Напоминание

Организация работы педагога в классе игры на баяне


Автор: Чапаев Евгений Алексеевич
Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона, гитары
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Октябрьская детская музыкальная школа» Красногвардейского района Республики Крым
Населённый пункт: п.Октябрьское, Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Организация работы педагога в классе игры на баяне
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Петровская детская школа искусств»

Красногвардейского района Республики Крым

Организация работы педагога в классе игры на баяне

Доклад Чапаева Е.А.

2021

Как учит современная педагогика, урок представляет собой нечто целое и

законченное, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков,

объединённых общей целью, общими задачами и содержанием.

Качество урока зависит от подготовки к нему. Педагог должен хорошо осознать

цель каждого урока, его связь с предыдущими и последующими уроками. Подготовка к

уроку состоит из чёткого определения объёма материала, который предстоит изучать,

планирования самого урока и работы над материалом.

Преподаватель игры на баяне должен прежде всего установить объём материала,

который ему необходимо пройти на уроке с учащимся. Для этого в начале каждого

полугодия он рассчитывает, какое количество часов следует отвести на каждый этюд,

пьесу, упражнение. Так как пьесы и этюды неодинаковые по трудности, по объёму, по

образу, то на один из них отводится больше времени, на другие – меньше. Такое

планирование обеспечивает равномерную насыщенность уроков материалом в течении

всего учебного года. В процессе работы иногда приходится менять количество часов,

отведённых на ту или иную пьесу, либо этюд, в зависимости от успеваемости учащегося.

Это, однако, не должно нарушать общего плана.

Подготовка к уроку.

Для

успешного

проведения

урока

необходима

тщательная

подготовка:

анализ,

редактирование и проигрывание всего материала, т.е. определение динамики, штрихов,

аппликатуры, смены меха. Если это произведение является переложением, то – сверка с

оригиналом, а для этого педагог должен иметь высокую музыкальную культуру и уметь

делать переложения.

В нотах педагог отмечает основные моменты аппликатуры, а подробности уточняются в

процессе работы на уроке, в зависимости от индивидуального строения руки учащегося.

Например: если встретился пассаж, предоставляющий отрывок Соль мажорной гаммы в

терцию, то его можно сыграть:

Гамма Соль мажор

До, Ми

Ре, Фа-диез

Ми, Соль

Фа-диез, Ля

Соль, Си

2, 4

1, 4

2, 5

3, 4

1, 5

Такая аппликатура удобна для учащегося с тонкими, гибкими и длинными пальцами, а 2 и

5 пальцы легко соприкасаются без помощи других пальцев. Если же пальцы толстые и

рука большая, то этот же пассаж удобно играть другой аппликатурой:

Гамма Соль мажор

До, Ми

Ре, Фа-диез

Ми, Соль

Фа-диез, Ля

Соль, Си

2, 4

1, 3

4, 5

2, 3

1, 5

Если 4 и 5 пальцы лежат на клавишах ми-соль, а на последующих фа-диез – ля

должны ложиться 2 и 3, то для удобства следует повернуть кисть учащегося. Если же и это

окажется неудобным, можно применить указанную аппликатуру, но надо иметь ввиду,

что она не даёт абсолютного legato в нижнем голосе:

Гамма Соль мажор

До, Ми

Ре, Фа-диез

Ми, Соль

Фа-диез, Ля

Соль, Си

2, 4

1, 3

2, 4

2, 3

1, 5

Аппликатура зависит и от силы пальцев. Например: трель фа-соль можно играть

несколькими вариантами (4-3, 4-5)

В подготовку к уроку входит так же исполнение педагогом учебного материала.

Если педагог не сохранил своей исполнительской квалификации, не может сыграть

произведение и ощутить его художественные и технические трудности, он рискует

поставить перед учащимся неосуществимые технические требования. Важное место в

подготовке к уроку принадлежит так же анализу гармонического языка и структуры

произведения. Всё это даёт педагогу возможность всегда, когда это нужно, помочь

ученику в разборе произведения и преодоления художественных или технических

трудностей.

