ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ технологии как одной из современных технологий при обучении иностранному языку
Автор: Дудырина Ольга Олеговна Должность: учитель немецкого и английского языков Учебное заведение: МКОУ ООШ станции Ежиха Кировской области Населённый пункт: станция Ежиха Котельничского района Кировской области Наименование материала: презентация Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ технологии как одной из современных технологий при обучении иностранному языку Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ
технологии как одной из
современных технологий при
обучении иностранному языку
Учитель немецкого и английского языков
МКОУ ООШ ст. Ежиха
Дудырина Ольга Олеговна
Актуальность применения метода
проектов в современной школе
•
Изменение и развитие социально-экономической ситуации в мире и в России;
•
Современный прогресс науки и техники;
•
Школа должна формировать новую личность ( от современного выпускника
школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное
мышление и относительная сформированность таких ключевых
компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд
других) ;
•
Но не все учителя готовы перестраиваться;
•
Изменение содержания, методов и форм образовательного процесса,
подготавливающих будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой
деятельности;
•
Новые ценности и ориентиры образования (индивидуально-личностный подход
в обучении, субъект-субъектные отношения учителя и учеников и т.д.);
•
Необходимы активные методы обучения, интерактивные педагогические
технологии. Ярким примером может служить метод проектов.
Из истории создания метода проектов
•
Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю
историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже
около ста лет.
•
Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и
философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Ведущая идея данной
научной школы состояла в необходимости организации обучения таким
образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по
принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал
необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности
для реальной жизни.
•
В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В.
Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий).
•
На современном этапе развития образования проектная методика детально
исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Д.Бим, И.
А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И.Чечель, L.Fried-
Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Подходы к пониманию сущности
метода проектов отечественными и
американскими педагогами
•
Отечественные педагоги основную ценность
метода проектов видели в развитии социально
значимых качеств личности (коллективизм,
общественно-политическая активность, трудолюбие,
настойчивость в достижении цели и др.),
•
Американские педагоги делали акцент на выработке
индивидуальной приспособительной реакции
школьника на ситуацию или среду. Ценность метода
проектов с их точки зрения состояла в возможности
индивидуализации обучения за счет опоры на
субъектный опыт и познавательные интересы учащихся.
Что такое метод проектов?
•
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов
описывается как « система обучения, в которой знания
и умения учащиеся приобретают в процессе
планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий — проектов».
•
В педагогике проектная деятельность рассматривается как
способ организации педагогического процесса,
основанного на взаимодействии, сотрудничестве и
сотворчестве педагога и воспитанников в ходе
поэтапной практической деятельности по
достижению намеченных целей.
Характерные черты метода
проектов
•
- Сотрудничество и сотворчество всех субъектов
педагогического процесса, при ориентации на
самостоятельность учеников;
•
- Использование комплекса знаний и навыков из различных
областей;
•
- Соответствие поставленных проблем реальным интересам и
потребностям воспитанников;
•
- Четкая последовательность этапов реализации проекта и
работы над ним;
•
- Творческая направленность, стимулирование
самореализации и само-актуализации личности;
•
- Ориентация на практический, социально-значимый
результат.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный : создание творческой атмосферы в
коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление
конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение
гипотез по ее решению.
- Организационный : планирование деятельности, выбор
методов работы, определение источников информации,
организация групп и др.
- Деятельностный : работа над проектом, промежуточный
контроль деятельности участников, консультация с педагогом-
координатором, подготовка к защите проекта.
- Презентативно-оценочный : представление результатов,
защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной
работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и
тем новых проектов.
Роль проектной методики в обучении
•
Она позволяет реализовать принципы проблемного и
деятельностного обучения;
•
помогает сформировать основные компетенции
учащихся;
•
работа над учебными проектами способствует развитию
конструктивного критического мышления школьников,
а также повышению мотивации к учению;
•
данная педагогическая технология развивает навыки
самопрезентации и умение общаться, а значит —
работает на социализацию личности ученика.
Классификация проектов по доминирующей
в ходе работы деятельности по Е.С. Полат
•
исследовательские,
•
творческие,
•
игровые,
•
ознакомительные
•
прикладные проекты .
Такое многообразие свидетельствует об
относительной универсальности проектной
методики в процессе обучения и огромном
педагогическом потенциале метода проектов.
Особенности проектной деятельности
на уроках иностранного языка
•
первостепенность обучения способам речевой деятельности в
процессе обучения иностранному языку, который выступает
средством межкультурного взаимодействия;
•
посредническая роль языка, как средства для «формирования и
формулирования мысли;
•
необходимость активной устной практики для каждого ученика с
целью формирования умений и навыков речевой деятельности
и необходимого уровня лингвистической компетенции;
•
важность предоставления ученикам возможности мыслить,
рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы
в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой
функции - формирования и формулирования этих мыслей;
•
необходимость включения учащихся в активный диалог культур,
чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного
взаимодействия».
