Автор: Козликина Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБУСО "Журавлики"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Чудо-вода»
Дата публикации: 03.01.2022
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной деятельности
«Чудо-вода»
Цели:
Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
Развивать анализирующее восприятие неживой природы;
Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе
экспериментирования с жидкостями.
Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам
обследования.
Задачи:
Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,
исследователи, опыт.
Оборудование: стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль,
клеенки, кубик, шар, емкости в форме куба и в форме шара, молоко, листы
белой бумаги, салфетки, компакт – диски.
Ход занятия.
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: А о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии, вы узнаете,
когда отгадаете мою загадку:
«Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шуршит” (Вода).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее свойствах, как
настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много
приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать
тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую
лабораторию.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить свои
эксперименты.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Присаживайтесь за столы (дети садятся).
Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты:
Эксперимент № 1: «Вода-жидкость».
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предложить
аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льется.
Воспитатель: Почему она льется?
(Предположения детей).
Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости
расположены частички и как они держатся друг за друга?
(Ответы детей).
Если дети затрудняются, воспитатель объясняет: Между частичками воды
большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно.
Воспитатель: Итак, вода какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Эксперимент №2: «Вода не имеет формы».
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у
них форма?
Дети: - Это кубик. Это шар.
Воспитатель: Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили
они свою форму?
Дети: Нет. Они так и остались кубиком и шаром.
Воспитатель: А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней
произошло?
Дети: Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Воспитатель: Другими словами она приняла форму этой ёмкости. А если я
эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети: Она стала кубиком.
Воспитатель: Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Дети: Нет, вода формы не имеет.
Эксперимент №3: «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы
думаете, вода может иметь запах?
(Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).
Дети: Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка “Дождик”.
Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа,
изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на
корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно (совершают змеевидное движения руками снизу-
вверх).
Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.
Эксперимент №4: «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель предлагает детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно
хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое
удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!».
Эксперимент №5: «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой
бумаги.
Воспитатель: Какого цвета бумага и молоко?
Дети: Белого.
Воспитатель: А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети: Нет, она бесцветная.
Воспитатель: Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).
В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой. Как вы
думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было
бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с
кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких
реках?
Дети: Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках
и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и
животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему
живому необходима прозрачная, чистая вода.
Воспитатель: Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Эксперимент №6: «Вода – растворитель».
Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые
салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
«Белый камень в воде тает» (сахар)
«В воде родится, а воды не боится» (соль)
Воспитатель: Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ
(соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?
Дети: Они растворились.
Воспитатель: Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода?
(сладкая, соленая) Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар,
соль)?
Воспитатель: Это значит, что вода может растворять.
Эксперимент №7: “Вода - клеит”.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода клеить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Оказывается, вода может склеивать определенные предметы.
Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно
прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?
Дети: Нет. Вода «слепила» диски.
Воспитатель: Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.
Воспитатель: Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с
водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня
познакомились? Давайте вспомним.
Дети делают вывод:
Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,
Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать
определенные предметы.
И в заключение нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о
воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не мыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Всем спасибо за работу и на память о нашем занятии я
каждому даю вот такую капельку, где на обороте написана народная
мудрость о воде:
Вода камень точит.
Вода дороже золота.
Без воды – земля пустырь.
Доброе дело и в воде не тонет.
Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
Где вода, там и жизнь.