросинья. 2кл. Преп. Журавлева В.В.
Знаете такую веселую песенку — «Улыбка?» Конечно! Просто не можете не
знать! И наверняка видели замечательный мультфильм «Крошка Енот». А
знаете, кто придумал стихи к этой песенке? Поэт Михаил Пляцковский. И
наверняка читали веселые и добрые стихи поэта: «Чему учат в школе», «Если
добрый ты», «Детства последний звонок», «Дружба крепкая не сломается»,
«Летка-енька», «Чтобы солнце улыбалось» и многие другие.
Лучше понять и грамотно интонировать мотивы этого этюда помогает очень
хорошая подтекстовка – стихи поэта М. Пляцковского
«Радуга, радуга, радуга – дуга
Весело, радостно,
Светит над землею!
Дождь прошел! Хорошо!
Так светло вокруг,
И сверкает весь в росинках,
Серебристый луг!
Вот бы нам с той дуги
В теплый пруд скатиться,
Как зимой снежною
На санях с горки вниз
Быстро так, что держись!
Эй, догоняй, не отставай!
Радуга, радуга, радуга – дуга
Искорки радостно
В небе рассыпает.
Дождь прошел! Хорошо!
Так светло вокруг,
И сверкает весь в росинках,
Серебристый луг!
Мы поем!
И. Беркович. Этюд №23. Маленькие этюды для ф-но.
Порфирьева Злата. 1кл. Преп. Журавлева В.В.
Перед учащимся поставлена задача четкого выполнения
штрихов (сочетание стаккато и легато).
Этюд Фа мажор.
Порфирьева Злата. 1кл. Преп. Журавлева В.В
Большое распространение в этюдной литературе получило чередование
позиционных движений рук в разных приемах мелкой техники. В коротких
мотивах этого этюда отрабатывается прием подготовка к трели,
развиразвивается одновременно самостоятельность рук и пальцевую
беглость.
Этюд Фа мажор
Вежновец Афродита-Ефросинья. 2кл. Преп. Журавлева В.В.
В коротких мотивах этого этюда отрабатывается прием исполнения
трезвучия в мелодическом виде
Этюд №23. Маленькие этюды для ф-но.
Вежновец Афродита-Ефросинья. 2кл. Преп. Журавлева В.В.
Педаль – ценное, неповторимое свойство фортепиано.
Исключительно важна роль педали как связующего средства.
Придавая фортепианному звуку большую продолжительность, она соединяет
воедино различные элементы ткани, находящиеся друг от друга на
расстоянии.
Работа над применением запаздывающей педали. Связывание звуков при
помощи запаздывающей педали требует непрерывного слухового контроля,
особенно в момент их слияния: важно не дать новому звуку наслоиться на
предыдущий.
ЮЛитовко. Этюд «Вальс – этюд»
Ковалев Михаил 1кл. преп. Сибирякова Г.А
Работа над основным способом извлечения звука на фортепиано
Legato, плавной передачей одноголосной мелодии из одной руки в
Другую с легким акцентом на первую долю.
2-ое отделение
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №33
Смирнова Софья 5кл. преп. Лазько А.Ю
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №43
Абросимов Миша 3кл. преп. Каленова А. А.
В данных упражнениях ученик сталкивается с более длинными
гаммообразными пассажами, требующими от него большей выдержки и уже
определенной технической подготовки, а также игрой широких
мелодических интервалов.
К.Черни.- Г. Гермер. 1ч. Этюд №45
Алферов Сергей 3кл. преп. Каленова А. А.
В данных упражнениях ученик сталкивается с более длинными
гаммообразными пассажами, требующими от него большей выдержки и уже
определенной технической подготовки, а также игрой широких
мелодических интервалов. В правой руке пассажи и скрытая мелодия, в
левой – вальсовый двухголосный аккомпанемент.
К.Черни. Этюд №4 ор. 299
Кандаков Андрей 5кл. преп. Каленова А. А.
Этот этюд подготавливает к игре украшений группы типа группетто,
помогает научиться строить объёмные линии, широкие фразы.
