Напоминание

Роль русской народной песни в формировании вокальных навыков начинающих певцов подросткового возраста."


Автор: Федорова Татьяна Ильинична
Должность: преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: ГБУДО НСО "Бердская детская музыкальная школа имени Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: бердск
Наименование материала: статья
Тема: Роль русской народной песни в формировании вокальных навыков начинающих певцов подросткового возраста."
Дата публикации: 05.01.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль русской народной песни в формировании вокальных навыков

начинающих певцов подросткового возраста.

В России, как и во многих других государствах, музыкальное воспитание

и образование является важной частью в формировании и воспитании

всесторонне развитой личности.

В работе с детьми любого возраста нужно обязательно учитывать

личностные особенности каждого в отдельности. Вот почему так необходим

индивидуальный, дифференцированный подход в работе преподавателя.

Всем давно известна воспитательная роль искусства. Прекрасно, если

успешный ребенок в точных науках будет посещать учреждение культуры,

музыкальную или школу искусств. Уникальные возможности открывает для

детей любого возраста обучение на отделении музыкального театра. Что

такое Музыкальный театр? Это синтез искусств - сочетание различных видов

искусства, оказывающее многостороннее эстетическое взаимодействие, это

единство

компонентов,

которое

определяется

единством

идейно-

художественного замысла. Спектакль - синтез режиссерского, актерского

искусства,

литературы,

музыки,

вокального,

хореографического,

изобразительного искусств, что открывает прекрасные возможности для

самореализации любому ребенку или подростку.

С 2006 года существует и успешно осуществляется программа

трехлетнего обучения подростков на базе «Бердской детской музыкальной

школы имени Г.Свиридова» по образовательной программе Музыкальный

театр. На этот курс поступают все желающие ребята 12-14 лет. Это могут

быть и окончившие пятилетний курс обучения, и просто подростки,

желающие попробовать свои силы в театральном искусстве. Таким образом,

курс набирается из ребят, различных по уровню подготовки. Перед

преподавателями вокала встала задача, как добиться хороших результатов в

обучении вокальным навыкам «слабых» учащихся?

Умение петь – это навык, вырабатываемый многократным повторением

действий приводящих к положительному результату. Если бы для пения было

достаточно только знаний! К сожалению (или к счастью), овладение

вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок.

Как правило, занятия

по вокалу в основном направлены на

формирование художественной и общей культуры учащихся, на расширение

репертуара, начиная с первого года обучения. Но самое главное данное

обучение помогает воспитаннику осознать и развить свой потенциал в ходе

занятий по постановке голоса.

Главные задачи уроков по вокалу:

1.Формирование

мировоззрения

и

общечеловеческих

качеств,

посредством подбора определенного репертуара.

2. Воспитание музыкального и художественного вкуса.

3. Развитие потребности в творческой деятельности, способности к

самовыражению.

Таким образом,

у учащихся возникнет наибольший интерес и

заинтересованность

к процессу

обучения, что, несомненно, приведет к

хорошим и быстрым результатам. Ведь мотивация – один из главных

компонентов на пути к знаниям!

Задача преподавателя донести до сознания подростков, что: «Ваш голос

- могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому

вам следует полюбить свой голос, каким бы он ни был, научиться слушать

его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и

совершенствования тембра голоса. Ваш голосовой инструмент принадлежит

только вам и только вы можете им воспользоваться. Когда вы поймете, какие

основные

элементы

участвуют

в

формировании

голоса,

вы

сможете

выработать собственные приемы его улучшения».

Постановка голоса включает в себя и развитие диапазона, и обогащение

тембра голоса, и освоение различных вокальных техник.

Как же быть с теми подростками, у которых присутствует в большей

или в меньшей степени раскоординированность между слухом и голосом,

иными словами, не развит музыкальный слух? А таких ребят очень много. Да

ещё возрастные физиологические особенности – мутационный период. Но

существует учебный план и контрольные показы по предмету «вокал», и

преподавателю, необходимо подготовить ребят таким образом, чтобы они

выглядели достойно и уверенно уже на первом выступлении. Подростки, в

основном, приходят на Музыкальный театр осознанно, с намерением в

будущем связать свою судьбу с Театром в том или ином качестве. И нет

ничего лучше для формирования начальных вокальных навыков, чем, уже в

первом полугодии обращаться к русской народной песне!

За долгие годы существования вокальной педагогики укрепилось

мнение, что слух можно развивать в любом возрасте:

- каждый физически здоровый человек наделен способностью слышать и

различать звуки;

- для того чтобы развить музыкальный слух нужно только желание,

подкреплённое намерением.

Многие удивляются, как преподавателям вокала удаётся добиться

успеха там, где, казалось бы, без вариантов. Долгое время считалось, что

одним дано обладать абсолютным слухом, для других эта область наглухо

закрыта. Всё очень просто. Всё дело в любви к творчеству, как к таковому,

преклонение перед музыкой и желание подарить её каждому. Именно

поэтому ребята-подростки добиваются успеха, что доказывает - развитие

музыкального слуха возможно в любом возрасте.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная.

