Напоминание

Виды связи в словосочетаниях и знаки препинания в предложениях


Автор: Шагеева Раушания Явгаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №17
Населённый пункт: город Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Проверочная работа ( 9 класс)
Тема: Виды связи в словосочетаниях и знаки препинания в предложениях
Раздел: среднее образование





Назад




Проверочная работа ( 9 класс)

1. Подчинительные связи (3 Б.)

Укажи, каким способом (согласованием, управлением или примыканием) связываются

слова в словосочетании.

Пример:

собирали грибы — управление

распахнутое окно —

наша квартира —

тетрадь в клетку —

Шаги решения

1.

Находим в словосочетании главное и зависимое слово.

2.

Определяем часть речи зависимого слова.

3.

Изменяем главное и зависимое слово.

4.

Выбираем способ связи.

Если зависимое слово при изменении повторяет форму главного, значит,

это согласование.

Если зависимое слово — существительное (или другая часть речи в роли

существительного) в косвенном падеже, и при изменении главного слова зависимое не

меняет форму, то это — управление.

Если зависимое слово — неизменяемая часть речи и присоединяется к главному только по

смыслу, это — примыкание.

Пример:

В сказочном лесу.

В лесу (каком?) сказочном.

Сказочным лесом, сказочные леса, по сказочному лесу и т.д. — согласование.

Пахнет свежестью.

Пахнет (чем? как?) свежестью.

Пахнуло свежестью, пахнем свежестью и т.д. — управление.

2. Обособленные члены предложения (5б)

Выпиши из предложений обособленные члены с главным (определяемым)

словом. Определи их синтаксическую функцию, задав вопрос.

Пример:

«Ярмола сидел на корточках перед заслонкой, перемешивая в печке уголья» (А. Куприн).

Сидел (Как?) перемешивая в печке уголья — обособленное обстоятельство.

В доме никого, кроме служанки, не было

(

?)

— обособленное

.

Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше

(

?)

— обособленное

.

Шаги решения

1. Читаем предложение.

2. Находим слово, от которого зависит обособленный член.

3. Находим обособленный член предложения (по интонации обособленности).

4. По вопросу от главного слова к обособленному члену определяем его синтаксическую

функцию (член предложения).

Пример:

1. «В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло» (И.

Куприн)

2. Главное слово — блеск.

3. Обособленный член — захватывающий при дыхании горло.

4. Блеск (Какой?) /захватывающий при дыхании горло/ — обособленное определение.

Пример:

1. «Дедушка улыбнулся, прищурив глаза».

2. Главное слово — улыбнулся.

3. Обособленный член — прищурив глаза.

4. Улыбнулся (Как?) /прищурив глаза/ — обособленное обстоятельство.

Следующее

4. Расстановка запятых, грамматические основы (12

Б.

)

3. Расстановка запятых, грамматические основы предложения ( 12 б)

Определи, простое или сложное предложение перед тобой. Перепиши, расставляя

запятые. Не переписывай имя автора.

Обоснуй свой выбор: выпиши грамматическ(-ую, -ие) основ(-у, -ы) предложения. Если

предложение сложное, выпиши его грамматические основы в той последовательности, в

которой они представлены в предложении.

(Союзы записывать не нужно! Однородные члены запиши через запятую.)

Пример:

«В небе таяло одно маленькое золотистое облачко» (М. Горький).

Ответ

В небе таяло одно маленькое, золотистое облачко.

Грамматическая основа: таяло облачко

простое предложение.

«Дождь закончился и на небе сразу появилась радуга».

Ответ

Дождь закончился, и на небе сразу появилась радуга.

Грамматические основы: дождь закончился, радуга появилась

сложное предложение.

Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы (А. Толстой).

Основа (основы):

.

Кругом царит полумрак вода совершенно неподвижна.

Основа (основы):

.

Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).

Основа (основы):

.

Слова у Пришвина цветут сверкают (К. Паустовский).

Основа (основы):

.

Шаги решения

1. Выделяем грамматические основы предложения.

2. Зная, сколько в предложении грамматических основ, делаем вывод о том, является оно

сложным или простым.

3. Переписываем предложение, расставляя знаки препинания.

Сложное предложение обязательно имеет в своём составе две или более грамматические

основы.

Пример:

«Все знают: слоны в диковинку у нас».

«Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали».

Важно помнить, что предикативные части сложного предложения, также как и простые

предложения, могут быть односоставными.

Пример:

«Наступил октябрь, и заметно похолодало».

В простом предложении присутствует только одна грамматическая основа.

Пример:

«Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами» (А. Пушкин).

Далее рассмотрим несколько примеров, когда запятые ставятся и в простых, и в сложных

предложениях.

Запятые, как правило, ставятся между однородными членами, не соединёнными союзами.

Пример:

«В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым

потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и

скрылась» (М. Булгаков).

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными с помощью

повторяющихся союзов и... и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, либо... либо, то... то и др.

Пример:

«Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется» (А. Чехов).

Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с

двух сторон запятыми) согласованные распространённые определения,

выраженные причастным оборотом и стоящие после определяемого слова.

Пример:

«Я видел только верхушки лозняка, теснившегося на этом берегу…» (А. Чехов).



В раздел образования