Напоминание

"Видеопутешествие"


Авторы: Букина Светлана Игоревна, Филимонюк Марина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования и преподаватель
Учебное заведение: МУДО "СДХШ "Антре", МАУДО "ДШИ №1" р.п.Соколовый Саратовского района
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Авторская образовательная программа
Тема: "Видеопутешествие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ВИДЕОПУТЕШЕСТВИЕ»

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

АВТОРЫ:

Букина Светлана Игоревна,

МУДО «Саратовская детская хореографическая школа «Антре»,

г. Саратов,

Филимонюк Марина Леонидовна,

МАУДО «Детская школа искусств №1», Саратовская область,

Саратовский р-н, р.п. Соколовый

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся – 11-14 лет

г. Саратов 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Видеопутешествие»

ориентирован на расширение кругозора и

интеллектуальное развитие учащихся. Особенность курса является обучение учащихся с

помощью видеонаблюдения.

Цель предмета: создание предпосылок для личностного развития учащихся.

Задачи предмета:

1)

активизация познавательного интереса;

2)

формирование эстетического вкуса;

3)

освоения понятийного материала;

4)

воспитание культуры восприятия на основе знакомства учащихся с шедеврами

мировой художественной культуры.

В процессе обучения и формирования культуры восприятия просмотренного

видеоматериала важно добиться следующего:

Увлечь,

заинтересовать

ребёнка,

сделав

просмотр

видеокассет

ярким

эмоциональным переживанием эстетического чувства.

Сформировать у учеников первоначальные навыки визуального наблюдения

произведений живописи, архитектуры, скульптуры и т.д.

Познакомить детей с общими закономерностями в истории искусства и основными

искусствоведческими терминами с помощью визуального наблюдения.

Создать фонд видео впечатлений и первоначальных знаний в области искусства,

опираясь на долгосрочную память, эмоциональную отзывчивость и увлеченность

учащихся.

Основные формы изложения

курса - показ иллюстративно-наглядного материала

дополненного

рассказом

или

беседой

с

учащимися,

работой

со

словарём

искусствоведческих терминов.

Принципы планирования и структура курса

Систематизирующим принципом построения программы является принцип историзма

с опорой на искусствоведческий материал. Программа ориентирована на изучение

выдающихся произведений архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства

в исторической последовательности – от древности к современности, включает в себя

памятники зодчества древнерусских городов и достопримечательности Москвы и Санкт-

Петербурга.

Важным является то, что курс построен в одном ключе: каждая четверть имеет

стержневую тему, которая объединяет несколько других тем.

Курс включает IV раздела и начинается вводным уроком.

Раздел I.

Знакомит с наиболее известными памятниками древнерусских городов,

объединённых в Золотое Кольцо России: Владимира, Суздаля, Ярославля, Ростова

Великого.

Также в раздел включена тема, посвященная Троице-Сергиевой Лавре – одному из

крупнейших духовных и религиозных центров России.

В целом этот раздел создаёт яркое впечатление об уникальных архитектурных и

культурных памятниках.

Раздел II. Переносит в столицу нашей Родины, представляет памятники архитектуры

Москвы XIV-ХХ веков – ансамбль Московского Кремля, монастыри, церкви, усадьбы:

Кусково, Останкино, Царицыно, особняки в стиле «Русский модерн».

Отдельные темы посвящены экскурсии по Московскому Кремлю и посещению

Государственной Третьяковской галереи.

Раздел III. Включает в себя Петербург и его окрестности.

Раздел представляет пять летних резиденций русских императоров: Петергоф, Царское

Село, Павловск, Ораниенбаум и Гатчину.

Знакомит с парками, павильонами и фонтанами дворцов.

Отдельная тема посвящена Государственному Русскому музею, который насчитывает

крупнейшую в мире коллекцию тысячелетнего периода российской истории.

Раздел IV.

Самый объёмный раздел программы. Знакомит с одним из крупнейших

художественных музеев мира – Государственным Эрмитажем. Богатство его экспозиции

наглядно представляет сложный путь развития мировой культуры, помогает сопоставлять

предметы, различные по времени и месту создания, а также в полной мере ощутить ход

истории.

Планирование программы по «Видеопутешествию» может быть более свободно,

каждый педагог должен опираться на тот видеоматериал, который имеется у него в

наличии.

Программа данного предмета рассчитана на один год обучения: 5-ые классы

отделений музыкального исполнительства (семилетнее обучение) и хореографического

искусства (пятилетнее обучение).

Возраст учащихся 11-14 лет.

Форма занятий – групповая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность урока 45 минут. Общий объём

курса – 34 часа.

Контроль и учет успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков в конце каждой

четверти. Формами контроля являются:

1)

тесты;

2)

составление кроссвордов учащимися;

3)

подготовка дополнительных сведений на основе пройденного материала в виде

рефератов и сообщений;

4)

терминологический диктант.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса «Видеопутешествие» учащиеся должны

Знать и понимать:

роль искусства в жизни общества и в своей собственной жизни;

основные

стили,

направления,

жанры,

факты

мировой

и

национальной

художественной культуры;

имена выдающихся исторических деятелей, зодчих, художников;

крупнейшие музеи и архитектурные памятники России и зарубежья.

