Напоминание

Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью конструирования


Автор: Биларус Светлана Валериевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ «Школа №2026» УК№8
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью конструирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самообразование на тему:

«Развитие технического творчества детей старшего дошкольного

возраста с помощью конструирования»

Подготовила: Биларус Светлана Валериевна

Воспитатель старшей группы №4

и подготовительной группы №10

Москва, 2020-2021 г.

1

Развитие технического творчества детей старшего дошкольного

возраста с помощью конструирования.

Одним из приоритетных направлений развития образования является

ориентация на индивидуализацию личности подрастающего поколения,

которая способна на конкуренцию в раскрытом экономически

инновационном пространстве. Создание актуальных на сегодняшний день

условий для формирования процесса развития технического творчества детей

становится достаточно актуальным и востребованным в связи с ускоренным

внедрением новейших технологий в производство. Современное государство

крайне испытывает огромный дефицит инженеров, технических работников

и квалифицированных кадров. Развитие производства в актуальных

направлениях, приумножение достигнутых результатов в науке и технике,

возможны только при условии раннего развития технических способностей у

детей, а также создания необходимых условий для дальнейшего роста

творческого потенциала.

Какие же задачи стоят перед нами? Наша главная задача – развитие

интересов и творческих способностей ребенка, развитие мышления.

Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника.

Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир,

первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно

заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением,

экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но,

что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают

понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и

превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное

образование является первым уровнем общего образования в Российской

Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие

физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных

качеств детей дошкольного возраста.

В условиях реализации федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной

задачей является достижение нормативно заданного уровня качества

образования, в связи с чем, современная образовательная практика

характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных

учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности.

Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения

2

новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в

образовательном процессе.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования выделена задача реализации самостоятельной творческой

деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития

ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом

которой является технический объект, обладающий признаками полезности и

субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна

открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер,

что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного

возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям

природы, способствует формированию мотивов к познавательной

деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических

умений и развитию творческих способностей.

Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной

деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и

знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и

создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов,

моделей, механизмов и других технических объектов.

Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область

детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии.

Значение конструирования для всестороннего развития ребенка очень

велико.

Мир техники очень велик и разнообразен. Конструирование позволяет лучше

познать его, развивать конструкторские способности, техническое мышление

и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь

техническим творчеством, дети могут практически применять и использовать

полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит

им сознательный выбор профессии и последующее овладение

специальностью.

Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает

при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В

познавательном плане это область представлений о технических образах,

понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях.

Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в

3

стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить,

как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание

созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно

играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать

сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях.

Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный

материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.

Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает

создание модели, построение, приведение в полный порядок и

взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия]

Под детским конструированием принято понимать создание новых

разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок

и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа

конструирования: техническое и художественное. Техническое

конструирование — это когда дети отображают реально существующие

объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят:

конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы

крепления, конструирование из строительного материала, конструирование

из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному типу

конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона,

конструирование из природного материала, конструирование из бросового

материала. Основным материалом для конструирования, с которого

начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является

конструктор.

Конструирование, как излюбленный детьми вид деятельности не только

увлекательное, но и весьма полезное занятие. Игры по конструированию

проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и

восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями

строительного материала, дети получает конкретные представления о

различной форме, величине, цвете предметов, координации движений. Игры

способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового

внимания, умению добиваться результата. В конструировании существует

возможность для развития творческой стороны интеллекта — эти игры

моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не

надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием

комбинаций, помогают творческому самовыражению.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что

она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:

4

- планировать предстоящую работу,

- анализировать собственные действия,

- делать выводы,

- исправлять ошибки,

- составлять из отдельных частей целое,

- сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к

коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость,

выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость,

трудолюбие и терпение. Как правило, процесс конструирования проходит в

форме игры, поэтому дети активно и с большим удовольствием занимаются

конструированием.

Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное -

создать у дошкольников установку на творческий поиск.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым

материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием

разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми

с конструктором.

Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без

соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева,

пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный

напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост

ребёнка, так и в кукольный рост. Возраст детей, которым будет интересен

такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят

арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные

архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит

множество объемных фигурок.

Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный

конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством

«прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый

современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше

становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие

конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей,

животных. Отличительной чертой этих конструкторов является

совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть,

5

покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии,

создавая тем самым, идеальные условия для творчества.

Конструкторы с болтовым соединением (металлические,

пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного

возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего

детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками.

Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее

своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в

сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже

в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать

болтики, и как совмещать детали.

Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и

шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко

составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели.

Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше

шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть,

развивая фантазию.

Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой

конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами

электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы

без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому

основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с

подробными описаниями электрических и электронных схем. Конструкторы

с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название

благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная

игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и

развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей

старше шести лет. Модели для сборки (различные модели машинок,

самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас

есть шанс организовать хороший совместный досуг.

Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот

развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и

простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного

мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и

форме.

Конструктор lego. «Lego» в переводе с датского языка означает «умная

игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы

деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. На

современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут

6

за собой весомые изменения во всех сферах человеческой

жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и

объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в

дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками

приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-

конструирование. Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые

материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-

технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах,

объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Lego

выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире,

пространстве и времени.

В нашей группе мы используем различные конструкторы:

- LEGO конструирование;

- Магнитные конструкторы;

- кубики;

- строительный набор;

- болтовые конструкторы;

Вывод: развитие технического детского творчества с помощью

конструирования является одним из важных способов формирования

профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого

интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и

изобретательские способности.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что

основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть

важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос

ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети

испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают красоту,

оригинальность детской работы, делают фото данной работы и у нас таких

фотографий очень много. Конечно, пока это только игра, но как важна она

для развития ребенка. Необходимо как можно чаще предоставлять детям

возможность заниматься конструированием. А по мере взросления,

техническое творчество может стать основной деятельностью ребёнка, а

затем основной и любимой профессией взрослого.

7



В раздел образования