Роль проектной деятельности на уроках
иностранного языка
•
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают
различными умениями и навыками коммуникативной
деятельности.
•
Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль,
вести поиск нужной информации в иноязычном тексте),
анализировать и обобщать информацию.
•
В процессе создания проекта происходит творческий
процесс генерации идей, а также непосредственное
общение учеников с учителем и друг с другом на
иностранном языке.
•
Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать
и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения
Отличительные особенности проектов,
предназначенных для обучения языку
•
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к
условиям реального общения;
•
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и
групповой);
•
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и
непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
•
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности
работы в соответствии с темой и целью проекта;
•
наглядное представление результата;
•
коммуникативная направленность проектов;
•
приоритет групповой работы в проектной деятельности;
•
повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором
происходит защита проекта и рефлексия.
Возможные проблемы в
организации проектной
деятельности на уроках
иностранного языка
•
организация языкового общения в ходе
работы;
•
межличностные проблемы в коллективном
общении;
•
организация работы в группах;
•
интеграция проекта в учебный процесс.
Условия эффективного применения
метода проектов в обучении
иностранному языку
•
Возможность выбирать тему проекта и форму
работы;
•
использование опорных инструкций, материалов,
компьютерных технологий и .т.д.;
•
проведение работы по развитию навыков
проектной деятельности;
•
использование различных методов формирования
проектных групп;
•
повышение значения презентационно-оценочного
этапа работы и т.д.
Выводы
•
Метод проектов как современная педагогическая технология
представляет собой способ организации педагогического процесса,
основанного на взаимодействии педагога и воспитанников в ходе
поэтапной практической деятельности по достижению
намеченных целей и характеризуется самостоятельностью
учеников, опорой на личностные потребности, особенности и
опыт учеников, а также наличием конкретных практических
результатов.
•
Использование метода проектов в обучении иностранному языку
предполагает учет специфики этого учебного предмета и
напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а
именно: предполагает по большей части групповую проектную
работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса,
дополнительную работу по отбору языкового материала и
важность представления результатов.
•
Для преодоления трудностей в организации проектной работы на
уроках иностранного языка и повышения эффективности
использования технологии должен быть учтен комплекс условий,
включающих в себя: учет особенностей коллектива участников
проекта, грамотное формирование групп, развитие навыков
проектной деятельности и др.
Проект по теме «Школа» (при работе
по УМК ИЛ. Бим и др. «Deutsch. Schritte
4»).
Работа над проектом занимает 10
уроков; при этом на защиту
проектов отводится, как
правило, сдвоенный урок.
I. Первый этап
Ученикам предлагается в
скрытом виде проблема,
которую нужно выявить,
сформулировать .
.
Und wie steht es mit unseren
Projekten? Hier einige Vorschlagen
für die Vorbereitung von
Ausstellungen und Schulabenden.
а) Wir schreiben übеr unsere
Schule/Klasse und mаlеп Bilder,
machen Fotos, suchen Gedichte und
Lieder zum Thema «Schule».
Ь) Wir machen uns Gedanken übеr die
Schule der Zukunft (будущего), malen
Bilder dazu und machen
Unterschriften.
c) Wir erfinden Szenen aus dem
Schulleben und fuhren sie auf. d)Wir
schreiben eine satirische Schulchronik
dieses Jahres.
Задача учителя на I этапе
•
Warum gefällt euch еurе
Schule? Oder gefällt sie euch
nicht?
•
Warum gefallen euch еurе
Lehrer? Oder gefallen sie euch
nicht? Warum nicht?
•
Warum gefallen euch die
Deutschstunden? Oder gefallen
sie euch nicht?
•
Раскрыть ситуацию так, чтобы
учащиеся как можно более
самостоятельно отнеслись к ее
решению.
•
Итогом может быть вывод: В
школе что-то нужно изменить.
Что?
•
Коллективное обсуждение
вопросов по данной теме и
выбор наиболее интересных и
важных.
•
Далее учитель делит учащихся
на группы и предлагает каждой
из них разработать свой
собственный проект по
принятому плану.
Второй этап
•
Это подготовительный этап,
который обеспечивает
языковые и речевые умения
школьников. Параллельно с
этим проводится поэтапная
работа над проектом.
•
Примеры работы над
некоторыми пунктами плана
на данном этапе:
•
1.Описание школы .
Можно предложить
учащимся описать свою
школу или какую-либо
другую школу.
Meine
Schule
.
2. Обсуждение
расписания.
•
Описать расписание уроков
немецких школьников.
