Автор: Ирина Николаевна Барабанова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 119
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Землю ту, что Родиной назвали, коль придётся сердцем защитим"
Дата публикации: 11.01.2022
Раздел: дошкольное образование
Ведущий : В славном царстве государстве российском есть древний город
Симбирск – Ульяновск . А в городе том живут удалые храбрецы. Да и дети здесь
славные да умелые : что слово молвить, что спеть да сплясать – на все руки
мастера! Давайте и мы с вами отправимся в путь –дорожку, посмотрим, как жили
поживали на Руси – матушке люди в разные времена.
Дети вслед за ведущим обходят зал и подходят к камню, на котором написано:
«Налево пойдешь – в чисто поле попадешь, направо пойдешь – к солдатскому
костру попадешь, прямо пойдешь – на гусарский бал попадешь».
Ведущий : Пойдемте сначала по левой дорожке, посмотрим, куда она нас
приведет.
Дети проходят на свои места. Звучат «Былинные наигрыши». Выходит
Сказитель.
Сказитель: Возьму гусли звонкие да настрою их на старинный лад. Заведу
старину стародавнюю, бывальщину о делах славных богатырей. Синему морю на
тишину, а всем добрым людям на послушание.
1-ый блок: «БОГАТЫРИ»
Сказитель: Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова
Выезжает добрый молодец,
Славный богатырь – Илья Муромец.
Раздается топот копыт, в зал входит Илья Муромец.
Сказитель: Услыхал старый казак Илья Муромец
Да про сильного, могучего богатыря
Добрыню Никитича и решил испытать его силу богатырскую.
Вот поехал Илья во чисто поле,
А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет.
Раздается топот копыт, появляется Добрыня Никитич.
Илья Муромец: Здравствуй-ка, добрый молодец!
Ты скажи-ка про свою родину да про отчину!
Добрыня: А как скажет тебе про то моя палица тяжелая,
Как отсеку тебе буйну голову!
Сказитель: Соскочили они да со добрых коней,
Схватилися во схваточку боротися:
Двое суток боролись
А на третьи сутки запросил Добрыня прощения.
Добрыня: Не моги меня казнить – моги миловать.
Назовемся-ка мы братьями крестовыми,
Будем ездить по чисту полю,
Биться с нечистью басурманскою
Да охранять нашу мать-землю!
Сказитель: Много времени прошло иль мало –
Про то неведомо…
А только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович.
Раздается топот копыт, появляется Алеше Попович.
Сказитель: Рос он не по дням, а по часам.
В ту пору повадился на Русь Тугарин-царь похаживать:
Землю русскую жечь, девушек в плен уводить.
А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом!
Алеша Попович: Уж ты, гой еси, дружина храбрая!
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Напустимся мы на рать-силу несметную,
Освободим от напасти Русь-матушку!
Сказитель: Услыхал о том Илья Муромец.
В Киев-град с Добрынею приехали.
На большом пиру побраталися богатыри меж собой:
Старшем назвали Илью Муромца,
Средним – Добрыню Никитича.
А младшим – Алешу Поповича.
Богатыри: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,
Станем землю русскую от недругов оборонять!
Богатыри кланяются и уходят.
Сказитель: На том былина и кончилась,
а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –
Всем добрым людям на радость да на веселье.
Сказитель кланяется и уходит.
Ведущий: Ну, а уж веселиться на Руси всегда умели
Ведущий: У кого там хмурый вид?
Кто, насупившись, сидит?
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводится музыкальная игра Симбирско- Ульяновского Поволжья
«Марома»
Ведущий: Пора нам с вами, дети дальше идти. На этот раз пойдем -ка мы
прямо - будь что будет.
В зал входят гусары и барышни, проходят по залу под музыку
Ведущий: Ой, где это мы оказались? Я кажется, догадалась - это гусарский
бал
Барышни ведут беседу, гусары рассаживаются на пуфики
Генерал. Был вчера я солдатом,
а сейчас генерал
За Россию сражался,
под Москвой полк стоял
Те далекие годы никогда не забыть,
Обещаем Отчизне
так же верно служить
Молодой солдат.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Генерал.
Да , были люди в наше время ,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
1-й гусар.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
2-й гусар.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Гусары приглашают барышень на « Падеграс»
Дети танцуют « Падеграс», уходят из зала.
Ведущий:
Так уж повелось на Руси: если враг нападет, весь народ на защиту встает, а в
мирное время веселится, да удаль молодецкую показывает. Вот и мы…
Проводится музыкальная подвижная игра
Ведущий:
Ловкость и храбрость – главные качества защитников Отечества. Недаром
народом сложено много пословиц и поговорок о воинской храбрости.
Дети: (поочередно)
Русский не с мечом, не с калачом не шутит.
Тот герой, кто за Родину горой
Русский молодец, ста басурманам – конец.
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Смелость города берет
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Ведущий:
Осталась одна дорога – направо.
Звучит 1 куплет песни «Священная война» муз А.Александрова,
сл.В.Лебедева-Кумача в грамзаписи.
Выходит мальчик-солдат:
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Инсценировка «На привале»
(по мотивам поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»)
медицинская сестра перевязывает раненого,солдаты чистят оружие,
читают письма, рассматривают фотографии, кашевар готовит обед.
Кашевар: На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Первый солдат:
Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колесах прямо.
(обращается к кашевару)
Слышь, подкинь еще одну ложечку такую.
Я вторую, брат, войну на веку воюю.
Оцени, добавь чуток!
Кашевар: Ничего себе едок!
Парень башковитый,
Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом!
Первый солдат:
Ну, спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше вроде вас
Поваром в пехоте.
Кашевар: Сразу видно, что вояка,
К кухне – с места, с места – в бой.
Он и ест, и пьет со смаком
На позиции любой.
Второй солдат: (оглядывается)
У кого гармонь, ребята?
Вот она, сыграть не вред!
Я сыграю. Чья гармошка?
Третий солдат:
Чья была, того уж, нет!
Второй солдат:
Это я понять умею.
За вторую, брат войну
И ранения имею,
И контузию одну.
Третий солдат:
На, возьми, боец, трехрядку,
Ты же видно, гармонист.
Для начала по порядку
Кинь-ка пальцы сверху вниз!
Дети исполняют песню
«В землянке»
Санитарка:От гармошки этой старой,
Что осталась сиротой,
Как - то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Под музыку, дети уходят.
Ведущий:
Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Во все времена
нашу землю охраняли и защищали сильные и храбрые воины, поэтому мы живем
с вами в мирное время и должны любить нашу Родину – Россию!
Звучит музыка, дети-зрители выходят на полукруг.
Дети:
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Россия - как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Звучит музыка, выходят дети-артисты, встают в полукруг.
Ведущий:
Это позабудется едва ли
И на век останется святым –
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется сердцем защитим!
Все участники исполняют песню о России
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад общеразвивающего вида № 119
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ЗЕМЛЮ ТУ, ЧТО РОДИНОЙ НАЗВАЛИ,
КОЛЬ ПРИДЕТСЯ СЕРДЦЕМ ЗАЩИТИМ»
г.Ульяновск