Напоминание

"Сравнения в лирике С.А. Есенина"


Автор: Урюпина Ольга Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шуйская СОШ"
Населённый пункт: с. Шуйское Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сравнения в лирике С.А. Есенина"
Раздел: полное образование





Назад




Сравнения в лирике С. Есенина.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котёнка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребёнка…

Н. Кутов.

Поэзия Сергея Есенина… Она чарует напевностью, чистотой образов, деревенской

простотой, многообразием средств художественной выразительности. С. Есенин

отмечал, что « у каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов».

Сам он, используя метафоры, эпитеты, сравнения, создавал замечательные образы,

передающие тончайшие движения человеческих чувств и разные оттенки в состоянии

природы.

Сравнение – одно из наиболее распространённых, на наш взгляд, изобразительных

средств поэтического языка поэта. Постараемся доказать наше утверждение.

В толковом словаре С.И. Ожегова мы нашли два значения слова сравнение:

1)

Поставить рядом, сопоставить для установления сходства;

2)

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Когда говорят о сравнении в языке, то прежде всего имеют в виду второе значение.

В русском языке существуют

разнообразные средства выражения сравнительных

отношений. Чаще сопоставляются два предмета с помощью сравнительных союзов:

как, будто, точно, словно, как будто. В качестве сравнений используются форма

творительного

падежа

существительного,

сравнительная

степень

имени

прилагательного или наречия,

сложноподчинённые предложения с придаточными

сравнения. Роль сравнения как изобразительного приёма в ярком, образном описании

предметов или явлений, в воздействии на чувства читателя.

Обратимся к поэзии С.А. Есенина. Использование автором данного тропа

обусловлено тематикой его произведений. В изображении окружающего мира талант

Есенина раскрывается особенно глубоко и многосторонне. Не случайно в его поэзии

преобладают сравнения, раскрывающие явления милой сердцу русской природы.

В нашем исследовании сравнений мы выделили несколько разрядов.

1.

Названия живых существ: животных, птиц. Названия таких образов в сравнениях

можно отнести к фольклорным, потому что они рождались на основе поговорок,

пословиц, загадок.

Месяц – рыжий гусь…

Заря – как волчиха

С осклабленным ртом…

( «Отчарь»)

Душегубкою змеею развилась её коса…

(«Хороша была Танюша…»)

Облак, как мышь,

подбежал и взмахнул

В небо огромным хвостом.

( « Пропавший месяц»)

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот…

(« Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

Золотой лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

( «Я покинул родимый дом…»)

И, как белки, жёлтые вёсны

Будут прыгать по сучьям дней.

А солнышко, словно кошка,

Тянет клубок к себе.

(« Инония»)

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

(«Нивы сжаты, рощи голы…»)

2.Названия растений: деревьев, цветов, трав, ягод, плодов. Образы цветов помогают

полнее выразить сокровенные думы и переживания поэта. Василек – любимый цветок

Есенина: Васильками сердце светится,

горит в нём бирюза.

( « Заиграй, сыграй, тальяночка…»)

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.

( «Цветы»)

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

( «Исповедь хулигана»)

Поэт находит в природе близкие его настроению краски и с их помощью выражает своё

душевное состояние: Хорошо ты, Персия, я знаю,

Розы, как светильники, горят

И опять мне о далёком крае

Свежестью упругой говорят.

( «Голубая родина Фирдуси»)

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

(«Отговорила роща золотая»)

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клён

(«Сукин сын»)

Образы в природе близки у поэта к человеку, наделены качествами человека:

Ивы - кроткие монашки

(«Край любимый! Сердцу снятся» )

…Тот старый клён

Головой на меня похож

( «Я покинул родимый дом»)

3.Группа слов, обозначающих явления и состояния природы.

Сыплет черёмуха снегом.

Зелень в цвету и росе.

( «Сыплет черёмуха снегом»)

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

( «Край ты мой заброшенный»)

Прошлогодний лист в овраге

Средь кустов – как ворох меди

(« Сохнет стаявшая глина»)

С.Есенин, по воспоминаниям его сестры, очень любил рассветы, утро. Образ зари

(зореньки) выступает у него во многих сравнениях:

В это утро вместе с солнышком

Уж из тех ли тёмных зарослей

Выплывала, словно зоренька.

Белоснежная лебёдушка.

(«Лебедушка»)

То не зори в струях озера свой выткали узор.

Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.

(« Заиграй, сыграй, тальяночка…»)

4.Слова, называющие рельеф земной поверхности. Часто такие сравнения используются

для описания внешности человека:

Всё равно глаза твои ,как море,

Голубым колышутся огнём.

(«Никогда я не был на Босфоре»)

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут

(«Заметался пожар голубой»)

Могутные плечи

Как гранит гора.

(«Отчарь»)

Пейзаж у Есенина отражает настроение поэта:

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное»)

Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы – характерная

особенность лирики поэта.

5.Названия драгоценных камней и украшений:

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

(« Я спросил сегодня у менялы»)

И я принёс тебе, царевне ясноокой,

Кораллы слёз моих печали одинокой.

