Напоминание

Применение современных технологий на уроках английского языка


Автор: Чернецова Людмила Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ГОРДЕЕВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: с. Гордеевка
Наименование материала: Статья
Тема: Применение современных технологий на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение современных образовательных технологий на уроках

английского языка

Одной из важнейших задач в преподавании иностранного языка

является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения

современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология

- проектирование учебного процесса, основанное на использовании

совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной

деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых

имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое

педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность

методического языка, появление обоснованной нормы в методике. На

сегодняшний день в школьном образовании происходят значимые перемены,

охватывающие практически все стороны педагогического процесса. Личный

интерес обучающегося - решающий фактор процесса образования. Мне, как

педагогу, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут

повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в

учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убеждаешься,

что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой

точки зрения и осваивать психологические механизмы развития личности,

добиваясь более качественных результатов.

В своей работе я использую следующие современные технологии:

Технология активизации возможностей личности и коллектива

В методе активизации возможностей личности и коллектива, который

разработан Г.А. Китайгородской, общение является целью и средством

обучения иностранному языку. Иноязычное общение начинается с первого

занятия группы обучаемых и направлено на развитие коммуникативных

навыков, которые вырабатываются в межличностном взаимодействии и легко

переносятся в естественные условия общения ситуаций. Происходит

накопление и тренировка речевого материала в последовательности

коммуникативных заданий без анализа языковых форм и правил их

использования. Анализ происходит позднее, когда коммуникативные навыки

утвердились, и возникает внутренняя потребность выявить и сформулировать

языковые закономерности. Далее возникают коммуникативные задачи с

частичным управлением коммуникативной деятельностью обучающихся:

такие задания предполагают более широкий самостоятельный выбор речевых

блоков, их сочетаний и модификаций, а выбор речевых средств

осуществляется исходя из индивидуальных склонностей и знаний

обучаемого. Каждое занятие в аудитории основывается на сценарии, который

представляет собой последовательность взаимосвязанных мотивирующих

коммуникативных заданиях, формирующих конкретный контекст общения в

зависимости от языкового материала и индивидуально-творческих

предпочтений учителя на базе принципа личностно ориентированного

общения. Речевой и языковой материал как модель для последующего

общения задан в «пьесе» (наборе полилогов), опубликованной в учебнике,

где ряд ролей-масок принимает участие в речевом и поведенческом

взаимодействии в разных ситуациях. Полилоги вводятся преподавателем в

устном варианте, семантизируются через перевод на родной язык, жесты,

ритм, мимику, пропевание, телесные движения и хором имитируются

группой с обязательным употреблением тех же средств семантизации (кроме

перевода). Последние составляют ассоциативные мнемические опоры и

играют активную роль в запоминании целостных фрагментов полилогов. В

начале обучения обучающиеся воспринимают учебный материал только

через речь учителя и аудиозаписи, формируя слухо-рече-двигательные

образы и способность воспринимать и понимать иноязычную речь на слух,

необходимые для вербального общения. По форме внутригрупповое общение

протекает по принципу коллективного взаимодействия.. Круг общения, в

котором ежедневно многократно происходит смена партнёров, приучает

слушателей постоянно приноравливаться к общению с разными людьми

(разный возраст, пол, статус, языковая подготовка, голосовые и речевые

характеристики и так далее) и формирует у них высокий уровень

адаптивности к разным условиям в естественных условиях.

Информационно-коммуникационная технология

Средства ИКТ можно разделить на группы в зависимости от формы

организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение

данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для

применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий,

практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки,

зачётов и экзаменов школьников. В соответствии с вышеназванными

дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и

ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на

формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений,

закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение,

совершенствование знаний, умений и навыков. Такая градация может быть

дополнена благодаря учёту при разработке электронных изданий и ресурсов

психологически обоснованной последовательности этапов познавательной

деятельности, в числе которых:

восприятие,

осмысление и фиксация знаний,

формирование личностного опыта (умений, навыков,

профессионально-ориентированной интуиции),

проектно-исследовательская и поисковая деятельность.

В учебном процессе развитие и формирование иноязычных навыков и

умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности.

Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями,

способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в

речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных

ситуациях общения.

Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении

зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами,

а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими

к формированию умений и навыков, начиная от простейших до выработки

прочных автоматизмов и сложных творческих умений.

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной

речью является использование на уроках иностранного языка

информационных технологий.

Мультимедийные средства нацелены на создание условий для развития и

формирования коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся.

Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к

самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на

формирование коммуникативной культуры обучающихся и развитие умений

работы с различными типами информации и её источников.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках

иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает

познавательную активность и мотивацию обучающихся, обеспечивает

интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности

учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и

эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно

произношение и обучить беглому говорению.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации

общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Таким образом, наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном

процессе:

Ø электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью

компьютера и мультимедийного проектора;

Ø интерактивные доски;

Ø электронные энциклопедии и справочники;

Ø тренажеры и программы тестирования;

Ø образовательные ресурсы Интернета;

Ø DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

Ø видео и аудиотехника;

Ø интерактивные карты и атласы;

Ø интерактивные конференции и конкурсы;

Ø материалы для дистанционного обучения;

Ø научно-исследовательские работы и проекты;

Ø дистанционное обучение.

Игровая технология

Игра, как способ активизации познавательной деятельности

учащихся на уроке английского языка

Скука на уроке - один из самых неприятных и трудно устранимых

недостатков педагогического труда. На начальном этапе иностранный язык

хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется

усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения

снижаются. Скучно и тяжело бывает не только обучающемуся, но и самому

педагогу, а от этого снижается эффективность любого самого умного и

полезного урока. Постоянно повышать интерес обучающегося к уроку –

задача каждого учителя. Для этого можно использовать один из наиболее

достигающих целей методов на начальном и среднем этапах обучения – игру.

Игра – это один из методов, который я использую на уроках английского

языка, во время которого дети очень активны, эмоциональны, хорошо

запоминают, формируют навыки устной речи. Игра - это хороший материал

для введения, закрепления и дальнейшей типизации действий обучающихся с

обучающим материалом.

Игра способствует выполнению важных психологических и методических

задач:

- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к

речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения

учащимися языкового материала;

- тренировке обучающихся в выборе нужного речевого материала, что

является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

На основе данной научной идеи и наблюдений можно разработать

использование различных видов игр( дидактических, ролевых, фонетических,

лексических и так далее) на уроках английского языка и во внеклассных

мероприятиях. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе

различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему

запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению

лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а

также открывает широкие возможности для индивидуальной работы

обучающегося.

Причины использования дидактических игр обусловлены:

- коммуникативным подходом к изучению иностранного языка;

- интересами обучающихся;

- необходимостью игры у обучающихся.

Каждая игровая деятельность, проводимая на уроке, должна отвечать

определённым дидактическим и методическим принципам. К ним можно

отнести:

- принцип доступности;

- принцип новизны;

- принцип постепенного увеличения сложности;

- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей;

- принцип связи игровой деятельности с другими формами работы на

уроке.

Не всякая игровая деятельность может быть эффективной. Только

дидактически целостное её использование и методически оправданная её

организация позволяет считать игру эффективным способом обучения.

Игра, наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности

человека.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить

удовольствие, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения,

самопознание в процессе игры;

- межнациональной коммуникации усвоения единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого общения.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности,

а не только от результата.

Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

характер этой деятельности («поле творчества»).

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состоятельность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры; логическую и временную последовательность её развития.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу

методов и приёмов организации педагогического процесса в форме

различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы

игр:

- обучающие, тренировочные, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические.

Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные,

сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

По целям игры делятся на:

Дидактические: расширение кругозора; познавательная деятельность;

формирование определённых умений и навыков, необходимых в

практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование

определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических установок;

воспитание сотрудничества, общительности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений

сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазии, развитие мотивации

учебной деятельности.

Социализирующие: обучение общению, адаптация к условиям среды,

приобщение к нормам общества.

Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми

впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию,

снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему

назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их

помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать

грамматические, лексические навыки и так далее) или же целый комплекс

задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание,

и творческие способности и так далее.

Одни игры выполняются обучающимися индивидуально, другие -

коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут

учебного времени.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока,

коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче

выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же

упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом

изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ её организации и

проведения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт

использование ролевых игр. Эффективность обучения здесь обусловлена в

первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и

на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как

вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными,

графическими, монологическим/ диалогическим текстом и так далее.

Игра, как способ активизации познавательной деятельности

обучающихся на уроке английского языка

Повышение познавательной активности и интереса обучающихся к

учебной работе - вот цель игровых форм обучения на уроках иностранного

языка.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

- Создание творческой атмосферы;

- Развитие познавательной активности на уроках иностранного языка;

- Обогащение обучающихся новыми знаниями, умениями и навыками.

Успешные результаты будут получены в том случае, если наибольшее

количество обучающихся примет активное участие на уроке. Ребята получат

знания или закрепят уже имеющиеся, разовьют и приобретут речевые

навыки, научатся решать проблемы в группе, а главное – сформируется

мотивация к учению.