И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы

зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше

песенности, у другого - танцевальности или маршевости. Конечно, очень

важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран и

народов. Но главная задача, которая стоит перед преподавателем - научить

любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края.

И конечно наилучшим, неиссякаемым источником мудрости и

духовности является русская народная песня.

Народная песня - «это обширная и сложная масса разнообразных

высказываний народа о своей внутренней и внешней жизни… - словом, все

то, что народ унаследовал от отцов и дедов путем устного предания, за что он

держится».

(В.В.Лесевич)

Это

дар

памяти

поколений,

составляющий

бесценный запас народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об

извечных проблемах борьбы доброго и злого, борьбы света с тьмой. По своей

сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих

законов сохранения народного достояния.

Отрыв

общества

от

народных

традиций

негативно

сказался

на

формировании подрастающего поколения, семья ослабила свои позиции в

нравственном становлении детей, в общеобразовательной школе произошло

смещение акцента с воспитания на образование, поэтому существенно

возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении

актуальных проблем нравственного развития личности. Ведь духовно-

нравственное воспитание детей во все времена нашей истории являлось

естественным образом жизни, протекавшей согласно мудрым установлениям

наших отцов и дедов. «А это означало, что у подрастающего поколения

формировались добрый взгляд на окружающий мир, уважение к труду,

оптимистическое отношение к жизни, стремление к семейному счастью,

понимание величия и красоты Вселенной и своего места в ней». (В.В.Лесевич)

Эти постулаты должны служить важным жизненным ориентиром для

осмысления

национальных

и

общечеловеческих

ценностей

и

идеалов

современного российского общества.

В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с

песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их

к

общечеловеческим

нравственно-эстетическим

ценностям.

В

русском

фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный

ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат

как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное

будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные

жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные

качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий

диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

С помощью народных песен у учащихся развиваются такие навыки, как

правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому способствуют

различные распевы, которые всегда присутствуют в русских народных

песнях.

Голос и слух учащихся формируются не только во время

разучивания

песен,

но

и

путем

специальных

приемов-упражнений,

развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и

слуха.

Первоначальные интонационные навыки формируются при исполнении

маленьких несложных песенок. Удобны для этой цели народные песни, такие,

как «В сыром бору тропина», «Во кузнице», «Ой, вы, ветры-ветерочки» и

многие другие. Исполнение таких песен способствует формированию у

учащихся более устойчивого ладотонального слуха.

Ребята увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается

дикция. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У

начинающих певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых

заметно исправляется осанка.

О том, что народная песня – неоценимый материал для развития

музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-

методических работах В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, О.А.Апраксинской,

Е.Я.

Гембицкой,

В.А.

Дышлевской,

В.С.

Попова,

Ю.Б.

Алиева,

Д.

Кабалевского, изданных в разные годы.

Песня, представляющая собой синтез музыкального и поэтического

искусства,

передает

определенное

содержание,

художественный

образ.

Используя песню в качестве музыкального материала для упражнений, мы

воспитываем слух и голос учащихся на художественно оформленном,

осмысленном, образном материале.

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде

попевок из народных песен, лучших песен советских композиторов, из

произведений классиков. Попевки, так же как гаммы и трезвучия, дают

возможность выделить определенную задачу, поработать над тем или иным

техническим

приемом.

Кроме

того,

упражнения-попевки

имеют

то

преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-

образном, музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные

вокализы.

Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости,

зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу

возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные,

свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя

звонкости и «полётности» голоса, проявляя лучшие качества своего тембра.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном

воспитании

детей,

для

чего

можно

использовать

как

специальные

упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования

дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное

постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобновлять его нужно

раньше, чем оно израсходовано. Начинающие певцы нередко «перебирают»

дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое

количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию,

мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться

свободы и равномерности в пользовании дыханием.

Не стоит забывать, что голос служит только инструментом, само же

искусство обучения пению гораздо сложнее одного звуковедения. Оно

рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует

не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как

технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист

вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть

вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.

Таким образом, формирование вокально – технических навыков,

является средством для достижения высшей цели – духовного исполнения

музыкального произведения.

Посредством занятий по вокалу можно передать целую гамму чувств и

настроений. Пение способно выразительно и ярко отразить явления

действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами,

оно

обогащает

их

умение

глубоко

и

эмоционально

воспринимать

окружающее, расширяет их жизненный опыт, а также оказывает влияние на

нравственное воспитание подростка.

Русская народная песня, по истине, способна творить чудеса! Ведь для

ребят-подростков с различным уровнем возможностей можно подобрать

произведения, которые будут соответствовать уровню исполнительского

мастерства

каждого.

Можно

учесть

индивидуальные

особенности

по

диапазону, тесситуре, дикции, характеру и настроению.

Никогда прежде не занимавшиеся вокалом подростки обычно

испытывают страх: "вдруг у меня не получится, вдруг я сделаю это хуже

сверстников и надо мной будут смеяться". Но уже после первого зачета по

вокалу приходит уверенность, что все получается, нужно только больше

работать над собой. И учащиеся ещё с большим желанием чему-то научиться

приходят на занятия.



В раздел образования