•
Сравнить расписание уроков
немецкого школьника со
своим собственным.
•
Использовать в речи
разговорные клише для
выражения просьбы,
собственного мнения и т.д.
(
(nicht). (
Ich meine/denke/glaube, dаss ... ( ... )
Meiner Meinung nach ist ... ( ... )
- Ich biп derselben/der gleichen
Meinung. ( ... )
- Mir gefällt (nicht). ( ... )
- Sie haben (nicht) recht. ( ... )
- Sie irren sich. ( ... )
- Ja, stimmt./Nein,
uпmöglich. (
)
- Mich freut/mich ärgert,dass
Кöппеп Sie mir bitte helfen? ( ... )
- Sage mal/Sagen Sie Вittе/Кöппеп Sie mir
sagen, оЬ (wie, wo, wer usw.) ... ( ... )
- Sprechen Sie bitte) langsamer./Sprich bitte
nicht so schnell. ( ... )
- Ich verstehe dich/Sie nicht. Wiederhole(n)
(Sie) bitte. ( ...
3. Интервью
•
Разработать в парах небольшой
диалог с использованием
данных коммуникативных фраз
по теме « Школа, расписание
уроков, любимые и нелюбимые
предметы»;
•
Взять интервью друг у друга по
данной теме.
Ihr interviewt einander. Stellt
einander Fragen
•
1. Bist du mit deinen Schulleistungen
zufrieden?
•
2. Was ist dein LiebIingsfach?
•
З. Welche Fächer machen dir Sраß? Warum?
•
4. Welche Fächer hast du nicht gern? Warum?
•
5. Was fällt dir schwer? Was fällt dir leicht?
•
6. Verstehst du dich mit allen Lehrern gut?
•
7. In welchen Stunden lobt dich der Lehrer?
•
8. In welchen Stunden tadelt dich der Lehrer?
•
9. Wie findest du den Deutschunterricht?
10.Fallt dir die Fremdsprache schwer?
•
11. Wieviel Fremdsprachen lernt ihr in eurer
Schule?
4.Работа с тексто
м
•
Работа с текстами
различных функциональных
стилей.
•
Анализ содержания,
выражение своих мыслей .
•
Трасформация текстов для
создания собственных
высказываний по данной
теме .
Заключительный этап проекта
◦
III. Третий этап
•
Защита групповых проектов в классе.
•
Дискуссия .
•
Коллективный выбор наиболее интересных проектов.
•
Принятие совместного решения по каким-то вопросам.
Далее предлагают возможный сценарий такого рода к как все ее ученики будут потом там учиться».
Далв нашей школе, так как все ее ученики будут потом там учиться».
Далее предлагают возможный сценарий такого в нашей школе, так как все ее ученики будут потом там учиться».
Подведение итогов
•
В результате обсуждения
учащиеся должны прийти к
общему решению по какому
то вопросу, например:
•
1) утвердить проект
школьного здания;
•
2) составить расписание
занятий, отвечающее
интересам большинства
учеников и школьной
программе и т. д.
•
Подведение итогов
дискуссии.
Выводы
•
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках
программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики
проводится с учетом практической значимости для ученика (человек и его окружение).
•
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе
работы над темой.
•
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый
для школьника.
•
Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося.
Учитель становится консультантом, помощником.
•
Необходима серьёзная подготовка к уроку, прогноз возможных речевых и неречевых
действий учеников, подготовка опор, необходимых для каждой группы или
школьников в отдельности. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
•
Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Учащиеся
могут проявить свои организаторские способности, скрытые таланты.
•
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве - показатель
высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и
развития учащихся.
Литература
•
Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в
общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spbtext/abysheva_102_116_121.pdf
•
Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка. // ИЯШ, 2002. - № 1 - C.11-
14.
•
Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов
старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005. организации О.А.
Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Вып.6 – Великий
Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – Кн.2. – С.37-41
•
Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы / Л.Иванова // Учитель. – 2004. - №6. –
С. 11-15
•
Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихс// ИЯШ, 2003 - № 3.
•
Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] //
orus.slavica/node/235
•
Метод проектов в школьном образовании [Электронный ресурс] // method.vladimir.rcdegetblob.asp?
id=1100002960
•
Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике// ИЯШ, 2002. - № 1. - C.18-21.
•
Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов/ Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - №4. – С.93-96
•
Педагогическая энциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова.– М.: Работник просвещения, 1929.- 193с
•
Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад [Текст] – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2002. – 528с.
•
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.
. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения/ А.С. Сиденко // Завуч, 2003. – № 6. - C.96-
111.
•
Спахова Л. К. Проектная методика на уроках немецкого языка// Электронный ресурс
Литература
Проектная технология
-прогрессивная методика
обучения и развития учащихся
•
Спасибо за внимание!