Автор: Урюпина Ольга Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шуйская СОШ"
Населённый пункт: с. Шуйское Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сравнения в лирике С.А. Есенина"
Раздел: полное образование
Сравнения в лирике С. Есенина.
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котёнка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребёнка…
Н. Кутов.
Поэзия Сергея Есенина… Она чарует напевностью, чистотой образов, деревенской
простотой, многообразием средств художественной выразительности. С. Есенин
отмечал, что « у каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов».
Сам он, используя метафоры, эпитеты, сравнения, создавал замечательные образы,
передающие тончайшие движения человеческих чувств и разные оттенки в состоянии
природы.
Сравнение – одно из наиболее распространённых, на наш взгляд, изобразительных
средств поэтического языка поэта. Постараемся доказать наше утверждение.
В толковом словаре С.И. Ожегова мы нашли два значения слова сравнение:
1)
Поставить рядом, сопоставить для установления сходства;
2)
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Когда говорят о сравнении в языке, то прежде всего имеют в виду второе значение.
В русском языке существуют
разнообразные средства выражения сравнительных
отношений. Чаще сопоставляются два предмета с помощью сравнительных союзов:
как, будто, точно, словно, как будто. В качестве сравнений используются форма
творительного
падежа
существительного,
сравнительная
степень
имени
прилагательного или наречия,
сложноподчинённые предложения с придаточными
сравнения. Роль сравнения как изобразительного приёма в ярком, образном описании
предметов или явлений, в воздействии на чувства читателя.
Обратимся к поэзии С.А. Есенина. Использование автором данного тропа
обусловлено тематикой его произведений. В изображении окружающего мира талант
Есенина раскрывается особенно глубоко и многосторонне. Не случайно в его поэзии
преобладают сравнения, раскрывающие явления милой сердцу русской природы.
В нашем исследовании сравнений мы выделили несколько разрядов.
1.
Названия живых существ: животных, птиц. Названия таких образов в сравнениях
можно отнести к фольклорным, потому что они рождались на основе поговорок,
пословиц, загадок.
Месяц – рыжий гусь…
Заря – как волчиха
С осклабленным ртом…
( «Отчарь»)
Душегубкою змеею развилась её коса…
(«Хороша была Танюша…»)
Облак, как мышь,
подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
( « Пропавший месяц»)
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот…
(« Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
Золотой лягушкой луна
Распласталась на тихой воде…
( «Я покинул родимый дом…»)
И, как белки, жёлтые вёсны
Будут прыгать по сучьям дней.
А солнышко, словно кошка,
Тянет клубок к себе.
(« Инония»)
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
(«Нивы сжаты, рощи голы…»)
2.Названия растений: деревьев, цветов, трав, ягод, плодов. Образы цветов помогают
полнее выразить сокровенные думы и переживания поэта. Василек – любимый цветок
Есенина: Васильками сердце светится,
горит в нём бирюза.
( « Заиграй, сыграй, тальяночка…»)
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
( «Цветы»)
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
( «Исповедь хулигана»)
Поэт находит в природе близкие его настроению краски и с их помощью выражает своё
душевное состояние: Хорошо ты, Персия, я знаю,
Розы, как светильники, горят
И опять мне о далёком крае
Свежестью упругой говорят.
( «Голубая родина Фирдуси»)
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…
(«Отговорила роща золотая»)
Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клён
(«Сукин сын»)
Образы в природе близки у поэта к человеку, наделены качествами человека:
Ивы - кроткие монашки
(«Край любимый! Сердцу снятся» )
…Тот старый клён
Головой на меня похож
( «Я покинул родимый дом»)
3.Группа слов, обозначающих явления и состояния природы.
Сыплет черёмуха снегом.
Зелень в цвету и росе.
( «Сыплет черёмуха снегом»)
Как метель, черёмуха
Машет рукавом.
( «Край ты мой заброшенный»)
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов – как ворох меди
(« Сохнет стаявшая глина»)
С.Есенин, по воспоминаниям его сестры, очень любил рассветы, утро. Образ зари
(зореньки) выступает у него во многих сравнениях:
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька.
Белоснежная лебёдушка.
(«Лебедушка»)
То не зори в струях озера свой выткали узор.
Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.
(« Заиграй, сыграй, тальяночка…»)
4.Слова, называющие рельеф земной поверхности. Часто такие сравнения используются
для описания внешности человека:
Всё равно глаза твои ,как море,
Голубым колышутся огнём.
(«Никогда я не был на Босфоре»)
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут
(«Заметался пожар голубой»)
Могутные плечи
Как гранит гора.
(«Отчарь»)
Пейзаж у Есенина отражает настроение поэта:
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
(«Несказанное, синее, нежное»)
Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы – характерная
особенность лирики поэта.
5.Названия драгоценных камней и украшений:
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
(« Я спросил сегодня у менялы»)
И я принёс тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слёз моих печали одинокой.
