Автор: Шагеева Раушания Явгаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №17
Населённый пункт: город Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Проверочная работа ( 9 класс)
Тема: Виды связи в словосочетаниях и знаки препинания в предложениях
Раздел: среднее образование
Проверочная работа ( 9 класс)
1. Подчинительные связи (3 Б.)
Укажи, каким способом (согласованием, управлением или примыканием) связываются
слова в словосочетании.
Пример:
собирали грибы — управление
распахнутое окно —
наша квартира —
тетрадь в клетку —
Шаги решения
1.
Находим в словосочетании главное и зависимое слово.
2.
Определяем часть речи зависимого слова.
3.
Изменяем главное и зависимое слово.
4.
Выбираем способ связи.
Если зависимое слово при изменении повторяет форму главного, значит,
это согласование.
Если зависимое слово — существительное (или другая часть речи в роли
существительного) в косвенном падеже, и при изменении главного слова зависимое не
меняет форму, то это — управление.
Если зависимое слово — неизменяемая часть речи и присоединяется к главному только по
смыслу, это — примыкание.
Пример:
В сказочном лесу.
В лесу (каком?) сказочном.
Сказочным лесом, сказочные леса, по сказочному лесу и т.д. — согласование.
Пахнет свежестью.
Пахнет (чем? как?) свежестью.
Пахнуло свежестью, пахнем свежестью и т.д. — управление.
2. Обособленные члены предложения (5б)
Выпиши из предложений обособленные члены с главным (определяемым)
словом. Определи их синтаксическую функцию, задав вопрос.
Пример:
«Ярмола сидел на корточках перед заслонкой, перемешивая в печке уголья» (А. Куприн).
Сидел (Как?) перемешивая в печке уголья — обособленное обстоятельство.
В доме никого, кроме служанки, не было —
(
?)
— обособленное
.
Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше —
(
?)
— обособленное
.
Шаги решения
1. Читаем предложение.
2. Находим слово, от которого зависит обособленный член.
3. Находим обособленный член предложения (по интонации обособленности).
4. По вопросу от главного слова к обособленному члену определяем его синтаксическую
функцию (член предложения).
Пример:
1. «В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло» (И.
Куприн)
2. Главное слово — блеск.
3. Обособленный член — захватывающий при дыхании горло.
4. Блеск (Какой?) /захватывающий при дыхании горло/ — обособленное определение.
Пример:
1. «Дедушка улыбнулся, прищурив глаза».
2. Главное слово — улыбнулся.
3. Обособленный член — прищурив глаза.
4. Улыбнулся (Как?) /прищурив глаза/ — обособленное обстоятельство.
Следующее
4. Расстановка запятых, грамматические основы (12
Б.
)
3. Расстановка запятых, грамматические основы предложения ( 12 б)
Определи, простое или сложное предложение перед тобой. Перепиши, расставляя
запятые. Не переписывай имя автора.
Обоснуй свой выбор: выпиши грамматическ(-ую, -ие) основ(-у, -ы) предложения. Если
предложение сложное, выпиши его грамматические основы в той последовательности, в
которой они представлены в предложении.
(Союзы записывать не нужно! Однородные члены запиши через запятую.)
Пример:
«В небе таяло одно маленькое золотистое облачко» (М. Горький).
Ответ
В небе таяло одно маленькое, золотистое облачко.
Грамматическая основа: таяло облачко —
простое предложение.
«Дождь закончился и на небе сразу появилась радуга».
Ответ
Дождь закончился, и на небе сразу появилась радуга.
Грамматические основы: дождь закончился, радуга появилась —
сложное предложение.
Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы (А. Толстой).
Основа (основы):
—
.
Кругом царит полумрак вода совершенно неподвижна.
Основа (основы):
—
.
Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).
Основа (основы):
—
.
Слова у Пришвина цветут сверкают (К. Паустовский).
Основа (основы):
—
.
Шаги решения
1. Выделяем грамматические основы предложения.
2. Зная, сколько в предложении грамматических основ, делаем вывод о том, является оно
сложным или простым.
3. Переписываем предложение, расставляя знаки препинания.
Сложное предложение обязательно имеет в своём составе две или более грамматические
основы.
Пример:
«Все знают: слоны в диковинку у нас».
«Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали».
Важно помнить, что предикативные части сложного предложения, также как и простые
предложения, могут быть односоставными.
Пример:
«Наступил октябрь, и заметно похолодало».
В простом предложении присутствует только одна грамматическая основа.
Пример:
«Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами» (А. Пушкин).
Далее рассмотрим несколько примеров, когда запятые ставятся и в простых, и в сложных
предложениях.
Запятые, как правило, ставятся между однородными членами, не соединёнными союзами.
Пример:
«В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым
потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и
скрылась» (М. Булгаков).
Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными с помощью
повторяющихся союзов и... и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, либо... либо, то... то и др.
Пример:
«Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется» (А. Чехов).
Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с
двух сторон запятыми) согласованные распространённые определения,
выраженные причастным оборотом и стоящие после определяемого слова.
Пример:
«Я видел только верхушки лозняка, теснившегося на этом берегу…» (А. Чехов).