Автор: Олеся Владимировна Гацко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Кемеровская обл.город Новокузнецк
Наименование материала: Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду.
Тема: Психология -рекомендация для родителей.
Дата публикации: 04.01.2022
Раздел: дошкольное образование
.
Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду
В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что
происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если
раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организацию в
возрасте 3 лет, то сейчас в связи с экономической и социальной ситуацией в
мире в детский сад стали принимать малышей с 1,5 лет. Мамы стремятся
побыстрее выйти на работу, построить карьеру, быть не зависимыми в
финансовом плане от мужа. Из-за этих и других факторов, часто родители
стремятся к тому, чтобы оставить ребенка в первое же время в детском саду
на весь день. Они не понимают, что этим они могут навредить своему
ребенку, могут усложнить привыкание к детскому саду. Если родители
отдали своего малыша в возрасте 1,5 лет в дошкольную организацию, то
адаптация для этого ребенка тоже имеет свои особенности и правила
которым необходимо следовать.
Разберемся что такое понятие адаптации. Адаптация – это
подстраивание либо привыкание всего организма ребенка под непривычную
для него среду. Адаптация включает в себя привыкание к новой обстановке
эмоциональной сферы ребенка, психологической и физической. Адаптация
это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с
мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии один месяц, а кто-то и
год не может адаптироваться к саду.
Степень адаптации ребенка в детском саду:
1. Тяжелая
2. Средняя
3. Легкая
Тяжелая степень
Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от
2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений. Тяжелая адаптация
подразделяется на два вида:
- повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на
состоянии реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе,
показателях физического и нервно-психического развития;
- длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения,
граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное
снижение аппетита (не раньше 3х недель), длительно (в течение 30-40 дней)
нарушается сон – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная
активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет
агрессию или уединяется. Отношение к взрослым избирательно.
Эмоциональное состояние длительно нарушено. Положительная динамика
показателей поведения нарастает медленно.
Средняя степень
Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до
месяца и время от времени Средняя степень адаптации это когда малыш по
утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных
истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с
мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго
хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что
стресс скрытый. В данной ситуации ребенка рекомендуется переключать на
игрушки, хваля отводить в группу, вовлекать в игры. С восторгом замечать
все его достижения. Хорошим признаком служит то, что после месяца —
двух ребенок активно начнет знакомиться с детками.
Легкая степень
Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется
в течение 1-2 месяцев: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения
с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,
функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4
недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
Проблема адаптации ребенка в детском саду волнует не только
педагогов сегодняшнего дня, но и ученые и педагоги прошлого занимались
решением этого вопроса:
1. Аксарина , Н. М. Воспитание детей раннего возраста.
2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение
и развитие. Воспитателям и родителям.
3. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду:
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье
4. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.
5. Соколовская, Н. В., Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Управление процессом, диагностика, рекомендации.
На основании работ ученых и собственного наблюдения можно
выделить характеристики присущие к легкой адаптации, которые
наблюдались и в прошлом у детей ясельного возраста и имеются сейчас:
- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;
- отсутствие реакций страха;
- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к
игре, к окружающим, к изобразительной деятельности);
- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в
контакт, приглашает играть);
- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие
излишней возбудимости;
- сон (спокойный, глубокий);
- аппетит (хороший).
В процессе адаптации ребенка к ДОО следует использовать такие
формы и способы адаптации детей как:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые
уроки родного языка для ребенка.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие
напряжения, расслабление, отдых.
4. Сказка терапия .
5. Музыкальные занятия и развитие движений.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Изучая данную проблему в своей педагогической деятельности я
пришла к выводу, что для легкой адаптации ребенка следует четко и
подробно выстраивать работу с родителями с включением таких моментов
как посещение родителями группы с ребенком до его прихода в детский сад,
также следует приглашать родителей с малышом на ежедневную прогулку с
детьми, изучение условий жизни ребенка воспитателем. Также для легкой
адаптации ребенка следует использовать в своей работе такие методы как:
сказка терапия, музыкальные занятия, игры с водой и песком и многое
другое. Только при соблюдении всех критериев работы с детьми в
адаптационный период работа для воспитателей будет легкой, а для ребенка
сад станет «вторым домом».