Автор: Ахтямова Физия Асхатовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: НРМДОБУ "Д/с "Ручеек"
Населённый пункт: Нефтеюганский район, поселок Сингапай
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Синичкин день"
Раздел: дошкольное образование
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение
«Детский сад «Ручеек»
Экологический проект
2021г
1
Вид проекта: краткосрочный, познавательно - творческий, групповой
Срок реализации: 3 дня (9,10,13 ноября)
Участники проекта: дети средней группы «Лесная сказка», воспитатели, родители.
Актуальность
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, важна практическая работа по сохранению
природной среды. Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки родителей. Важно убедить
их в значении данной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что
дети спасают чьи-то жизни и помогают природе спасать леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в души
родителей. Поддержка собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Получив опыт
практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать частицы экологического
воспитания. Если подобная работа будет начинаться с дошкольного образования, и пройдёт через взросление, мы
получим экологически грамотного человека.
Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября.
Тема проекта “Синичкин день” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить
детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают
окружающий мир от опасности.
Проблема: у воспитанников недостаточно представлений и знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»;
путают и не всегда знают зимующих и перелётных птиц.
Ожидаемый результат:
дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют
представление о жизнедеятельности птиц в среде обитания.
Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление
о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам.
Любят и бережно относятся к природе.
Цель: приобщение и ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о значимости птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать понятия о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить различать и узнавать синиц по свойственным характеристикам.
2
Воспитательные:
1. Воспитывать у ребят бережное отношение к природе, желание посодействовать птицам в сложных
зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к кормлению птиц в зимний период.
Развивающие:
1. Формировать умения, ассоциировать и сравнивать отличительные признаки.
2. Развивать самостоятельность, познавательную активность, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Развивать творческие способности детей.
Этапы
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– изготовление дидактических игр;
–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц).
Основной этап
–организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры;
–чтение рассказа «Синичка»;
–беседа с детьми на тему «Синичкин день»
–занятие по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Птички - синички».
Заключительный этап
– оформление стенгазеты «12 НОЯБРЯ СИНИЧКИН ДЕНЬ»;
– подведение итогов;
– создание фотоотчёта в родительский уголок.
3
План реализации проекта
Дата
Мероприятие
Задачи
Работа с детьми
1 день
10.11.2021
1.Беседа «Синичкин
день».
Познакомить детей с синицей;
Учить отличать синиц от других видов птиц;
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам;
Вызвать желание помогать птицам в зимний период.
2. Просмотр фильмов,
презентаций,
демонстрационного
материала синиц и
кормушек.
Закрепить образ синицы в памяти у детей;
Способствовать запоминанию отличительных признаков синиц;
Располагать детей к помощи птицам выжить зимой.
3. Прослушивание пения
синиц.
Сформировать у детей понятия, что синички могут красиво петь;
Способствовать детей относиться к пернатым с добротой;
Развивать чувство прекрасного и учить детей наслаждаться природой.
2 день
11.11.2021
1. Чтение
художественной
литературы «Синичка».
Рассуждение по рассказу.
Познакомить детей с новым литературным произведением;
В художественной форме рассказать детям о синице;
Учить слушать рассказ воспитателя по картине;
Упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи
предложения.
2. Пальчиковая
гимнастика «Кормушка»
Развитие мелкой моторики рук детей;
Развитие памяти и речи.
3. Занятие по
художественно –
эстетическому развитию
(рисование) «Птички -
синички»
Воспитывать любовь к родному краю;
Расширять представления детей о внешнем виде птиц синиц,
прилетающих на участок детского сада;
Вызвать желание сделать свою работу красиво и аккуратно.
3 день
12.11.2021
1. Чтение
художественной
Познакомить детей с новым литературным произведением;
Развивать внимание, память, речь, любознательность.
4
литературы «День
рождения у синицы»
2. Подвижная игра
«Ласточки»
Упражнять в умении использовать для игры всю площадку;
Выполнять игровые действия по сигналу воспитателя;
Формировать потребность в двигательной активности.
3. Дидактическая игра
««Найди по описанию»»
Формировать представления у детей о зимующих и перелётных птицах
нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Работа с родителями
12.11.2021
Оформление стенгазеты
«Синичкин день»
Донести до родителей информацию о празднике;
Вызвать желание у родителей вместе с детьми изготовить кормушку и
подкармливать птиц зимой.
5
Приложение
Беседа с детьми средней группы «Лесная сказка» на тему: «Синичкин
День».
Цель беседы: сформировать у детей общее представление о синицах, об их
полезных качествах для человека, об особенностях внешнего вида и
поведения пернатых.
Задачи:
1) учить отличать синиц от других видов пернатых,
2) вызвать желание помогать птицам в зимний период;
3) воспитывать заботливое отношение к птицам;
4)развить интерес к зимующим птицам в родном крае.
Образовательные области: коммуникация, социализация, познание, чтение
художественной литературы.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки на
участке. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Чтение
художественной литературы. Слушание книги Н. Сладкова «Синичкина
кладовая».
Оборудование: демонстрационный материал на тему "Зимующие птицы»
Ход занятия
Еще очень давно люди заметили, что поздней и глубокой осенью, а именно
12 ноября, птички собираются стайками. Будто на праздник слетаются
пестрые и нарядные птицы. Давно на Руси 12 ноября люди отмечали как
«День Синиц». Этот день считался днем встречи зимующих птиц. В основе
этого пернатого праздника лежит русский народный праздник Зиновий –
синичник, названный так в память святого великомученика Зиновия
покровителя зимующих птиц. Говорят, что именно 12 ноября птицы из лесов
прилетают в деревни и города – зимовать.
В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.
1. Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод.
2. Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро начнутся первые морозы.
3. Синицы утром пищат – будет ночной мороз.
4. Свистит синица – день будет ясный.
Интересно, а почему же синиц так называют?
Название «синица», появилось, вероятно, в связи с тем, что в оперение этих
птиц имеет сине - голубую окраску. Это маленькая птичка (длина 15 см, а её
масса 20 грамм). Летом она вся в делах: нужно накормить голодных
птенчиков. А у синицы их бывает около 15. Вот и приходится летать птичке
целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и летит к детям. Осенью и
зимой синичек можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный день они
6
звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь
кафтан».
Ребята, вы знаете, нашим пернатым друзьям бывает очень холодно и голодно
зимой. Из десяти синичек выживает до весны только одна. И наша с вами
задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам,
сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
С «Синичкиного Дня», с приходом первых холодов, было принято
подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц
зимою — послужат тебе весною».
В этот день люди закрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и
зернышки. Синички любят лакомиться семечками подсолнуха, крупой и
семенами растений.
Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит
питаться личинками насекомых в коре деревьев и веток, а так же семенами
шишек. Клесты могут полакомиться только сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Практически
все птицы едят семена подсолнечника, а именно, синицы и поползни.
Овсянки, воробьи, синицы любят полакомиться овсом. Пшено и просо –
самая любимая еда овсянок и воробьев. Снегири и свиристели охотно могут
склевать ягоды рябины и калины. Лучше всего заготавливать корм для птиц
нужно после первых морозов. А, вот, сырое сало – лучший корм для синиц,
дятлов и поползней. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Ребята, обязательно, покормите птиц зимой!
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
7
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
(рисованию) в средней группе «Лесная сказка» на тему: «Птички-
синички».
Цель:
-Закрепить знания о внешнем виде птиц прилетающих на участок детского
сада;
-Научить рисовать способом «промакивание губкой»;
-Развивать умение сделать свою работу красиво и аккуратно.
Задачи:
-Формировать представление у детей о птицах, прилетающих на участок
детского сада и их внешнем виде;
-Формировать умение детей отвечать простыми предложениями;
-Воспитывать любовь к родному краю
Оборудование: запись «голоса птиц», Демонстрационный материал «Птицы»,
желтая гуашь, листы бумаги с изображением синички с белой гудкой,
паралон.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение стихов
загадывание загадок о птицах, наблюдение за птицами на участке детского
сада, кормление птиц.
Ход занятия
Организационный момент:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Звучит запись «голоса птиц»
Воспитатель: Ребята, а, что вы сейчас услышали?
Дети: пение или голоса птиц.
Воспитатель: Да, правильно, а где мы можем увидеть птиц и услышать их
пение?
Дети: на улице, в лесу, на участке детского сада
Воспитатель: Правильно мы наблюдали за птицами, когда ходили на
прогулки. А какие же птицы прилетают на наш участок? Обратите внимание
на дерево (вывешивается плакат с изображением дерева и птиц). Кто узнал,
какие птицы прилетели на дерево? А чтобы вам было легко их назвать, я
загадаю загадки, а вы отгадывайте название птичек:
1) Озорной малыш пернатый,
Пару крошек он ухватит,
Подлетай же к нам смелей,
Милый, славный...(ВОРОБЕЙ)
8
Воспитатель: Воробей маленькая, подвижная птичка. А перышки у этой
птички, какого цвета?
Дети: Перышки коричневые.
Воспитатель: молодцы, а теперь послушайте загадку про следующую птичку.
2) Птичка зимняя, родная,
На груди пятно сияет,
Будет радость, будет мир,
Если прилетел...(СНЕГИРЬ)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какого цвета грудка у снегиря?
Дети: грудка у снегиря красного цвета.
Воспитатель: Правильно, ребята, а вот вам еще одна загадка про птичку.
Слушайте внимательно.
3) Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня…(СИНИЧКА)
Воспитатель: Ребята, правда, это очень красивая птичка? Посмотрите, какого
цвета у синички грудка?
Дети: Грудка желтая.
Воспитатель: Вот какие красивые птицы к нам прилетели. А сейчас мы
немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
«Синичка»
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах)
Ей на месте не сидится
Прыг -скок, прыг -скок,
Завертелась, как волчок (кружатся)
Вот присела на минутку (сели)
Почесала клювом грудку (движения головой вверх вниз)
И с дорожки на плетень (машут руками)
Синь-синь, тень-тень.
После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, мы живём в поселке Сингапай. Наш поселок хоть и
небольшой, но очень красивый, и мы с вами должны научиться любить его.
Стать добрее не только друг к другу, но и ко всему, что нас окружает:
деревьям, животным, цветам и птицам. Для птичек зимой, самое страшное
даже не холод, а голод. Когда нашим пернатым друзьям совсем нечего
кушать, они прилетают поближе к человеку. Даже к нам на участок в детском
саду прилетают птицы, а мы их кормим. Вот и сегодня к нам прилетели
синички, но они так замёрзли, что грудки у них стали белые. Как вы думаете,
что нужно сделать, чтобы помочь синичкам?
Дети: Раскрасить ей грудку.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Скажите, какого цвета у синички грудка?
9
Дети: Грудка желтая.
Воспитатель: Правильно, грудка у синички жёлтая. Краску, какого цвета мы
возьмём для раскрашивания?
Дети: жёлтую.
Воспитатель: А раскрашивать грудку синичке мы будем не кистью, а губкой,
способом «промакивания» (показ воспитателя).
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Какие вы, молодцы. Помогли синичке согреться и теперь ее
грудка не белая, а желтая. Ребята, а вам понравилось сегодня рисовать
губкой?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за работу.
10