Автор: Черныш Зиля Габдулловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс для родителей старшего дошкольного возраста по теме: "Учимся произносить звук [Р]"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Мастер-класс для родителей старшего дошкольного возраста
по теме: «Учимся произносить звук [Р]»
Выполнила:
Черныш Зиля Габдулловна
(ФИО)
учитель-логопед
(должность)
МБОУ «СОШ № 5»
(место работы)
г. Нефтеюганск-2021 г.
Цель мастер-класса: повышение продуктивности коррекционно-развивающей
работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.
Для достижения поставленной цели сформулировала задачи:
1. Повысить компетентность родителей о способах устранения речевого
недостатка ребёнка в домашних условиях.
2. Познакомить родителей с упражнениями на развитие речевого дыхания.
3. Познакомить родителей с упражнениями на развитие мимики и жестов.
4. Познакомить родителей с упражнениями на развитие фонематического
восприятия.
5. Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной
гимнастики.
6. Познакомить родителей с упражнениями на автоматизацию звука [Р] с
помощью чистоговорок и скороговорок.
7. Познакомить родителей с упражнениями на развитие мелкой моторики
пальцев рук.
8. Формировать практические навыки по работе над постановкой звука [Р].
9. Рефлексия.
Форма проведения: мастер-класс.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint «Звук [Р]», пособия для
проведения дыхательной гимнастики (ватные шарики, мыльные пузыри, «ворота
в виде фруктов»), индивидуальные зеркала, карточки – схемы, артикуляционные
упражнения,
перчатки
с
нашитыми
пуговицами,
небольшие
доски
с
нарисованными клавишами пианино, пособия для развития мелкой моторики
(счётные палочки, контейнеры с разными крупами, пуговицами, пластиковыми
крышками, рамки - вкладыши и т.д.), карточки-схемы на выкладывание узоров из
природного материала.
Организационный
момент:
Уважаемые
родители!
Ваш
ребёнок
не
произносит звук [Р]. Я познакомлю вас с приёмами, которые помогут нам
совместными усилиями научить ребёнка произносить звук [Р].
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
Трудности
произношения
звука
[Р].
Часто
причиной
неправильного
произношения звука [Р] является неправильная речь окружающих ребёнка
взрослых, двуязычие в семье, а также «детское сюсюканье». Ещё одной причиной
того, что ребёнок не может, произносить звук правильно может быть особенность
строения речевого аппарата (короткая уздечка, слишком большой язык),
невозможность координировать движения речевого аппарата (не слушаются язык
и губы, трудно перейти от одного звука к другому). Звук [Р] является одним из
самых трудных в плане артикуляции для ребёнка. Поэтому данный звук
появляется позже других. В норме все звуки, включая [Р] ребёнок должен
научиться выговаривать примерно к 4-5 годам. Поэтому в случае задержки
развития правильного звукопроизношения, лучше как можно раньше начать
работу по коррекции речи. Я помогу Вам подготовить речевой аппарат ребёнка
(язык, щёки, губы) к правильному произношению и сформировать особое речевое
дыхание.
Какие искажения произношения звука встречаются?
Произношение звука [Р] может заменяться другими, например [Л], [Д], [Т],
[Й]. А вот горловое [Р] т.е. картавость – наиболее распространённый дефект
артикуляции звука [Р]. Именно стойкое горловое произношение очень трудно
исправить. Реже можно услышать боковое произношение этого звука.
Основные направления работы при речевых нарушениях. Логопедическая
работа
по
преодолению
нарушений
звукопроизношения
проводится
в
определённой
последовальности,
поэтапно.
Общий
её
ход
должны
себе
представлять и Вы, поскольку именно Ваше активное и сознательное участие в
логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает её
общую эффективность. Всё содержание логопедической работы по коррекции
нарушений звукопроизношения условно разделено на четыре основных этапа,
каждый из которых преследует вполне определенную цель:
1.Подготовительный.
Подготовка
речеслухового
и
речедвигательного
анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на
коррекционную
работу,
повышение
уверенности.
Формирование
заинтересованности в занятиях.
2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой
речи.
4. Дифференциация
звуков
. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и
правильно употреблять их в собственной речи.
Вывод:
автоматизация
звуков
должна
проходить
именно
в
такой
последовательности. Не отработав один этап, нельзя переходить к следующему.
Сроки преодоления речевых недостатков зависят от продолжительности
каждого этапа и определяются индивидуально для каждого ребёнка. Сроки
постановки звука [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и
зависят от: психофизических возможностей ребёнка; строения речевого аппарата;
возраста ребёнка; согласованной нашей с Вами работы по формированию
правильной артикуляции и закрепления постановленного звука в речи.