Планирование урока

Чёткое

планирование

делает

урок

целеустремлённым,

освобождает

педагога

от

разбросанности, а главное, даёт ему возможность рационально использовать каждую

минуту рабочего времени. В плане урока педагог предусматривает очерёдность заданий в

работе с баянистом над учебным материалом, так же приёмы педагогического

воздействия. Это не означает, что в процессе работы с учащимся в план не могут быть

внесены изменения, вытекающие из конкретных обстоятельств урока, - иногда план

приходится коренным образом менять. Однако, предварительный план педагога всегда

должен быть ступенью к созданию более совершенного.

Педагогу полезно вести методические записи. Учащемуся можно предложить вести

дневник, в котором кратко записывать упражнения, рекомендуемые педагогом для

быстрейшего преодоления тех или иных трудностей в процессе изучения произведения, а

так же объяснения преподавателя о характере произведения, темпе и другие указания,

облегчающие домашнюю работу. Так же ученические заметки педагог должен проверять

на уроке. Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении

итогов предыдущего урока. Критически оценивая его, педагог припоминает, насколько

конкретны были его указания, сочетались ли они в определённую систему. Отмечает, что

было живого, нового, творческого в работе с учеником, чем обогатил данный урок

методы и приёмы педагога, что нового внёс он в подход к выполнению художественных и

технических задач, какой приём не дал ожидаемого результата с одним учеником, хотя и

приводил к хорошим результатам с другим и. Не менее важно отметить, что было лишним

в содержании и организации урока, в применённых приёмах. Например, не следует

продолжать на уроке работу над техническими трудностями, если учащийся понял

существо этих трудностей и может правильно работать над ними самостоятельно дома.

Недостаточно разобранную пьесу не всегда нужно слушать полностью: в зависимости от

того, на какой стадии находится её разучивание, можно ограничиться прослушиванием

лишь трудных для исполнения эпизодов.

Только подведя итоги предыдущих уроков, учтя плюсы и минусы, педагог может начать

планирование нового урока. При этом он отмечает себе, на какие стороны развития

учащегося

необходимо

обратить

особое

внимание

на

следующем

уроке,

какой

дополнительный художественный или технический материал нужно ввести.

Необходимо помнить, что работа над пьесой – это прежде всего воспитание

исполнительских навыков учащихся, что работу эту нельзя сводить к «натаскиванию»

ради простого выучивания репертуара с целью количественного выполнения плана. Надо

проводить твёрдую линию в воспитании определённых исполнительских навыков как на

художественных произведениях, так и на технических упражнениях и на этюдах.

Педагог также намечает, над какими пьесами и этюдами он должен работать на

очередном уроке, какие из них надо прослушать полностью, а в каких поработать над

отдельными местами. Составляя план необходимо предусмотреть формы отношений с

учащимися, чтобы вызвать их заинтересованность к содержанию урока. Если педагог

равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик сразу почувствует это и его

интерес к уроку ослабеет, а то и вовсе исчезнет. Значит, урок надо строить как можно

интересно и разнообразно. В плане урока следует уделить внимание и таким видам

работы, как игра с листа, игра по слуху, упражнения в импровизации. Хороший педагог

всегда сумеет сочетать творчество на уроке со строгим планированием.

Структура урока

Урок

является

основной

формой

организации

учебно-воспитательной

работы.

Следовательно, педагог должен требовать от учащегося добросовестного посещения

уроков и быть требовательным в этом отношении к самому себе.

Обучение на уроке тесно связано с домашними заданиями. Педагог подводит итог

выполнения учащимся работы за период, прошедший от предыдущего урока, даёт ему

творческий импульс и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. От навыков

привитых на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок

надо строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной. Воспитывая в

ученике навыки самостоятельной работы, педагог направляет его на сознательное

усвоение материала, а принцип сознательности и активного усвоения знаний и является

одним из основных принципов современной педагогики.

Очень важно привить учащегося умение сначала обдумывать или мысленно схватывать

всё задание (пьесу, этюд), чтобы своим внутренним слухом как можно более реально

представлять звучание того, что предстоит воссоздать. Этот навык можно воспитать, если

не позволять учащимся играть произведения без предварительного обдумывания.

Обдумывая произведения он должен вспомнить все замечания педагога, а также все

трудности, которые ему предстоит преодолеть во время исполнения.

