Напоминание

Кинезиологические упражнения


Автор: Полякова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1569 "Созвездие"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Кинезиологические упражнения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение кинезиологических упражнений

в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Описание: В статье представлен опыт работы по использованию

кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен

для работы воспитателей, учителей - логопедов, педагогов –

психологов, родителей.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов

по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики

в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как

одной из форм здоровьесберегающей технологии.

2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность

заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения

собственного.

3. Закрепить умения участников применять полученные знания в

практике.

Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие

полноценного психического, физического и социального развития

ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно

сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70%

времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание

условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих

росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила

помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные

здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических

условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы

ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я

делаю акцент на кинезиологию.

Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых

быстро развивающихся и наиболее интересных направлений

современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о

развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими

упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она

направлена на активизацию различных отделов коры больших

полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый

благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст

до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не

сформирована.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis-

движение и logos– наука.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и

физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Они влияют не только на развитие умственных способностей и

физического здоровья, но и позволяют активизировать различные

отделы коры больших полушарий, что способствует развитию

способностей человека и коррекции проблем в различных областях

психики. В результате в организме происходят положительные

структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить

скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его

мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений

позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Цель кинезиологических упражнений:

• создание новой нейронной сети,

• улучшение межполушарного взаимодействия через

физические упражнения.

Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк,

занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую

кинезиологическую программу для дошкольников («Программа

формирования и развития нейропсихологического пространства

проблемного ребенка»

Цели:

• развитие межполушарной специализации;

• развитие межполушарного взаимодействия;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие высших психических функций (памяти, мышления,

внимания, речи).

По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и

формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна

включать в себя

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц

опорнодвигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,

улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и

повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз

активизируют процесс обучения.

Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают

межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,

непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для языка и мышц челюсти.

Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны

головного мозга.

Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют

расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.

Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно

эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Упражнения для развития произвольности.

Данная программа рассчитана на специалистов (психологов,

дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими

отклонения или искажения в психическом развитии.

Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А.

Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром

или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять

пальчиковые игры от простого к сложному.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под

музыку;

Требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения должны быть интересным, эмоционально - значимым

для ребенка и проводятся в игровой форме;

Если упражнения используются при выполнении во время

проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать

следующее:

• выполнение стандартных учебных действий может

прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую

деятельность прерывать нецелесообразно;

• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая

раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества,

рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять

от 5-10 до 20-35 минут в день.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми

глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения,

способствующие развитию мелкой моторики, которые я использую в

своей работе с детьми. Они положительно влияют на функции высшей

нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания,

восприятия; улучшают мыслительную деятельность, способствуют

самоконтролю, произвольности деятельности.

«Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Лягушка» - последовательно менять два положения руки: кулак,

ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками

вместе).Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке

скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за

противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их

положение.

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в

сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой

ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой.

После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения:

сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на

плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя

руками вместе).

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая –

ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли

в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть

начнем»

«Симметричные рисунки» - это рисование в воздухе двумя руками

одновременно - зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с

круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел

во время «рисования» на свою руку). При выполнении этого упражнения

почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность

обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

Элементы кинезиологических упражнений можно использовать

при выполнении с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических

упражнений можно использовать сказки. Этот прием позволяет

заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую

сказку «Два котенка».

(способ организации детей – сидя за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети

показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду

(выполнение упражнения «Лягушка»со словами: «Кулачок-ладошка,

так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в

стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы

разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться

(выполнение упражнения «Лягушка»правой рукой со

словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на

полянке бегает черный котенок

(выполнение упражнения «Лягушка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться

(выполнение упражнения «Лягушка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом

(выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»:

поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со

словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем

примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую,

но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого

и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его

нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со

словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой –

ой, ой, ой!»).

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним

(упражнение «Лягушка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко

плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру

(упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а

левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы

играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять

играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили

ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак,

большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении

прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение

правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что

темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»:

смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка

хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой

(упражнение «Лягушка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды

(упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая –

пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на

коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на

кончиках пальцев».

И. М. Сеченов отмечал: «Неподвижный глаз так же слеп, как

неподвижная рука».

И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга».

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не

заменит движения». Ж. Тассо.



В раздел образования