Автор: Полякова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1569 "Созвездие"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Кинезиологические упражнения
Раздел: дошкольное образование
Применение кинезиологических упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию
кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен
для работы воспитателей, учителей - логопедов, педагогов –
психологов, родителей.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов
по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики
в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как
одной из форм здоровьесберегающей технологии.
2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность
заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения
собственного.
3. Закрепить умения участников применять полученные знания в
практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие
полноценного психического, физического и социального развития
ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно
сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70%
времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание
условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих
росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила
помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные
здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических
условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы
ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я
делаю акцент на кинезиологию.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых
быстро развивающихся и наиболее интересных направлений
современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о
развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими
упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она
направлена на активизацию различных отделов коры больших
полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый
благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст
до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не
сформирована.
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis-
движение и logos– наука.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и
физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Они влияют не только на развитие умственных способностей и
физического здоровья, но и позволяют активизировать различные
отделы коры больших полушарий, что способствует развитию
способностей человека и коррекции проблем в различных областях
психики. В результате в организме происходят положительные
структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить
скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его
мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений
позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель кинезиологических упражнений:
• создание новой нейронной сети,
• улучшение межполушарного взаимодействия через
физические упражнения.
Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк,
занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую
кинезиологическую программу для дошкольников («Программа
формирования и развития нейропсихологического пространства
проблемного ребенка»
Цели:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие высших психических функций (памяти, мышления,
внимания, речи).
По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и
формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна
включать в себя
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц
опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,
улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и
повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз
активизируют процесс обучения.
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают
межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,
непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для языка и мышц челюсти.
Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны
головного мозга.
Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют
расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно
эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Упражнения для развития произвольности.
Данная программа рассчитана на специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими
отклонения или искажения в психическом развитии.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А.
Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром
или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять
пальчиковые игры от простого к сложному.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под
музыку;
Требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Упражнения должны быть интересным, эмоционально - значимым
для ребенка и проводятся в игровой форме;
Если упражнения используются при выполнении во время
проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать
следующее:
• выполнение стандартных учебных действий может
прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую
деятельность прерывать нецелесообразно;
• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая
раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества,
рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять
от 5-10 до 20-35 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми
глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения,
способствующие развитию мелкой моторики, которые я использую в
своей работе с детьми. Они положительно влияют на функции высшей
нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания,
восприятия; улучшают мыслительную деятельность, способствуют
самоконтролю, произвольности деятельности.
«Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Лягушка» - последовательно менять два положения руки: кулак,
ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками
вместе).Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке
скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в
сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой
ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой.
После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения:
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на
плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя
руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая –
ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли
в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть
начнем»
«Симметричные рисунки» - это рисование в воздухе двумя руками
одновременно - зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с
круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел
во время «рисования» на свою руку). При выполнении этого упражнения
почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность
обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
Элементы кинезиологических упражнений можно использовать
при выполнении с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических
упражнений можно использовать сказки. Этот прием позволяет
заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую
сказку «Два котенка».
(способ организации детей – сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети
показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду
(выполнение упражнения «Лягушка»со словами: «Кулачок-ладошка,
так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в
стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы
разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться
(выполнение упражнения «Лягушка»правой рукой со
словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на
полянке бегает черный котенок
(выполнение упражнения «Лягушка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться
(выполнение упражнения «Лягушка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом
(выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»:
поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со
словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем
примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую,
но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого
и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его
нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со
словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой –
ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним
(упражнение «Лягушка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко
плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру
(упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а
левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы
играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять
играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили
ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак,
большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении
прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение
правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что
темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»:
смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка
хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой
(упражнение «Лягушка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды
(упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая –
пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на
коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на
кончиках пальцев».
И. М. Сеченов отмечал: «Неподвижный глаз так же слеп, как
неподвижная рука».
И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга».
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не
заменит движения». Ж. Тассо.