Автор: Касымова Юлия Андреевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Петелинская МАОУ СОШ
Населённый пункт: село Петелино
Наименование материала: Статья
Тема: "Участие родителей в процессе инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Касымова Юлия Андреевна,
Учитель-дефектолог МАОУ Петелинской СОШ; с. Петелино, Россия
astrovskay
1998@
.
ru
В статье рассмотрены основные элементы успешного взаимоотношения родителей и
школы, а также показано, как проявляется активное участие родителей в инклюзивном
образовании.
Ключевые слова:
процесс инклюзивного образования,
роль родителей, родители-
субъекты образовательной деятельности, взаимодействие родителей.
Активное
участие
родителей
в
процессе
инклюзивного
образования
считается одним из основных элементов успешного взаимоотношения семьи
и школы. Именно родители играют огромную роль в развитии и воспитании
своих детей. Во время обучения субъектами образовательного процесса
становятся родители, которые всегда принимают участие в образовательной
деятельности, поскольку именно они являются мотиваторами успешного
овладения школьной программой. Результативность инклюзивного обучения
зависит от активной позиции родителей, от того, насколько готовы они
взаимодействовать с педагогами и помогать своим детям. Эта позиция
оказывает успешное влияние на ребенка и помогает в формировании
действенного педагогического воздействия. Семья, которая воспитывает
ребенка с ОВЗ и стремится к инклюзивному образованию, чаще всего,
характеризуется
определенными
качествами,
такими
как
доброжелательность, упорство, трудолюбие, усердие.
Для любого учителя очень важно, чтобы родитель и дома, и в школе
тесно взаимодействовал со своим ребенком, так как именно представители
старшего поколения несут ответственность за развитие и обучение своих
детей. А начинать свое взаимодействие родитель должен с элементарного –
напоминания ребенку об обязательном посещении занятий и времени начала
уроков (контроль родителями посещаемости занятий). Также важно учесть
следующее, если ребенок младшего школьного возраста, то родитель должен
сопровождать своего ребенка на уроки, конкурсы и соревнования, так как тот
не имеет возможности самостоятельно передвигаться в разные точки города.
Каждому ребенку очень важна поддержка со стороны родителей – это
является дополнительным моральным преимуществом. Часто родители
бывают задействованы в подготовке декораций и костюмов, а иногда и
играют роли- если это сценическое выступление; организуют совместный
досуг и соревнования друг с другом. Приветствуется участие в различных
акциях, ярмарках, конкурсах и викторинах. Пользуются популярностью
индивидуальные и групповые занятия педагогов с детьми с участием их
родителей. В последнее время актуальны и действенны «родительские
клубы», как некое объединение родителей, которое воспитывает детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Помогая
своему
ребенку,
родители испытывают те же эмоции, что и их дети. Это взаимодействие
обогащает обе стороны (ребенка и родителя) инклюзивного образовательного
и воспитательного процесса.
Таким образом, участие родителей в процессе инклюзивного
образования,
выстраивание
системы
взаимодействия,
общения
и
сотрудничества педагога с семьей ребенка, имеющего ОВЗ — одно из
важных условий успешности обучения, развития и социализации. Дети
совместно с родителями получают огромное удовольствие от процесса
инклюзивного образования. Родители, в свою очередь, активно участвуя в
творческом процессе, направляют эту активность в продуктивное русло. Но
не надо забывать, что участие родителей в физическом и духовном развитии
ребенка
инвалида
–
очень
ответственная
задача,
поэтому
обществу
необходимо внести свой вклад в этот важный и необходимый процесс. В
наше время для этого делаются успешные шаги – открытие и развитие
специализированных инклюзивных школ.
PARTICIPATION OF PARENTS IN THE INCLUSIVE EDUCATION
PROCESS
Kasymova Yulia Andreevna,
Teacher-defectologist, MAOU Petelinskaya secondary school; from. Petelino, Russia
The article examines the main elements of a successful relationship between parents and schools,
and also shows how the active participation of parents in inclusive education is manifested.
Key words: the process of inclusive education, the role of parents, parents as subjects of
educational activity, interaction between parents.
Активное
участие
родителей
в
процессе
инклюзивного
образования
считается одним из основных элементов успешного взаимоотношения семьи
и школы. Именно родители играют огромную роль в развитии и воспитании
своих детей. Во время обучения субъектами образовательного процесса
становятся родители, которые всегда принимают участие в образовательной
деятельности, поскольку именно они являются мотиваторами успешного
овладения школьной программой. Результативность инклюзивного обучения
зависит от активной позиции родителей, от того, насколько готовы они
взаимодействовать с педагогами и помогать своим детям. Эта позиция
оказывает успешное влияние на ребенка и помогает в формировании
действенного педагогического воздействия. Семья, которая воспитывает
ребенка с ОВЗ и стремится к инклюзивному образованию, чаще всего,
характеризуется
определенными
качествами,
такими
как
доброжелательность, упорство, трудолюбие, усердие.
Для любого учителя очень важно, чтобы родитель и дома, и в школе
тесно взаимодействовал со своим ребенком, так как именно представители
старшего поколения несут ответственность за развитие и обучение своих
детей. А начинать свое взаимодействие родитель должен с элементарного –
напоминания ребенку об обязательном посещении занятий и времени начала
уроков (контроль родителями посещаемости занятий). Также важно учесть
следующее, если ребенок младшего школьного возраста, то родитель должен
сопровождать своего ребенка на уроки, конкурсы и соревнования, так как тот
не имеет возможности самостоятельно передвигаться в разные точки города.
Каждому ребенку очень важна поддержка со стороны родителей – это
является дополнительным моральным преимуществом. Часто родители
бывают задействованы в подготовке декораций и костюмов, а иногда и
играют роли- если это сценическое выступление; организуют совместный
досуг и соревнования друг с другом. Приветствуется участие в различных
акциях, ярмарках, конкурсах и викторинах. Пользуются популярностью
индивидуальные и групповые занятия педагогов с детьми с участием их
родителей. В последнее время актуальны и действенны «родительские
клубы», как некое объединение родителей, которое воспитывает детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Помогая
своему
ребенку,
родители испытывают те же эмоции, что и их дети. Это взаимодействие
обогащает обе стороны (ребенка и родителя) инклюзивного образовательного
и воспитательного процесса.
Таким образом, участие родителей в процессе инклюзивного
образования,
выстраивание
системы
взаимодействия,
общения
и
сотрудничества педагога с семьей ребенка, имеющего ОВЗ — одно из
важных условий успешности обучения, развития и социализации. Дети
совместно с родителями получают огромное удовольствие от процесса
инклюзивного образования. Родители, в свою очередь, активно участвуя в
творческом процессе, направляют эту активность в продуктивное русло. Но
не надо забывать, что участие родителей в физическом и духовном развитии
ребенка
инвалида
–
очень
ответственная
задача,
поэтому
обществу
необходимо внести свой вклад в этот важный и необходимый процесс. В
наше время для этого делаются успешные шаги – открытие и развитие
специализированных инклюзивных школ.