Занятия с ребёнком дома необходимо проводить ежедневно по 15-20 минут.
Начинать с более легких заданий и постепенно переходя к более сложным.
Радоваться вместе с ребёнком его успехам, подбадривать, если у него что-то не
получается. Важно понимать Вам всю сложность ситуации, ведь «картавость» не
только портит общее впечатление о речи ребёнка, но и может привести к его
замкнутости ввиду речевого дефекта. А в дальнейшем у ребёнка могут быть
проблемы в школьном обучении: ошибка в письменной речи – «дисграфия».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Уважаемые родители прошу настроиться на работу. Если что-то будет не
получаться, задавайте вопросы, и я окажу Вам помощь.
1. Упражнения на развитие речевого дыхания, которые помогут нам
выработать плавный и сильный напор воздуха.
Внимательно слушаем и
выполняем, я уверена, у Вас всё получится.
- «Вдыхаем аромат цветов» - вдох глубокий через нос и ровный медленный
выдох через рот. Выполняем 6-7 раз.
- «Мыльные пузыри» - губы сложены в трубочку, выдыхаемая струя сильная.
Посоревнуемся, кто больше надует мыльных пузырей. Дуем в течение 1 минуты.
- «Лошади фыркают» - сильно дуть на расслабленные губы до получения
вибрации. Делаем 8-10 раз.
Скажите, сложно ли Вам было? Ну что ж,
продолжаем.
Вывод: при проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания,
необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют
ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо
ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Родителям предлагается буклет «Упражнения для развития речевого дыхания».
2. Выполняем мимические упражнения, которые помогут нам развить у
ребёнка подвижность лицевой мускулатуры. Эти упражнения очень просты и
доступны детям, а дома Вы можете ещё разнообразнее выполнить эти
упражнения, представив себя и ребёнка маленькими обезьянками. Посмотрите на
пиктограмму, изображенную на слайде, и выразите состояние веселья; теперь
выразите состояние печали; а теперь попеременное изображение весёлый -
печальный. Ну как, получилось? Молодцы, все выполняют правильно!
Вывод: упражнения на развитие мимики, жеста начинаются с элементарных
заданий. Так как не все дети могут правильно использовать мимику. Затем
постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети
оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики. Во
время упражнений не делать резких замечаний, сохранять положительный
эмоциональный настрой.
3. А вот упражнения для губ и щек помогут выработать полноценные
артикуляторные движения при постановке звука.
- «Рупор» - представьте, что вы капитаны. Чтобы вас услышали матросы,
надо взять рупор, он усилит ваш голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
Удерживаем под счет до 7;
- «Поиграем на дудочке» - вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в
таком положении под мой счет до 6;
- «Хомячок» - надувание щек. Хомячок несет зерно. Высыпал зерно – втянуть
щеки. Выполняем по 8-10 раз;
- «Заборчик» - улыбнитесь и покажите все зубки. Получился замечательный
заборчик. Удерживаем под мой счет до 5;
Такие вот весёлые у нас с Вами получились упражнения.
Вывод: на подготовительном этапе определённое место отводится развитию
мимических
движений
и
движений
языка.
Вначале
детям
предлагаются
упражнения на развитие мышц лица. Выполнять нужно лучше всего перед
зеркалом. Ребёнок должен визуально контролировать правильность движения и
его амплитуду. В процессе занятий у детей формируются первоначальные навыки
и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ и щек.
4. Чтобы уточнить у ребёнка слуховой образ звука
[Р] нам помогут
упражнения для развития фонематического восприятия. Послушайте, как рычит
злой тигр: ррр… Сейчас мы с Вами поиграем. Я буду поизносить разные звуки, а
вы хлопните в ладоши, если услышите среди них звук [Р]. (Провожу игру
«Поймай звук»). А вот для произнесения слогов и слов выберем ведущего из Вас.
Кто желает? Не стесняйтесь, давайте пробовать вместе, если что-то не
получится, я Вам помогу. Вы должны освоить эту игру, чтобы четко объяснить
ее Вашему ребёнку.
Предлагаю варианты набора звуков, слогов и слов ведущим родителям на
карточках.
- С, З, М, Р, Ф, В, Р
- СА, РА, ВЫ, РЫ, МО, РО, ФЫ, РЫ, КУ, РУ, ПУ
- СОМ, КАША, РАК, КАПУСТА, РУКА, ГНОМ, ГОРОХ
Какие вы молодцы! Все были очень внимательными! Спасибо нашим
ведущим, у Вас замечательно получилось.