Необходимо приучать учащегося и к обдумыванию отдельных мест произведения во

время работы. Такое промежуточное обдумывание помогает учащемуся определить,

какие эпизоды были исполнены хорошо и над чем нужно ещё поработать. При отработке

того или иного эпизода произведения, следует с каждым новым повторением добиваться

повышения качества исполнения. Педагог должен возбуждать ы учениках интерес к

многократному, безошибочному проигрыванию всего произведения или отдельных его

частей.

Не

менее

важно

приучать

учащегося

к

заключительному

обдумыванию.

После

исполнения произведения учащийся должен уметь мысленно воссоздать его, вспомнить,

что вышло удачно и какие детали остались недоработаны. Чтобы воспитывать такое

самокритичное отношение к своей работе, полезно после прослушивания произведения

на уроке спрашивать ученика о допущенных им ошибках. Надо также добиться, чтобы

учащийся мог выполнить ту или иную исполнительскую задачу без предварительных

попыток. Прежде чем сыграть, он должен хорошо продумать задачу, взять посильный

темп и мобилизовать себя для воплощения авторского замысла. Неудавшиеся попытки по

мнению выдающихся фортепианных и скрипичных педагогов укрепляют представление о

непреодолимых трудностях, и могут оставить боязнь за исполнение данного места в

произведении. Начинается урок проверкой выполнения задания дома. Если дома

учащийся должен проработать произведение, либо его часть отдельно каждой рукой,

надо проверить на уроке, выполнил ли он указания педагога. Производить проверку

можно не только в форме прослушивания, но и в форме устного отчёта, либо путём

постановки контрольных вопросов. Прослушивать на каждом уроке пьесу или этюд до

конца необязательно. Обычно это делается на том уроке, на который учащийся впервые

приносит до конца разобранную пьесу. Здесь уже нужно дать установки о трактовке

произведения учеником, уточнить аппликатуру, проверить нотный текст, наметить

приёмы преодоления технических трудностей. На последующих уроках учащийся по

требованию педагога исполняет отдельные места. Когда же основные исполнительские

трудности преодолены, следует чаще прослушивать произведение полностью. Дома

учащегося в основном работает над отдельными наиболее сложными местами. На уроке

же он с помощью педагога вырабатывает умение охватывать его в целом.

Своего

педагога

учащийся

считает

высшим

авторитетом,

поэтому

вполне

естественное волнение ученика при исполнении на уроке. Часто слушая баяниста своего

класса, педагог свыкается с ошибками в его исполнении и перестаёт их замечать. Чтобы

избежать этого, следует настраивать своё внимание так, словно слушаешь ученика

впервые, словно чужого исполнителя. Это свойство обязательно надо вырабатывать в

себе

Во второй части урока педагог подводит итоги проверки домашнего задания и даёт

новые задания в форме инструктажа. Проводится инструктаж в виде устных указаний или

замечаний, а также путём разъяснений с показом на инструменте.

В конце урока педагог подытоживает его результаты и даёт учащемуся конкретное

задание на дом, чтобы баянист точно знал, как и над чем работать до следующего урока.

Методы преподавания

Для успешного проведения урока необходимо найти наиболее эффективные формы

передачи знаний ученику – формы, которые соответствовали бы целям воспитания и

вместе с тем особенностями возраста ученика. В классе игры на баяне методы

преподавания на различных этапах урока могут быть различными. При проверке

домашнего задания рекомендуется:

1. Метод прослушивания материала.

2. Метод устного отчёта.

При изложении нового материала и его закрепления применяются другие методы,

например:

1. Метод инструктажа (приёмы – устное разъяснение материала, разъяснение с показом

на инструменте или только показ на инструменте).

2. Метод тренировки.

С целью воспитания необходимых рабочих навыков полезно часть урока отводить для

полусамостоятельной работы учащегося, конкретно указав, что и как ему надо сделать –

исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм,

подобрать аппликатуру или же несколько раз повторить эпизод произведения либо

небольшую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой обеими руками и т.д. В

этом случае учащемуся предоставляется большая часть инициативы – педагог только

помогает ему и следит за направлением его работы. При таком методе мобилизуются все

знания и навыки учащегося, закрепляются недавно приобретённые. В преподавании игры

на музыкальных инструментах основным и наиболее распространённым является метод

тренировки. Он вполне оправдал себя и в практике педагогов-баянистов. Важно чтобы

этот метод не был единственным, а сочетался с другими. Тренировки можно проводить

по-разному. Возможен, например такой приём, когда педагог каждый раз перед

повторением указывает ученику на недостатки в его исполнении. В других случаях можно

делать попутные замечания ученику, не прекращая его игры. В некоторых случаях,

заметив шероховатость в исполнении ученика педагог останавливает его. Эти приёмы в

музыкальной педагогике называются: направленные указания, попутные замечания,

поправочные остановки. Все они тесно связаны между собой и органически сочетаются.

Делая направленные указания педагог ставит перед учащимся определённые задачи в

отношении исполнения всего произведения. Попутные замечания должны быть краткими

и своевременными, чтобы учащийся не прекращая игры, успевал их выполнять,

например, следует заблаговременно предупредить ученика, что будет crescendo

или

diminuendo или piano, а во время игры в быстром темпе предупредить об акценте,

который должен быть сделан.

Нельзя загружать ученика частыми замечаниями, особенно в то время, когда он

выполняет второстепенные задачи (аппликатурные, двигательные и т.д.) Они уместны

лишь в том случае, если внимание баяниста не поглощено целиком выполнением

игровых задач и он имеет возможность уделить часть его восприятию дополнительных

указаний педагога. Если же игра требует полной концентрации внимания ученика,

следует либо изменить приём, либо замедлить темп. Во время игры попутные замечания

можно делать и в форме жестов: в одних случаях дирижёрскими жестами указывать

нюансировку, акцент и т.д., в других – напоминать указание жестом как условным знаком,

выработанным самим педагогом. Указания делают так же путём вмешательства в

техническую работу рук. Можно, например, толкнув мех или нажать на палец над той

клавишей, на ноте которой надо сделать акцент мехом, либо удержать палец ученика на

клавише, когда нужно извлечь протяжный звук, на фоне которого проходят подголоски,

либо напомнить о скачке, помогая перенести руку тем, кто начинает учиться, полезно

даже поставить палец на нужную клавишу.

Попутные замечания удобно делать путём подыгрывания на баяне или подпевания

(особенно второстепенных голосов, которые учащиеся плохо слышат). Иногда попутные

замечания делаются в виде подсчёта и тактирования или скандирования ритмического

рисунка. Подсчитывание может быть напевным и соответствовать динамике. При игре

piano считать надо тише, forte – громче и т.д. Кстати, нередко случается, что ученик плохо

считает под собственную игру. Чтобы устранить этот недостаток, ему полезно считать под

игру педагога.

При поправочных остановках надо помнить, что ошибки бывают случайными и

укоренившимися.

Исправление

укоренившихся

ошибок

требует

длительного,

кропотливого труда. Чтобы не расхолаживать баяниста, его можно останавливать лишь

кратким замечанием, не указывая подробно на содержание ошибки. Исправлять ошибки

лучше всего путём повторения данного места, добиваясь с каждым разом лучшего

исполнения. С успехом применяется для этого так же показ на инструменте, причём вовсе

не обязательно вдаваться в многословные объяснения, достаточно, например, сказать:

«Вот как должно звучать». Такой показ поддерживает в ученике увлечение игрой.

В конце урока обязательно должно быть повторение пройденного на уроке

материала.

Вывод:

Каждый урок являясь законченным звеном в цепи других уроков, должен

иметь свои методические особенности, вытекающие из постоянного и глубокого изучения

индивидуальности ученика и из рабочего плана.

Список использованной литературы:

1. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Часть 1, часть 2, выпуск 3, выпуск 9.

Всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва

2. Ю.Акимов. Школа игры на баяне. Всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва

1983г.

3. С.Чапкий. Школа игры на выборном баяне. «Музична Україна», 1978г.

4. П.Говорушко. Школа игры на баяне. Издательство «Музыка», Ленинград, 1970г.



В раздел образования