Автор: Гаитова Алсу Фануновна
Должность: учитель английского яыка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Янаул
Населённый пункт: г. Янаул, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с одаренными учащимися"
Раздел: среднее образование
Из опыта работы с одаренными учащимися.
Говорят, трудно работать с так называемыми слабыми учениками, но на
самом деле труднее работать с сильными. А работа с одаренными детьми это
вообще сложный и никогда не прекращающийся процесс, занимающий много
личного времени. К тому же, он требует от самого учителя личностного роста,
постоянно обновляемых знаний, педагогической гибкости и мастерства, а также
тесного сотрудничества с другими учителями, родителями. Очень хорошо, если
значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди
помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Работая с одаренными детьми, я стараюсь создать условия, в которых
ученик может проявить себя и показать ему путь для его самореализации.
Уже в начальных классах я обращаю внимание на детей с отличной
памятью, которые быстро схватывают новый материал и легко его усваивают, и
обладают коммуникативными умениями, детей, которых отличает способность
классифицировать
информацию
и
умение
пользоваться
накопленными
знаниями, и стараюсь поддерживать и усиливать их интерес к изучению
английского языка. В этом мне помогает и учебный комплекс Spotlight, и
изначальный интерес учащихся к новому предмету. Я стараюсь поддерживать
доброжелательную
атмосферу
на
уроках,
учитывать
психологические
особенности детей, поощрять их творческое мышление.
В плане урока, если не занимать одаренных детей заданиями повышенной
сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как
ученика. Поэтому в основе работы лежит разноуровневая технология, которая
позволяет сочетать формы деятельности одаренного с работой других учеников
в рамках урока.
В работе с одаренными учащимися использую не только урочную форму,
но больше внеурочную.
Вне урока готовимся к предметным олимпиадам и конкурсам, а также
провожу различные консультации, участвуем в предметных неделях.
Я накопила банк творческих заданий и упражнений повышенной
сложности
(материалы
прошлых
олимпиад,
интернет-ресурсы)
и
банк
контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня и
этот материал я широко использую и на уроках, и в качестве дополнительного
материала для высокомотивированных учащихся.
Подготовка к олимпиадам и конкурсам проходит в виде групповых
занятий по параллелям или же в виде индивидуальных консультаций. Мы
обязательно разбираем задания прошлых лет, также я даю им решать задания
Кембриджских экзаменов, в основном PET
и FCE, также я использую
дополнительный материал из таких учебных пособий как Grammar way, Click
on, MacMillan.
Большую помощь оказывает проектная деятельность, которой можно
заниматься и на уроке, и вне урока. Ребята со 2-го класса по английскому языку
выполняют проектные работы: составляют схемы, открытки, рассказы о себе,
семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и
творчество.
В рамках недели иностранных языков у нас в школе проходят различные
мероприятия, которые тоже направлены на выявление, поддержку и развитие
одаренных учащихся. Это фонетические конкурсы, конкурсы переводов,
викторины, конкурс проектов, конкурсы сочинений, эссе, интеллектуальный
марафон, путешествие по англоговорящим странам, выставки поделок, газет,
рисунков. Наши учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают
дипломы и благодарности.
Также активно применяю еще одну форму работы с одаренными детьми
— использование дистанционных технологий обучения. С помощью данной
формы развивается умение учиться, т.е. ребенок не просто поглощает готовый
материал, а вынужден его отобрать из потока информации, переработать,
осознать, применить. И хочу немного рассказать о такой технологии как
«перевернутый класс».
Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель
предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном
занятии
проходит
практическое
закрепление
материала.
Т.е.
я
сперва
отправляю так
называемый электронный кейс,
содержащий
видеоурок,
аудиозапись, картинки с пояснениями или просто текст с теоретическим
материалом, примерами. Далее учащиеся выполняют тест на начальное
усвоение темы, например, на площадках ЯКласс или Skysmart. Там очень
удобно отправлять детям задания и получать отчет о выполнении заданий.
Классная работа, т.е. урок в видеоконференции посвящается разбору
сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе
выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также учащиеся уже
под
моим
наблюдением
решают
практические
задания
и
выполняют
исследовательские задания, опять-таки, на ЯКласс,
Skysmart. Я в режиме
онлайн вижу, как они выполняют задания, какие ошибки совершают, тут же мы
их обсуждаем, корректируем. После занятия в классе дома завершаются
практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление
пройденной темы.
Конечно, при работе с высокоодаренными учащимися возникает и немало
трудностей. В основном, это нехватка времени для работы с такими детьми и
большая загруженность самих учащихся.