Чрезвычайно важно также определить какое движение кисти является
наиболее целесообразным для основной фигуры данного этюд
а
. Темп и
характер этого этюда быстрый, стремительный с кульминацией в конце.
Ф. Бургмюллер. Этюд №18 ор.100 «Беспокойство»
Королева Анастасия 2кл. преп. Кобякова В.Л.
Константин Николаевич Игумнов говорил: «Величайшую
ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального
произведения». К этому высказыванию можно добавить слова Василия
Ильича Сафонова: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай
за красотой звука». Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию
сборных программных этюдов ор. 100 Иоганна Фридриха Бургмюллера,
который как раз и позволяет преподавателю объединить решение этих двух
задач, чтобы закрепляемый игровой прием не был абстрактным, а был
основан на музыкальном образе, заданным программой, где характер звука
необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений.
А. Бертини. Этюд №8 ор. 29
Бухарова Полина 4кл. преп. Каленова А. А.
Длинные фразы, основанные на секвенциях, требуют
согласованности «пружинящих» кистевых движений с вращательными
движениями всей руки, облегчающая преодоление трудностей пальцевой
игры и воздействующая на тембральную сторону звучания. В середине с
полифоническими элементами.
К. Лешгорн. Этюд №18 ор.65
Королева Анастасия 2кл. преп. Кобякова В.Л.
К. Лешгорн. Этюд №28 ор.66
Архипова Александра 6кл. преп. Сибирякова Г.А.
STACCATO. Наряду с мягким стаккато, родственным скрипичному деташе, в
этюдах представлены стаккато-маркато, близкое к струнному пиццикато.
Различается несколько градаций стаккато: при стаккато, обозначенные
точкой, когда длительность звука сокращается примерно в 2 раза, и staccato, а
также martellato, обозначенные клинышком должно быть более краткой.
Стаккато – единственный вид артикуляции, который имеет, по его мнению,
темповый потолок. Черни справедливо считал, что у пианиста может вызвать
чрезмерное утомление исполнение стаккато в пьесе или даже в пассаже,
идущих в темпе molto allegro либо presto. В таких случаях Черни советовал
обращаться
к
щипковому
способу
звукоизвлечения,
снимающему
напряжение в руке. Хочу напомнить еще о tenuto – этот знак ставится, когда
длительность должна быть полностью выдержана, а произнести ее надо с
особой выразительностью. Marcato - подчеркнутое произнесение звуков, с
некоторым ударением. Halbs staccato(обозначается точкой под лигой) –
промежуточная ступень между стаккато и легато
К. Лешгорн. Этюд №25 ор.66
Пронько Анастасия 7кл. преп. Малыганова Л.И.
Упражнения предназначены для работы над беглостью
учащегося в мелкой технике. В этих упражнениях ученик сталкивается с
задачей беглой игры гаммообразных и хроматических пассажей. Ученик
должен осознавать важность правильной аппликатуры, без которой
невозможно достичь большой скорости и хорошего качества при
исполнении. Кроме того, учащемуся следует объяснить, что подбор
аппликатуры, в таких случаях, происходит именно в быстром темпе;
поскольку пальцы, подобранные в медленном темпе на первоначальном
этапе работы, могут быть крайне неудобными в быстром.
М.Дворжак. Джазовый этюд №15
Кропова Мария 5 кл.Преп. Журавлева В.В.
. Говоря о Милане Дворжаке, нельзя не сказать о его
фортепианном творчестве, в частности об этюдах, которые пользуются
неизменной популярностью у пианистов.
несмотря на малое количество изданий, они очень востребованны в
фортепианной музыкальной педагогике. Педагог и прекрасный композитор
сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения
в джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют
основу для начинающих в джазовой грамоте.
Предлагаемые этюды М. Дворжака постепенно вводят юных пианистов в
мир джазовой ритмики, мелодики и гармонии. Более сорока этюдов (2 части)
представляют из себя произведения в рамках стилей "свинг", "би-боп" и
"соул". Остальные этюды большей частью написаны в форме блюза,
регтайма.
Всем этюдам, написанным в стиле «Буги вуги» характерен подвижный
темп, остинатное
звучание
аккомпанемента.
