Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Синичкин день"


Автор: Ахтямова Физия Асхатовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: НРМДОБУ "Д/с "Ручеек"
Населённый пункт: Нефтеюганский район, поселок Сингапай
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Синичкин день"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Экологический проект

2021г

1

Вид проекта: краткосрочный, познавательно - творческий, групповой

Срок реализации: 3 дня (9,10,13 ноября)

Участники проекта: дети средней группы «Лесная сказка», воспитатели, родители.

Актуальность

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, важна практическая работа по сохранению

природной среды. Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки родителей. Важно убедить

их в значении данной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что

дети спасают чьи-то жизни и помогают природе спасать леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в души

родителей. Поддержка собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Получив опыт

практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать частицы экологического

воспитания. Если подобная работа будет начинаться с дошкольного образования, и пройдёт через взросление, мы

получим экологически грамотного человека.

Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября.

Тема проекта “Синичкин день” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить

детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают

окружающий мир от опасности.

Проблема: у воспитанников недостаточно представлений и знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»;

путают и не всегда знают зимующих и перелётных птиц.

Ожидаемый результат:

дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют

представление о жизнедеятельности птиц в среде обитания.

Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление

о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам.

Любят и бережно относятся к природе.

Цель: приобщение и ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания о значимости птиц в природе и жизни человека.

2. Сформировать понятия о причинах гибели птиц в зимний период.

3. Научить различать и узнавать синиц по свойственным характеристикам.

2

Воспитательные:

1. Воспитывать у ребят бережное отношение к природе, желание посодействовать птицам в сложных

зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к кормлению птиц в зимний период.

Развивающие:

1. Формировать умения, ассоциировать и сравнивать отличительные признаки.

2. Развивать самостоятельность, познавательную активность, умение рассуждать, делать умозаключения.

3. Развивать творческие способности детей.

Этапы

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– изготовление дидактических игр;

–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц).

Основной этап

–организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры;

–чтение рассказа «Синичка»;

–беседа с детьми на тему «Синичкин день»

–занятие по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Птички - синички».

Заключительный этап

– оформление стенгазеты «12 НОЯБРЯ СИНИЧКИН ДЕНЬ»;

– подведение итогов;

– создание фотоотчёта в родительский уголок.

3

План реализации проекта

Дата

Мероприятие

Задачи

Работа с детьми

1 день

10.11.2021

1.Беседа «Синичкин

день».

Познакомить детей с синицей;

Учить отличать синиц от других видов птиц;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам;

Вызвать желание помогать птицам в зимний период.

2. Просмотр фильмов,

презентаций,

демонстрационного

материала синиц и

кормушек.

Закрепить образ синицы в памяти у детей;

Способствовать запоминанию отличительных признаков синиц;

Располагать детей к помощи птицам выжить зимой.

3. Прослушивание пения

синиц.

Сформировать у детей понятия, что синички могут красиво петь;

Способствовать детей относиться к пернатым с добротой;

Развивать чувство прекрасного и учить детей наслаждаться природой.

2 день

11.11.2021

1. Чтение

художественной

литературы «Синичка».

Рассуждение по рассказу.

Познакомить детей с новым литературным произведением;

В художественной форме рассказать детям о синице;

Учить слушать рассказ воспитателя по картине;

Упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи

предложения.

2. Пальчиковая

гимнастика «Кормушка»

Развитие мелкой моторики рук детей;

Развитие памяти и речи.

3. Занятие по

художественно –

эстетическому развитию

(рисование) «Птички -

синички»

Воспитывать любовь к родному краю;

Расширять представления детей о внешнем виде птиц синиц,

прилетающих на участок детского сада;

Вызвать желание сделать свою работу красиво и аккуратно.

3 день

12.11.2021

1. Чтение

художественной

Познакомить детей с новым литературным произведением;

Развивать внимание, память, речь, любознательность.

4

литературы «День

рождения у синицы»

2. Подвижная игра

«Ласточки»

Упражнять в умении использовать для игры всю площадку;

Выполнять игровые действия по сигналу воспитателя;

Формировать потребность в двигательной активности.

3. Дидактическая игра

««Найди по описанию»»

Формировать представления у детей о зимующих и перелётных птицах

нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Работа с родителями

12.11.2021

Оформление стенгазеты

«Синичкин день»

Донести до родителей информацию о празднике;

Вызвать желание у родителей вместе с детьми изготовить кормушку и

подкармливать птиц зимой.

5

Приложение

Беседа с детьми средней группы «Лесная сказка» на тему: «Синичкин

День».

Цель беседы: сформировать у детей общее представление о синицах, об их

полезных качествах для человека, об особенностях внешнего вида и

поведения пернатых.

Задачи:

1) учить отличать синиц от других видов пернатых,

2) вызвать желание помогать птицам в зимний период;

3) воспитывать заботливое отношение к птицам;

4)развить интерес к зимующим птицам в родном крае.

Образовательные области: коммуникация, социализация, познание, чтение

художественной литературы.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки на

участке. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Чтение

художественной литературы. Слушание книги Н. Сладкова «Синичкина

кладовая».

Оборудование: демонстрационный материал на тему "Зимующие птицы»

Ход занятия

Еще очень давно люди заметили, что поздней и глубокой осенью, а именно

12 ноября, птички собираются стайками. Будто на праздник слетаются

пестрые и нарядные птицы. Давно на Руси 12 ноября люди отмечали как

«День Синиц». Этот день считался днем встречи зимующих птиц. В основе

этого пернатого праздника лежит русский народный праздник Зиновий –

синичник, названный так в память святого великомученика Зиновия

покровителя зимующих птиц. Говорят, что именно 12 ноября птицы из лесов

прилетают в деревни и города – зимовать.

