Автор: Сивакова Марина Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №29"
Населённый пункт: город Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного
руководителя в начальной школе
Сивакова Марина Валерьевна
МБОУ «СОШ №29» НМР РТ г.Нижнекамск
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум
( Геродот)
Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из
актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается
подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного
отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования
утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в
детском возрасте. О том, как сегодня применяются здоровьесберегающие технологии
в начальной школе, мы расскажем в нашем выступлении. На сегодняшний день
медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния
здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание
или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья,
однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.
Академик Владимир Филиппович Базарный говорит, что «…здоровье- это
категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в
единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность
формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория
педагогическая».
Всё чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для
здоровья, а «свет просвещения» приносит ученикам целый букет хронических
заболеваний.
Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна, можно с уверенностью
утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного
ученика больше чем врач. Поэтому педагог должен строить свою работу так, чтобы
процесс обучения не только не наносил ущерба здоровью детей, но и учил детей с
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Актуальность рассматриваемой темы отмечена и в государственных законах,
которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь
это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя
охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная
организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов
и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе
определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в
которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни
ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во
втором документе, на который опирается современная система образования – в
федеральном государственном образовательном стандарте. Для учителя является
ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы»,
в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек,
«выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются
здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья
как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из
ведущих установок.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и
целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что
связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли
«ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными,
приобретенными заболеваниями.
Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика
показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от
первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает
учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе,
направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся
показателей. Имеются и множество других показателей здоровья, значения которых
снижаются в школьные годы. На диаграмме статистика нашей начальной школы.
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок,
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья,
заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов
риска здоровья.
Современные технологии воспитания ориентированные на укрепление здоровья
должны строиться на стимулировании положительных чувств успеха, оптимизма и
веры в свои силы и способности.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
-организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии;
-выполнение требований СанПиН;
-игровые оздоровительные технологии;
-веселые физминутки на уроках в начальной школе;
-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
-дыхательная гимнастика;
-игровой массаж;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный
для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами.
Стиль общения учителя с обучающимися также влияет на состояние здоровья.
Учителям должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает
условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной
деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.
Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с
удовольствием работает на уроке.
Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без
привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является
фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родители
становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому
образу жизни.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за
соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти
задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с
хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
Здоровый ученик – успешный ученик. Овладевать знаниями и усваивать новый
материал способен только здоровый человек. Учителю необходимо научить ребёнка
сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения,
предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский
организм. Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих
технологий в начальной школе.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть
отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в
процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся.
При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Николаем
Константиновичем Смирновым:
«Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке,
не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только
обоснованные, проверенные на практике элементы работы..
Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что
здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в
работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке. Ребёнок – субъект применяемых
технологий и их непосредственный участник.
Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и
их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.
Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья
ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на
положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.
Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая
задача учителя.
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно
объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия Требования
содержатся в нормах СанПиН. Дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную
осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого
педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и
глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные
моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность Современные
исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в
построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной
школе. Момент первый: интересно - значит неутомительно! Формируя у школьников
коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную
мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог
предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются
индивидуальные особенности восприятия. Учитель должен знать особенности
обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы
облегчить обучение для всех детей.
Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека
наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование
имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели.
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.
Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает
оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и
тем самым способствовует здоровьесбережению.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный
стиль общения; увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное
замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной
деятельности; тонкий юмор. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый
день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Здоровьесберегающие
технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское
здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают
несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные
аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для
обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и
внеурочной деятельности.
Коррекционные технологии.
Упражнение « Минута шалости»
Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает
детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный
сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям
Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и
оздоровительных целях, — музыкотерапия.
Целесообразно использование на уроках упражнения-звукоподражание. Психологи
рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
«Ее-ее-ее» – тренирует горло
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут
произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,
повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
Звук«ы-ы-ы» — лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» — улучшает работу головного мозга.
Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на
классной доске (диаметром – 30 см). Каково же их значение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по
русскому языку.
Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ
по математике.
Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности – путь к реализации
ФГОС в начальной школе. - включение в учебные планы школы всех классов занятий,
позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению
и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать
стремление к ведению здорового образа.
Заключение Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни —
одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о
здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии
здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое,
психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя —
не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить
физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную
атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению
здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим,
многогранным, затрагивающим множество аспектов.