( «Сонет»)

Образ «слезы - жемчуг» - один из традиционных образов народной поэзии. «Жемчуг» -

символ печали, горя, слез:

Плачет Маша, крепнет стужа.

Злится дедушка – мороз,

И из глаз её ,как жемчуг,

Вытекают капли слёз.

( «Сиротка»)

А бледный серп луны холодным поцелуем

С улыбкой застудил мне слёзы в жемчуга.

( «Сонет»)

Эти примеры убеждают нас в том, что образы сравнений не только выразительны, но и

точны.

6.Названия небесных тел. Из этого разряда слов поэт особенно часто использует в

качестве образов сравнений падающие звезды и месяц:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

( «Песнь о собаке»)

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

( « О край дождей и непогоды»)

И та кошачья шапка,

Что в праздник он носил,

Глядит, как месяц, зябко,

На снег родных могил.

( «Октоих»)

Словно яйцо, расколовшись, скользнул

Месяц за дальним холмом

(«Пропавший месяц»)

Время – мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь…

( «Где ты, где ты, отчий дом»)

7.Для описания природы, её стихийных сил и явлений поэт часто употребляет бытовую

лексику. В образных сравнениях встречаются наименования предметов деревенского

обихода.

Одно из распространенных поэтических образов народного творчества –

сравнения месяца с коромыслом. Есенин оригинально использует это сравнение.

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

( «Королева»)

Говоря о связи лирики С.Есенина с народной поэзией, необходимо отметить

наличие в его творчестве типичных приемов русского фольклора, таких, как

параллелизм и отрицательное сравнение. Параллелизм – такая форма сравнения, где

внешнее сходство как бы опущено.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

(« Хороша была Танюша, краше не было в селе»)

Для образного восприятия поэт приводит параллельно «вторую мысль»; гулянье

девушки сравнивается с игрой месяца с тучами. Но чаще в лирике Есенина встречается

отрицательное сравнение. Это тоже параллелизм, но его особенностью является то, что

сначала дается описательный образ с отрицанием, а вслед за ним уже утверждается сам

предмет сравнения. Давая образ с отрицанием, автор как бы заранее предупреждает

читателя, что речь в дальнейшем будет идти о чем-то другом.

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

(« Хороша была Танюша, краше не было в селе»)

Использование таких сравнений Есениным придает народно-поэтический колорит

его стихам. Читателя очаровывает простота, ясность и непосредственность языка.

Эмоциональное воздействие с образа сравнения переносится на предмет. Поэт

стремится к одухотворению родной природы. Он тонко чувствует ее красоту и

раскрывает жизнь ее в естественном многообразии. Природа живет, действует, дышит в

стихах Есенина. Достигает этого поэт, используя поэтического олицетворение:

Месяц, словно жёлтый ворон,

Кружит, вьётся над землёй.

( « Ну, целуй меня, целуй…»)

За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

( «За тёмной прядью перелесиц»)

Эти сравнения – результат своеобразного восприятия поэтом окружающего мира.

В лирике поэта много сравнений, раскрывающих психологическое состояние

лирического героя.

Любимая!

Меня вы не любили,

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

( «Письмо к женщине»)

Здесь Есенин показывает душевное состояние человека, ищущего свое место в

жизни. Поэт делает сравнение более выразительным, употребляя обособленные

определения, относящиеся к образу сравнения. Художественные сравнения в лирике

Есенина поражают читателя богатством выраженных в них мыслей, ощущений, чувств.

Они предельно ясны и волнующи.

В процессе творчества поэта сравнения претерпевали изменения. В 1919 году

Есенин сближается с литературной группой имажинистов, в основе учения которой

лежит образ (франц. image «образ»). Поэта привлекло в имажинизме построение

оригинальных образов, поэтому его произведения этих лет изобилуют большим

количеством метафор и метафорических сравнений, в которых образ иногда создается

ради образа.

Другой в тебе меня заглушит,

Не потому ли – в лад речам –

Мои рыдающие уши,

Как вёсла, плещут по плечам.

( «Прощанье с Мариенгофом»)

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

( «Исповедь хулигана»)

Эти сравнения создавались, чтобы произвести эффект на читателя. Имажинисты,

бурно утверждая значимость образа, нередко приходили к утрате самого главного в

искусстве – эмоционально-смысловой выразительности.

«Образотворчество» имажинистов не могло удовлетворить Есенина и надолго

привлечь его внимание. «Прежде всего, - писал поэт в одной из автобиографий, - я

люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое

необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».

Истоками образности есенинского языка была народная поэзия, поэтому

сравнения его звучат выразительно и убедительно. Лексика, наполняющая образы

сравнений, не выходит из круга явлений и понятий, связанных с тем временем и той

действительностью, в которой жил поэт.

В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что сравнения

используются Есениным для описания картин природы родного края и одновременно

для раскрытия психологического состояния лирического героя, для выражения взглядов

и мироощущения поэта.



В раздел образования