( «Сонет»)
Образ «слезы - жемчуг» - один из традиционных образов народной поэзии. «Жемчуг» -
символ печали, горя, слез:
Плачет Маша, крепнет стужа.
Злится дедушка – мороз,
И из глаз её ,как жемчуг,
Вытекают капли слёз.
( «Сиротка»)
А бледный серп луны холодным поцелуем
С улыбкой застудил мне слёзы в жемчуга.
( «Сонет»)
Эти примеры убеждают нас в том, что образы сравнений не только выразительны, но и
точны.
6.Названия небесных тел. Из этого разряда слов поэт особенно часто использует в
качестве образов сравнений падающие звезды и месяц:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
( «Песнь о собаке»)
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
( « О край дождей и непогоды»)
И та кошачья шапка,
Что в праздник он носил,
Глядит, как месяц, зябко,
На снег родных могил.
( «Октоих»)
Словно яйцо, расколовшись, скользнул
Месяц за дальним холмом
(«Пропавший месяц»)
Время – мельница с крылом
Опускает за селом
Месяц маятником в рожь…
( «Где ты, где ты, отчий дом»)
7.Для описания природы, её стихийных сил и явлений поэт часто употребляет бытовую
лексику. В образных сравнениях встречаются наименования предметов деревенского
обихода.
Одно из распространенных поэтических образов народного творчества –
сравнения месяца с коромыслом. Есенин оригинально использует это сравнение.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
( «Королева»)
Говоря о связи лирики С.Есенина с народной поэзией, необходимо отметить
наличие в его творчестве типичных приемов русского фольклора, таких, как
параллелизм и отрицательное сравнение. Параллелизм – такая форма сравнения, где
внешнее сходство как бы опущено.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
(« Хороша была Танюша, краше не было в селе»)
Для образного восприятия поэт приводит параллельно «вторую мысль»; гулянье
девушки сравнивается с игрой месяца с тучами. Но чаще в лирике Есенина встречается
отрицательное сравнение. Это тоже параллелизм, но его особенностью является то, что
сначала дается описательный образ с отрицанием, а вслед за ним уже утверждается сам
предмет сравнения. Давая образ с отрицанием, автор как бы заранее предупреждает
читателя, что речь в дальнейшем будет идти о чем-то другом.
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
(« Хороша была Танюша, краше не было в селе»)
Использование таких сравнений Есениным придает народно-поэтический колорит
его стихам. Читателя очаровывает простота, ясность и непосредственность языка.
Эмоциональное воздействие с образа сравнения переносится на предмет. Поэт
стремится к одухотворению родной природы. Он тонко чувствует ее красоту и
раскрывает жизнь ее в естественном многообразии. Природа живет, действует, дышит в
стихах Есенина. Достигает этого поэт, используя поэтического олицетворение:
Месяц, словно жёлтый ворон,
Кружит, вьётся над землёй.
( « Ну, целуй меня, целуй…»)
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
( «За тёмной прядью перелесиц»)
Эти сравнения – результат своеобразного восприятия поэтом окружающего мира.
В лирике поэта много сравнений, раскрывающих психологическое состояние
лирического героя.
Любимая!
Меня вы не любили,
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
( «Письмо к женщине»)
Здесь Есенин показывает душевное состояние человека, ищущего свое место в
жизни. Поэт делает сравнение более выразительным, употребляя обособленные
определения, относящиеся к образу сравнения. Художественные сравнения в лирике
Есенина поражают читателя богатством выраженных в них мыслей, ощущений, чувств.
Они предельно ясны и волнующи.
В процессе творчества поэта сравнения претерпевали изменения. В 1919 году
Есенин сближается с литературной группой имажинистов, в основе учения которой
лежит образ (франц. image «образ»). Поэта привлекло в имажинизме построение
оригинальных образов, поэтому его произведения этих лет изобилуют большим
количеством метафор и метафорических сравнений, в которых образ иногда создается
ради образа.
Другой в тебе меня заглушит,
Не потому ли – в лад речам –
Мои рыдающие уши,
Как вёсла, плещут по плечам.
( «Прощанье с Мариенгофом»)
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
( «Исповедь хулигана»)
Эти сравнения создавались, чтобы произвести эффект на читателя. Имажинисты,
бурно утверждая значимость образа, нередко приходили к утрате самого главного в
искусстве – эмоционально-смысловой выразительности.
«Образотворчество» имажинистов не могло удовлетворить Есенина и надолго
привлечь его внимание. «Прежде всего, - писал поэт в одной из автобиографий, - я
люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое
необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
Истоками образности есенинского языка была народная поэзия, поэтому
сравнения его звучат выразительно и убедительно. Лексика, наполняющая образы
сравнений, не выходит из круга явлений и понятий, связанных с тем временем и той
действительностью, в которой жил поэт.
В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что сравнения
используются Есениным для описания картин природы родного края и одновременно
для раскрытия психологического состояния лирического героя, для выражения взглядов
и мироощущения поэта.