Вывод:
без
достаточной
сформированности
основ
фонематического
восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа,
операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Родителям предлагается
буклет «Фонематический слух-основа правильной речи».
5. Следующие упражнения для нашего язычка, помогут сформировать
артикуляционную моторику у ребёнка для постановки звука. Эти упражнения
выполнять надо дома регулярно и добиваться, чтобы ребёнок делал их чётко.
Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления в игре,
я предлагаю Вам превратить Вашу руку в замечательного щенка Дружка
(родители надевают на руку вывязанную перчатку в виде собачки, у которой есть
вывязанный язычок, нижние и верхние зубки). Эту игрушку можно изготовить
дома. Чтобы помочь Вам правильно выполнять упражнения, к нам и пришёл этот
забавный щенок. Сначала у щенка, а затем и Вы сами выполните правильную
позицию языка. Всем понятно? Одевайте на ту руку, которая Вам более удобна. И
так, начинаем!
Превращается рука в лопоухого щенка, чтоб рука щеночком стала, нужно
очень-очень мало! Ум, талант, специальные перчатки и все в порядке. Веселый
щенок поможет нам и Вашим детям сначала ознакомиться с органами речи.
Повторяйте за мной:
- открыть и закрыть рот щенка;
- потрогать пальцем зубки, язык щенка;
- показать, где у языка кончик, боковые края, спинка, корень.
Здорово, а теперь попробуем выполнить артикуляционные упражнения.
Расположите перед собой зеркала. Начнем:
- «Блинчик» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу
и удерживать под счет до 7;
- «Чистим зубки» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка
почистить верхние зубы с внутренней стороны, а затем с внешней стороны.
Выполняем по 4 раза с каждой стороны;
- «Дятел стучит по дереву» - рот открыт широко, поднять язык за верхние
зубы, постучим кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося звук Д-
Д-Д-Д. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии. Пытаемся, делаем, у
Вас всё поучится! Выполняем!
- «Чашечка» - округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в
положении «чашечки». Удерживаем под мой счет до 7. Боковые края языка
приподнимаются;
- «Грибок» - поднять язык к небу и присосать, до предела растянуть уздечку.
Удерживать язык под счет 5-7.
Замечательно! У кого получились все упражнения? У кого какое-то
упражнение не получилось? Не расстраиваетесь, давайте ещё раз попробуем.
Вывод : проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более
прочными. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем
координированными.
Родителям
предлагается
буклет
«Артикуляционная
гимнастика»: «Упражнения на постановку звука [Р]».
6. Ну, вот наш язычок уже «готов» к более серьёзным испытаниям, он уже
«стремится» занять своё правильное положение. И мы ему в этом поможем. Уклад
органов артикуляции для произнесения звука [Р] следующий: при произнесении
звука [Р] рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и
подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно
прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной среде.
Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к
мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки
сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит
посередине. Струя должна быть сильной направленной. Открыть рот, на одном
выдохе длительно произносить звук «дддд» в быстром темпе, ритмично. При этом
язык должен смыкаться не с резцами, а с альвеолами. При многократном
произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает
вибрация. Смотрим в зеркала и выполняем. Ну, вот Вы и молодцы! Завели мотор
машины и поехали в путь. Дорога длинная, мотор работает неустанно – ррр…
Когда звук [Р] будет произносится ребёнком изолированно, без затруднений,
можно
переходить
к
автоматизации
звука.
Закрепление
правильного
произношения происходит в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. И
только в конце в спонтанной речи – в этом Вам помогут чистоговорки и
скороговорки. Смотрим на экран и произносим чистоговорки. Ра-ра-ра – высокая
гора. Ро-ро-ро – новое перо. Рад-рад-рад – растёт сладкий виноград. Тра-тра-тра –
в детский сад идём с утра. Далее произносим скороговорки: рано утром
спозаранку ест баран баранку. В яркой куртке мухомор, гордо сел на косогор.
Трое трубачей трубят в трубы. Проворонила ворона воронёнка. Сорок сорок в
короткий срок съели сырок.
Как замечательно у вас получилось!