В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

1. Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод.

2. Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро начнутся первые морозы.

3. Синицы утром пищат – будет ночной мороз.

4. Свистит синица – день будет ясный.

Интересно, а почему же синиц так называют?

Название «синица», появилось, вероятно, в связи с тем, что в оперение этих

птиц имеет сине - голубую окраску. Это маленькая птичка (длина 15 см, а её

масса 20 грамм). Летом она вся в делах: нужно накормить голодных

птенчиков. А у синицы их бывает около 15. Вот и приходится летать птичке

целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и летит к детям. Осенью и

зимой синичек можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный день они

6

звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь

кафтан».

Ребята, вы знаете, нашим пернатым друзьям бывает очень холодно и голодно

зимой. Из десяти синичек выживает до весны только одна. И наша с вами

задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам,

сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

С «Синичкиного Дня», с приходом первых холодов, было принято

подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц

зимою — послужат тебе весною».

В этот день люди закрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и

зернышки. Синички любят лакомиться семечками подсолнуха, крупой и

семенами растений.

Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит

питаться личинками насекомых в коре деревьев и веток, а так же семенами

шишек. Клесты могут полакомиться только сосновыми и еловыми семенами.

Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Практически

все птицы едят семена подсолнечника, а именно, синицы и поползни.

Овсянки, воробьи, синицы любят полакомиться овсом. Пшено и просо –

самая любимая еда овсянок и воробьев. Снегири и свиристели охотно могут

склевать ягоды рябины и калины. Лучше всего заготавливать корм для птиц

нужно после первых морозов. А, вот, сырое сало – лучший корм для синиц,

дятлов и поползней. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Ребята, обязательно, покормите птиц зимой!

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

7

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию

(рисованию) в средней группе «Лесная сказка» на тему: «Птички-

синички».

Цель:

-Закрепить знания о внешнем виде птиц прилетающих на участок детского

сада;

-Научить рисовать способом «промакивание губкой»;

-Развивать умение сделать свою работу красиво и аккуратно.

Задачи:

-Формировать представление у детей о птицах, прилетающих на участок

детского сада и их внешнем виде;

-Формировать умение детей отвечать простыми предложениями;

-Воспитывать любовь к родному краю

Оборудование: запись «голоса птиц», Демонстрационный материал «Птицы»,

желтая гуашь, листы бумаги с изображением синички с белой гудкой,

паралон.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение стихов

загадывание загадок о птицах, наблюдение за птицами на участке детского

сада, кормление птиц.

Ход занятия

Организационный момент:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Звучит запись «голоса птиц»

Воспитатель: Ребята, а, что вы сейчас услышали?

Дети: пение или голоса птиц.

Воспитатель: Да, правильно, а где мы можем увидеть птиц и услышать их

пение?

Дети: на улице, в лесу, на участке детского сада

Воспитатель: Правильно мы наблюдали за птицами, когда ходили на

прогулки. А какие же птицы прилетают на наш участок? Обратите внимание

на дерево (вывешивается плакат с изображением дерева и птиц). Кто узнал,

какие птицы прилетели на дерево? А чтобы вам было легко их назвать, я

загадаю загадки, а вы отгадывайте название птичек:

1) Озорной малыш пернатый,

Пару крошек он ухватит,

Подлетай же к нам смелей,

Милый, славный...(ВОРОБЕЙ)

8

Воспитатель: Воробей маленькая, подвижная птичка. А перышки у этой

птички, какого цвета?

Дети: Перышки коричневые.

Воспитатель: молодцы, а теперь послушайте загадку про следующую птичку.

2) Птичка зимняя, родная,

На груди пятно сияет,

Будет радость, будет мир,

Если прилетел...(СНЕГИРЬ)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какого цвета грудка у снегиря?

Дети: грудка у снегиря красного цвета.

Воспитатель: Правильно, ребята, а вот вам еще одна загадка про птичку.

Слушайте внимательно.

3) Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…(СИНИЧКА)

Воспитатель: Ребята, правда, это очень красивая птичка? Посмотрите, какого

цвета у синички грудка?

Дети: Грудка желтая.

Воспитатель: Вот какие красивые птицы к нам прилетели. А сейчас мы

немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

«Синичка»

Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах)

Ей на месте не сидится

Прыг -скок, прыг -скок,

Завертелась, как волчок (кружатся)

Вот присела на минутку (сели)

Почесала клювом грудку (движения головой вверх вниз)

И с дорожки на плетень (машут руками)

Синь-синь, тень-тень.

После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, мы живём в поселке Сингапай. Наш поселок хоть и

небольшой, но очень красивый, и мы с вами должны научиться любить его.

Стать добрее не только друг к другу, но и ко всему, что нас окружает:

деревьям, животным, цветам и птицам. Для птичек зимой, самое страшное

даже не холод, а голод. Когда нашим пернатым друзьям совсем нечего

кушать, они прилетают поближе к человеку. Даже к нам на участок в детском

саду прилетают птицы, а мы их кормим. Вот и сегодня к нам прилетели

синички, но они так замёрзли, что грудки у них стали белые. Как вы думаете,

что нужно сделать, чтобы помочь синичкам?

Дети: Раскрасить ей грудку.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Скажите, какого цвета у синички грудка?

9

Дети: Грудка желтая.

Воспитатель: Правильно, грудка у синички жёлтая. Краску, какого цвета мы

возьмём для раскрашивания?

Дети: жёлтую.

Воспитатель: А раскрашивать грудку синичке мы будем не кистью, а губкой,

способом «промакивания» (показ воспитателя).

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Какие вы, молодцы. Помогли синичке согреться и теперь ее

грудка не белая, а желтая. Ребята, а вам понравилось сегодня рисовать

губкой?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за работу.

10



В раздел образования