Уметь:

сравнивать наиболее яркие стили в искусстве;

различать произведения искусства по видам и жанрам;

осуществлять поиск информации в области культуры и искусства из различных

источников (словари, справочники, энциклопедии, книги, Интернет и др.);

выражать своё эмоционально-личностное отношение к увиденному.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы курса

Всего часов

Введение. Беседа о предмете. Содержание курса

Раздел 1. « Золотое кольцо» России

1.1 Владимир, Суздаль

1.2 Ярославль, Ростов Великий

1.3 Троице - Сергиева Лавра

Раздел 2. Архитектурные памятники старой Москвы

2.1 Москва – мировая художественная столица

2.2 Московский Кремль

2.3 Третьяковская галерея

2.4 Большой театр

Раздел 3. Петербург – дворцы и парки русских царей

3.1 Санкт-Петербург – «Северная Венеция»

3.2 Петергоф

3.3 Царское село

3.4 Ораниенбаум

3.5 Гатчина

3.6 Павловск

3.7 Царскосельский лицей

3.8 Русский музей

3.9 Мариинский театр

Раздел 4. Эрмитаж

4.1 Дворцы над Невой

4.2 Посланцы Эллады

4.3 Мир вещей

4.4 Арсенал

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

4.5 Третья особая кладовая

4.6 Золотая кладовая

4.7 Искусство Италии

4.8 Старые мастера. Живопись Англии, Испании, Германии

4.9 Старые мастера. Живопись Фландрии и Голландии

4.10 Рубенс. Рембрандт.

4.11 Старые мастера. Живопись Франции XVII-XVIII веков

4.12 Искусство Нового времени. Франция XIX-XX веков

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего часов:

Контрольных уроков:

Итого:

30

4

34

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

1. «Российский видеосувенир»: Москва, Московский Кремль, Золотое кольцо России,

Царское село, Эрмитаж, Петергоф, Русский музей, Мариинский балет (2 кассеты).

2. «Суздаль»

3. «Троице-Сергиева Лавра»

4. «Один час в Московском Кремле»

5. «Архитектурные памятники старой Москвы»

6. Третьяковская галерея «Дар бесценный», фильм второй «С достоинством и любовью»

7. «Большой театр. Вчера и сегодня»

8. «Дворцы и парки русских царей»

9. «Сокровища Эрмитажа» (12 видеокассет):

«Дворцы над Невой»

«Посланцы Эллады»

«Мир вещей»

«Арсенал»

«Третья особая кладовая»

«Золотая кладовая»

«Искусство Италии»

«Старые мастера (Англия, Испания, Германия)»

«Старые мастера (Фландрия, Голландия)»

«Рубенс, Рембрандт»

«Старые мастера (Франция 12 – 18 века)»

«Искусство Нового времени (Франция 19 – 20 века)»

10. «Золотой глобус. Россия» № 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

100 великих музеев мира (автор-составитель Ионина Н.А.) М.: Вече, 2006.

2.

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - начало XXв.

Учебное пособие. - М.: Изд-ий центр ООО «Фирма МХК», 2000.

3.

Гордеев С. Владимир. «Аркаим», 2006.

4.

Грицак Е.Н. Эрмитаж. - М.: Вече, 2005.

5.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов. – М.: «Вече», 2009.

6.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II. - М.: «Искусство», 1989.

7.

Живопись (автор-составитель Антонова И.А). – Л.:«Аврора», 1988.

8.

Золотой глобус. Париж. Выпуск № 15. - М.: ООО «Де Агостини», 2008.

9.

Иванова Л.В. Знаменитые города мира. - Смоленск: Русич, 2004.

10. Искусство (учебно-методическая газета). - М.: Издательский Дом «Первое

сентября»,2006, 2007, 2008.

11. Карпова Е.Ф., Пестрякова Л.С., Шевченко Е.П. Западноевропейское искусство

XIX века. Учебное пособие для студентов муз-пед. факультета. - Саратов:

Издательство «Научная книга», 2002.

12. Мировая художественная культура: дополнительный материал к урокам (автор-

составитель Наделяева О.Е.). – Волгоград: Учитель, 2009.

13. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов-на-Дону:

Феникс, 2007.

14. Рыбакова О.Ю. «Азбука искусств». – Волгоград: «Панорама», 2006.

15. Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.

16. Теория и история искусства. Конспект лекций (автор-составитель Пушнова

Ю.Б.). - М.: Приор-издат, 2004.

17. Ушакова

О.Д.

Великие

художники:

Справочник

школьника.

СПб.:

Издательский Дом «Литера», 2008.

18. Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура.

Словарик школьника. - СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

19. Храмы России (автор-составитель Минаков С.). - М.: Эксмо, 2008.

20. Широкова Н.Н. Гатчина. - СПб.: «Арт – Гатчина», 2004.



В раздел образования