Игра также может служить способом повторения, закрепления и

контроля полученного учениками опыта. Безусловно, без знания

определённого количества речевых единиц речь обучающегося не состоится,

а несформированность определённых лексических и грамматических

навыков не может обеспечить её нормативность. Вместе с тем игровая

деятельность, которую мы рассматриваем как способ формирования и

совершенствования знаний, умений и навыков во время обучения

иностранному языку должна быть направлена на формирование и

совершенствование не только языковых аспектов, но и языковых механизмов

(умений говорить, аудировать, читать и писать).

Игру можно вводить с первых уроков. Например, при обучении счёту

можно использовать различные «считалки», не просто выучивая их наизусть,

а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре,

применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой детям младших

классов для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока.

Динамические физкультминутки - одна из форм игры - релаксатора на

уроках языка. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой

деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному

увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих

способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую

младшим школьникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их

эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между

педагогом и обучающимися. Использование физкультминуток мотивирует

предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на

восприятие и усвоение учебного материала, создает атмосферу, на которой

каждый обучающийся класса чувствует себя комфортно и раскованно, не

боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и

восстанавливает работоспособность не только обучающихся, но и педагога.

Технология личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во

главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием образования. Признание обучающегося главной действующей

фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная

педагогика.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она

считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности

программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе

внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям,

типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным

группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной)

направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к

уникальности, несхожести, неповторимости.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения

максимальное развитие (а не формирование заранее заданных)

индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе

использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Содержание, методы и приёмы технологии личностно-

ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы

раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь

становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного, в

первую очередь, изменяет тип взаимодействия «педагог-ученик». От

командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на

анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности

обучающегося. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к

активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то

есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на

уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать

знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности

обучающихся.

Образовательная модель строится на следующих принципах:

Целью обучения должно быть развитие личности. Педагог и

обучающиеся являются равноправными субъектами обучения.

Учитель, прежде всего, является партнёром, координатором и советчиком

в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем

«эталона».

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация,

когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и

реализуются личностные особенности обучающихся. На таком уроке

господствует эмоционально положительный настрой обучающихся на

работу, урок становится более интересным, привлекательным,

результативным. Учитель не просто создает благожелательную творческую

атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, то есть к

опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое важное, он

признает самобытность и уникальность каждого из обучающихся.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть

возможности каждого, организовать совместную познавательную,

творческую деятельность каждого ребёнка.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей

образовательной системы - индивидуальность детской личности,

следовательно, методическую основу этой технологии составляют

дифференциация и индивидуализация обучения.

Особенности личностно-ориентированного занятия

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы,

определение цели, места и времени его использования на занятии.

Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления

обучающихся. Предоставление им возможности задавать вопросы,

высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями,

мнениями, оценками. Стимулирование обучающихся к дополнению и

анализу ответов товарищей. Использование субъектного опыта и опора на

интуицию каждого из обучающихся. Применение трудных ситуаций,

возникающих по ходу урока, как области приложения знаний. Стремление к

созданию ситуации успеха для каждого из обучающихся. Побуждение

обучающихся к поиску альтернативной информации при подготовке к

занятию.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает

утомляемость обучающихся. Проведение наблюдений за школьниками.

Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и

умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и

индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения

заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того,

что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных

технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и

оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я

дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми

методами, использую информационные технологии, применяю

индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их

лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество

знаний каждого из обучающихся. Таким образом, процесс обучения

становится более эффективным и личностно-ориентированным с

использованием новых информационных технологий в преподавании

английского языка.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к

обучающимся, вовлекать каждого ученика в работу, учитывая его интересы,

склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера

обогащают обучающихся новыми впечатлениями, активизируют словарь,

выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть

разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации

и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу

(совершенствовать грамматические, лексические навыки и так далее) или же

целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать

наблюдательность, внимание, и творческие способности и так далее.

Проектная методика.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное

мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить

знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом

ученики учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в

них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются

творческие способности и активность обучаемых.

Следует помнить, для того, чтобы решить проблему, которая лежит в

основе проекта, обучающиеся должны владеть определёнными

интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним

можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию,

делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным

материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию,

слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение

лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования

метода проектов требуется значительная подготовка, осуществляющаяся в

целостной системе обучения, причём необязательно, чтобы она предваряла

работу обучающихся над проектом. Такая работа должна проводиться

постоянно.

Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными

дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии

интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных

уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению

Сухомлинского это дает «желанное пробуждение мысли», что реализует

нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение

английского языка создаёт новые условия деятельности педагогов и

обучающихся и представляет собой действенную модель активации

мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует

и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и

эффективность воспитания обучающимся учебного материала. Многие

понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены

обучающимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии,

химии и другими предметами.



В раздел образования