Автор: Воронина Юлия Андреевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ ООШ №7
Населённый пункт: г.Омутнинска Кировской области
Наименование материала: Конспект родительского собрания в 1 классе
Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».
Раздел: начальное образование
Конспект родительского собрания
Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».
Цель: создать
условия
для
понимания
значимости
духовно-нравственного
воспитания в семье.
Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;
провести практическую работу по решению проблемных ситуаций; формировать
культуру общения родителей и детей.
Форма проведения: обмен мнениями.
Подготовительная работа:
1. Приготовить цитаты о нравственном воспитании.
2. Разработать проблемные ситуации для обсуждения.
3. Разработать памятку для родителей.
4. Приготовить текст беседы для педагогического всеобуча.
Ход собрания
I. Психологический настрой
Мой друг! Вступая в этот мир,
Такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть
И в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить.
Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить.
Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда
Кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди,
Сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше
И знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни
Было бы на что взглянуть.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема
нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о
роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.
II. Педагогический всеобуч
Как часто мы слышим слова «нравственность», «безнравственный поступок»,
«высоконравственный человек». Что же понимают под нравственностью? По словам
русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе
чувств». Если проще сказать, это умение и желание человека жить по моральным
нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как
интеллектуальные способности, ее надо воспитывать.
Сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям,
животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в
значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди –
родители. Именно в семье закладываются основы нравственности. По выражению В.
Сухомлинского, важнейшим принципом «является внушение воспитанникам мысли о
том, что мы…живём среди людей». К. Ушинский утверждал, что настоящий человек
может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой
писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы,
подавления свободы.
Формирование нравственных категорий осуществляются по трём направлениям.
Во-первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых,
родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять
к нему самому сочувствие, сердечность. В-третьих, необходимо дать ребёнку знания о
моральных нормах, правилах, идеалах.
Итак, в настоящее время возросла роль семьи в духовно-нравственном
воспитании ребенка. Вот что отвечали мне дети на вопрос, что значит для вас семья:
«Семья — самое главное в жизни для каждого из нас», «Семья — это близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем
добра и счастья», «В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению».
Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок
находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с
семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он
уже более чем наполовину сформирован как личность.
Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация
жизни семьи, ее быт и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений.
Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют
воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к
подражанию.
Они
наблюдают
за
взрослыми,
их
поведением,
разговорами,
взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы,
верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми.
Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не
думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или
поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни,
даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы
смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если
дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете
мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и
воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало
воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной
структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко
разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут,
за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С
малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.
Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример.
Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец
утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы,
уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну
и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно
рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах
помогали люди.
Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую
очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи,
которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за
домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны
проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей
вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители
никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи
жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос,
оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать.
Дети и родители должны быть всегда едиными.
Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку
или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет
подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми
образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые
старые советские фильмы и мультфильмы — вот, что может наполнить душу ребенка
прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что
ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в
тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит
свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить три
момента.
Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в
том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо.
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в
результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет
зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо
сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.
Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, с
которым он будет все сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве
ребенок духовно питался только из чистых источников. Как младшие, так и старшие
школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. По
данным психологов, неизменную симпатию у них вызывают люди сильные, смелые,
волевые, находчивые, с приятной манерой общаться, правильными чертами лица.
Надо оберегать детей от уличной грязи, и той, которая приникает в их души через
телевидение. Необходимо знать круг общения своего ребёнка, где, с кем и как он
проводит свободное время, сочетается ли это времяпрепровождение с нравственными
нормами поведения человека в обществе. Также, чтобы избежать неприятных
последствий, надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят
телевизор, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и
сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия,
требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть.
Другая задача - разумный выбор телепередач. Родительский запрет (если ребенку
очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя)
должен быть обоснован.
Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых
сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность
другого человека формируется в семье.
В структуре нравственного воспитания можно выделить 4 основные правила:
1. Не делайте другим того, чего не желаете себе.
2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.
3. Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество!
4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.
Вооружение
детей
этими
правилами
должно
привести
к
воспитанию
демократических и гуманистических свойств характера.
Школа
также
занимается
вопросами
духовно-нравственного
воспитания
учащихся. Происходит это и на уроках, и на классных часах, при проведении бесед о
нравственности, лекций на моральные темы, диспутов, во время работы кружков
эстетического
и
духовно-нравственного
направления,
а
так
же
различных
социокультурных проектов. Но никакие самые замечательные мероприятия не
помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример
родителей, опыт поведения.
III. Решение педагогических ситуаций
Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Я предлагаю вам
разбиться на группы. Каждая группа выбирает педагогическую ситуацию и предлагает
пути её разрешения, все остальные включаются в процесс обсуждения.
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка.
Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения,
поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что
ребёнок солгал. Как бы поступили вы?
Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок
отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?
Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок
обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?
Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у
Миши «двойка». Что вы ответите?
Ситуация 6. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете
его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул:
«Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?
IV. Работа с памяткой для родителей и обсуждение её
Памятка для родителей
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень
скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к
вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой
вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом
пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и
человечности для вашего ребенка.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот
момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его
проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный
облик каждого!
V. Подведение итогов родительского собрания
Подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить
вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека
является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы,
может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть,
если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации.
Задача родителей – воспитать в нём это качество.
Давайте подведём итоги нашего собрания.
- Что нового вы узнали сегодня на собрании?
- В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?
- Опыт каких родителей вам был полезен?
- Над чем вы задумались?
- Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?
Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы
убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный,
длительный,
требующий
напряжения
духовных
сил
родителей
и
высокой
нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и
школа,
и
общество
в
целом.
Только
совместными
усилиями,
совместным
сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться
положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.
Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не
орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе
эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых
напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят
всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас
зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из
того, что уже замешано. Успехов вам в воспитании детей.
VI. Решение родительского собрания
1. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на
родительском собрании.
2. В планировании классных часов включить необходимые для коррекции
нравственных качеств темы.
Литература:
1.
Автух Л.В. Школа и родители: сценарии совместных мероприятий. -
Волгоград: Учитель, 2009.
2.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших
школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
3.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО,
2007.
4.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы
работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
5.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009