Напоминание

Психология -рекомендация для родителей.


Автор: Олеся Владимировна Гацко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Кемеровская обл.город Новокузнецк
Наименование материала: Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду.
Тема: Психология -рекомендация для родителей.
Дата публикации: 04.01.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




.

Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду

В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что

происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если

раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организацию в

возрасте 3 лет, то сейчас в связи с экономической и социальной ситуацией в

мире в детский сад стали принимать малышей с 1,5 лет. Мамы стремятся

побыстрее выйти на работу, построить карьеру, быть не зависимыми в

финансовом плане от мужа. Из-за этих и других факторов, часто родители

стремятся к тому, чтобы оставить ребенка в первое же время в детском саду

на весь день. Они не понимают, что этим они могут навредить своему

ребенку, могут усложнить привыкание к детскому саду. Если родители

отдали своего малыша в возрасте 1,5 лет в дошкольную организацию, то

адаптация для этого ребенка тоже имеет свои особенности и правила

которым необходимо следовать.

Разберемся что такое понятие адаптации. Адаптация – это

подстраивание либо привыкание всего организма ребенка под непривычную

для него среду. Адаптация включает в себя привыкание к новой обстановке

эмоциональной сферы ребенка, психологической и физической. Адаптация

это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с

мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии один месяц, а кто-то и

год не может адаптироваться к саду.

Степень адаптации ребенка в детском саду:

1. Тяжелая

2. Средняя

3. Легкая

Тяжелая степень

Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от

2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений. Тяжелая адаптация

подразделяется на два вида:

- повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на

состоянии реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе,

показателях физического и нервно-психического развития;

- длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения,

граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное

снижение аппетита (не раньше 3х недель), длительно (в течение 30-40 дней)

нарушается сон – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная

активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет

агрессию или уединяется. Отношение к взрослым избирательно.

Эмоциональное состояние длительно нарушено. Положительная динамика

показателей поведения нарастает медленно.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до

месяца и время от времени Средняя степень адаптации это когда малыш по

утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных

истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с

мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго

хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что

стресс скрытый. В данной ситуации ребенка рекомендуется переключать на

игрушки, хваля отводить в группу, вовлекать в игры. С восторгом замечать

все его достижения. Хорошим признаком служит то, что после месяца —

двух ребенок активно начнет знакомиться с детками.

Легкая степень

Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется

в течение 1-2 месяцев: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения

с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4

недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.

Проблема адаптации ребенка в детском саду волнует не только

педагогов сегодняшнего дня, но и ученые и педагоги прошлого занимались

решением этого вопроса:

1. Аксарина , Н. М. Воспитание детей раннего возраста.

2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение

и развитие. Воспитателям и родителям.

3. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду:

взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье

4. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.

5. Соколовская, Н. В., Адаптация ребенка к условиям детского сада.

Управление процессом, диагностика, рекомендации.

На основании работ ученых и собственного наблюдения можно

выделить характеристики присущие к легкой адаптации, которые

наблюдались и в прошлом у детей ясельного возраста и имеются сейчас:

- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;

- отсутствие реакций страха;

- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к

игре, к окружающим, к изобразительной деятельности);

- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в

контакт, приглашает играть);

- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие

излишней возбудимости;

- сон (спокойный, глубокий);

- аппетит (хороший).

В процессе адаптации ребенка к ДОО следует использовать такие

формы и способы адаптации детей как:

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые

уроки родного языка для ребенка.

3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие

напряжения, расслабление, отдых.

4. Сказка терапия .

5. Музыкальные занятия и развитие движений.

6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.

Изучая данную проблему в своей педагогической деятельности я

пришла к выводу, что для легкой адаптации ребенка следует четко и

подробно выстраивать работу с родителями с включением таких моментов

как посещение родителями группы с ребенком до его прихода в детский сад,

также следует приглашать родителей с малышом на ежедневную прогулку с

детьми, изучение условий жизни ребенка воспитателем. Также для легкой

адаптации ребенка следует использовать в своей работе такие методы как:

сказка терапия, музыкальные занятия, игры с водой и песком и многое

другое. Только при соблюдении всех критериев работы с детьми в

адаптационный период работа для воспитателей будет легкой, а для ребенка

сад станет «вторым домом».



В раздел образования