Вывод: все эти упражнения направлены на выработку чистого и внятного
произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха,
голосового аппарата. Необходимо перед началом провести с ребёнком несколько
занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
7. У
детей
с
речевыми
нарушениями
наблюдается
особенности
в
формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной
координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная
работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых
областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить
дефектное звукопроизношение. Поэтому необходимо проводить упражнения на
развитие мелкой моторики пальцев рук, которые будут способствовать более
эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой. Перед
Вами множество игр и пособий по формированию пальцевой моторики,
способствующей речевому формированию. А я хотела бы предложить ещё
интереснее. Посмотрите это – «звучащие перчатки». (обычные перчатки с
нашитыми на кончике пальцев пуговицами на ножках)
Их тоже Вы можете изготовить дома. Наденьте их, пожалуйста, так, чтобы
ножка пуговицы упиралась в подушечки пальцев. Помассируем пальчики:
большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы. А сейчас будем
имитировать игру на пианино. Под ритмичную музыку сыграем на нашем
музыкальном инструменте.
Вывод: стимулируя моторику мы активизируем зоны, отвечающие за речь.
Родителям предлагается буклет «Игры на развитие мелкой моторики».
Вот я Вам и показала, с помощью каких упражнений можно помочь ребёнку
овладеть звуком [Р]. Эта памятка, которая будет напоминать Вам о нашей
встрече. Играйте ежедневно в эти упражнения дома и ваш ребёнок обязательно
научится произносить звук [Р]. Тот, кто будет хорошим помощником своему
ребёнку, кто обращается за советами и старается им следовать, будет активным
участником повседневной работы с ребёнком по постановке у него звука, я
уверена будет вознаграждён, видя успех своего ребёнка.
Важно,
ежедневно
закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в
самостоятельной речи ребенка (дома); артикуляционную гимнастику следует
делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом (консультацию о правильном
выполнении Вы можете получить у логопеда); все задания выполняются
медленно, качественно, осознанно и до конца; ваша речь должна быть образцом
для ребёнка. Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий
систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте
только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи
— это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Уважаемые родители, спасибо за внимание. Помните, что только совместная
работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата!
Желаю Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности, всего
Вам хорошего! Успехов! Радости в общении!
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для выработки воздушной струи
- Надуваем шары, пускаем мыльные пузыри.
Для выработки напора воздуха
- Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя
вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Массаж языка (для расслабления мышц языка)
- Упражнение «Блинчик» - губы улыбаются, широкий язычок положить на
нижнюю губу и похлопать губами, сказать: пя-пя-пя.
- Упражнение «Утюжок» губы улыбаются, проводим широким язычком
между губами вперёд-назад.
- Упражнение «Расческа» - губы улыбаются, проводим широким язычком
между зубами вперёд-назад (расчёсываем язычок).
- Упражнение «Покусаем язычок» - губы улыбаются, кусаем широкий язычок
начиная с кончика и далее, а затем обратно (массируем зубками), вперёд-назад.
Подготовительные упражнения для правильного удержания языка
- Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка. Показав их на его
ладони. Кончик языка, его спинка, края языка (рёбра ладони) и «животик», под
спинкой. У «животика» есть связка – ниточка.
- Перед зеркалом научите ребёнка щелкать языком (рот раскрыт «до ушей»)
и присасывать спинку языка к нёбу.
Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать
быстро и медленно, громко и тихо.
- Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счёт) с хорошо видимой
натянутой подъязычной связкой.
- Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий
щелчок языком – «шпок».
- Просунув язык между губами, сделать «болтушку».
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать
воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы
не напряжены. Ладошкой, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя
воздуха.
- Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом щёлкать языком
так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а
затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора
пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между
зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не
набежит слюна.
Артикуляционная гимнастика
-
Упражнение
«Заборчик»
-
губы
улыбаются,
зубы
«заборчиком».
Удерживаем позу под счёт до 8.
-
Упражнение
«Качели»
- улыбнуться, открыть рот.
Кончик
языка
поочередно касаться верхней и нижней губ - движения вверх-вниз - нижняя
челюсть неподвижна.
- Упражнение «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка
погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- Упражнение «Посчитаем верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот.
Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхней зуб с внутренней
стороны. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
-Упражнение «Гармошка» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий
язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая, языка открывать и закрывать рот.
-
Упражнение
«Барабан»
- улыбнуться, открыть рот. Многократно и
отчётливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы,
рот не закрывается.
- Упражнение «Лошадка» - сделать «грибок» и пощёлкать язычком, чтобы
подбородок не ходил «Ходуном» предложить придерживать его пальцами.
«Цокает» только язычок, губы удерживаем в улыбке.