К
особенностям этюдов,
написанных в данном стиле, можно отнести обилие синкоп, пунктирного
ритма, акцентов на слабую долю. И мелодия, и аккомпанемент предполагают
хорошую артикуляцию, чуткое ощущение клавиатуры.
Из всех видов артикуляции особенно большое значение черни придавал
легато. Следуя пианистическим заветам Бетховена (у которого он учился),
этот способ звукоизвлечения Черни считал основным. Достаточно
обратиться к нескольким его сборникам, чтобы убедиться в том, насколько
разнообразным было применение приема легато. Наряду с простым легато,
мы встретим легатиссимо, poco legato, dolce un poco legato, molto legato
cantabile. Действительно, степень связывания звуков в рамках этого
артикуляционного приема может существенно отличаться. Она зависит от
характера, темпа и динамики сочинения. Приверженность Черни, как
представителя венской фортепианной школы, к звучности изящной, легкой,
но не легковесной, конечно, не случайна. Во-первых, игра leggiero и скорость
темпа – понятия взаимообусловленные, ибо секрет быстроты-в легкости и
точности пальцевой атаки, а также минимальном их подъеме. Во-вторых, она
позволяет добиться того невесомого прикосновения, когда руки, по
образному выражению Листа, как бы «парят в воздухе, а не прилипают к
клавишам». Искусство владения legato и его разновидностями, Черни тесно
связывал с положением рук и пальцев с игровыми ощущениями. Он, как и
другие музыканты 19 века, стремился выработать у учеников умение
погружать руку в клавиатуру: «Если нажать клавишу (заметим, нажать, а не
ударить), до дна, до основания, то звук становится более насыщенным, и
этоне обман слуха» - подчеркивал Черни. Состояние «опорности» в кончиках
пальцев служило, по его мнению, верным способом достижения легато.
Слуховой контроль за ровностью звучания мелодических линий, плавность
игры возможны при отсутствии суеты, лишних движений рук и правильного
дыхания. STACCATO. Наряду с мягким стаккато, родственным скрипичному
деташе, в этюдах представлены стаккато-маркато, близкое к струнному
пиццикато. Черни различал несколько градаций стаккато, при чем, подобно
Бетховену, по разному трактовал стаккато, обозначенные точкой, когда
длительность звука сокращается примерно в 2 раза, и staccato, а также
martellato, обозначенные клинышком. В последнем случае, протяженность
звука, как считал венский педагог, должна быть возможно более краткой.
Стаккато – единственный вид артикуляции, который имеет, по его мнению,
темповый потолок. Черни справедливо считал, что у пианиста может вызвать
чрезмерное утомление исполнение стаккато в пьесе или даже в пассаже,
идущих в темпе molto allegro либо presto. В таких случаях Черни советовал
обращаться к щипковому способу звукоизвлечения, снимающему
напряжение в руке. Хочу напомнить еще о tenuto – этот знак ставится, когда
длительность должна быть полностью выдержана, а произнести ее надо с
особой выразительностью. Marcato - подчеркнутое произнесение звуков, с
некоторым ударением. Halbs staccato(обозначается точкой под лигой) –
промежуточная ступень между стаккато и легато.
Закончить хочу стихотворением Вероники Долиной:
Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах - не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути - чудом,
Не будем это забывать!
А звук прелюдий Майкапара!
А смены холода и жара,
Которых стоил мне урок!
И как тогда мне не игралось,
Откуда что бралось и бралось?
Какой во мне, безрукой, прок?
Но время шло, и я привыкла.
И имя Гедике возникло,
И надорвался педагог.
Да я не музыкой гнушалась!
Но слишком явно мне внушалось :
Какой во мне, безрукой, прок?
Так где ж вы были, Моцарт, Шуберт?
Они сейчас меня погубят...
Где вы, Шопен и Мендельсон?
Вот так урон непоправимый,
Хотя как сон неуловимый,
Мне был когда-то нанесен.
...Картины эти - невозвратны.
Те имена - невероятны :
Клементи, Черни, Майкапар...
Ведь до сих пор не понимаю!
Но лихом их не поминаю,
А помню : школа - холод - жар.