- Упражнение «Молоток» - губы улыбаются, зубы «заборчиком», между
зубами образуем щель 0,5 – 1 см. Чтобы не допускать смыкание зубов
предложить сбоку у уголка рта закусить кончик карандаша с обратной
стороны. Широким кончиком языка стучим по бугорку за верхними
передними резцами и произносим звук Т: т-т-т-т…
- Упражнение «Грибок» - открыть рот, широкий, плоский язык присосать
к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам, образуя
«ножку грибочка» - удерживаем на счёт от 1 до 10 (под язычком показать
уздечку).
-
Упражнение
«Красим потолок»
-
открыть рот, кончиком языка
проводить по твердому небу в направлении назад - вперед.
- Упражнение «Пулемет» - губы улыбаются, зубы «заборчиком», между
зубами образуем щель 0,5 – 1 см. Чтобы не допускать смыкание зубов
предложить сбоку у уголка рта закусить кончик карандаша с обратной
стороны. Широким кончиком языка стучим по бугорку за верхними
передними резцами и произносим звук Д: д-д-д-д…
- Упражнение
«Сердитая муха» - губы улыбаются, зубы «заборчиком»,
между зубами образуем щель 0,5 – 1 см. Чтобы не допускать смыкание зубов
предложить сбоку у уголка рта закусить кончик карандаша с обратной стороны.
Широким кончиком языка стучим по бугорку за верхними передними резцами и
произносим звуки на резком выдохе Дз: дз-дз-дз-дз… Следить за положением
языка у верхних передних резцов, чтобы ребёнок не оттягивал кончик языка к
гортани и не произносил звуки гз-гз, вместо дз-дз.
- Упражнение «Сердитая пчёлка» - губы улыбаются, зубы «заборчиком»,
между зубами образуем щель 0,5 – 1 см. Чтобы не допускать смыкание зубов
предложить сбоку у уголка рта закусить кончик карандаша с обратной стороны.
Широким кончиком языка стучим по бугорку за верхними передними резцами и
произносим звуки на резком выдохе Дж: дж-дж-дж-дж… Следить за положением
языка у верхних передних резцов, чтобы ребёнок не оттягивал кончик языка, к
гортани и не произносил звуки гж-гж, вместо дж-дж.
- Упражнение «Машина буксует» - попеременно произносим - дзззз -
джжжж.
- Упражнение «Заводим моторчик 1» - губы сомкнуты, улыбаются. На
резком выдохе выполняем вибрацию губами. Губы «дрожат» и получается звук
Бр: бр-бр-бр…
-
Упражнение
«Заводим
моторчик
2»
-
губы
улыбаются,
зубы
«заборчиком», между зубами образуем щель о,5-1 см. делать «грибок» и на
резком выдохе на язычок, чтобы он задрожал, произнести звуки «Дрынь»:
дрынь-дрынь-дрынь
-Упражнение
«Заводим
моторчик
3»
-
губы
улыбаются,
зубы
«заборчиком», между зубами образуем щель о,5-1 см. Сделать «грибок» и на
резком выдохе на язычок, чтобы он задрожал произнести звуки Тр: тр-тр-тр…
- Упражнение «Болтушка» - снять резиновую соску с пустышки, надеть её
на обратный кончик карандаша. Рот широко открыт, широким кончиком языка
стучим по бугорку за верхними передними зубами и произносим в быстром
темпе звук Д: д-д-д … Соской выполняем быстрые колебательные движения по
нижней стороне язычка у самого края язычка. Получается звук [Р], то есть
язычок сам «рычит».
Выполняя вышеуказанные упражнения, важно заставить кончик языка
дрожать при резком, сильном выдохе на язычок. Следите, чтобы Ваш ребёнок
«рычал» при помощи вибрации кончика язычка, а не горлом.
Приёмы постановки звука [Р]
Способ постановки звука [Р]- старый и простой. Выполняется в 3 приёма:
присосать язык к твёрдому нёбу «Грибок». Сделать глубокий вдох через нос (язык
в том же положении). Сделать короткий резкий выдох через рот, направляя
воздушную струю на языки подключая голос. (Эффект достигается на контрасте:
напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Этот
способствует вызыванию вибрации кончика.
Следующий способ: открыть рот, на одном выдохе длительно произносить
звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с
резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном
произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает
вибрация.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его
руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч
можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая
мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорит скороговорку три раза подряд и не сбиться.
На горе Арарат растёт крупный виноград. Три сороки – тараторки
тараторили на горке. Прохор и Пахом едут верхом. Едут верхом Прохор и
Пахом. На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Идут
бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры.