Автор: Чапаева Валентина Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Петровская детская школа искусств» Красногвардейского района Республики Крым
Населённый пункт: с. Петровка, Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов на примере сонаты F-dur (23), 1 часть
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ПДШИ»
Открытый урок
преподавателя МБУ ДО «ПДШИ»
Чапаевой В.Г. на тему:
«Работа над сонатами Й.Гайдна с
учащимися старших классов
на примере сонаты F-dur (23), 1 часть
»
Петровка 2021
1
ТЕМА УРОКА:
"Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов на примере сонаты
F-dur (23), 1 часть».
ЦЕЛЬ УРОКА:
формирование у учащегося знаний о строении сонатного аллегро
формирование знаний об основных стилистических особенностях в работе над
сонатами Гайдна
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
Выявление особенности строения сонатного аллегро,
Умение выработать способности с учащимися цельного восприятия
музыкального произведения, учитывая особенности эпохи, стиля
композитора и жанра сонатного аллегро.
Развивающая:
Умение выявить главное в работе над музыкальным произведением.
Развитие таких качеств как: музыкальная память, внимание, музыкальное
мышление.
Развитие технических навыков.
Воспитательная:
Воспитание интереса к классической музыке.
Воспитание коммуникационных качеств учащегося.
Развитие музыкального мышления.
ТИП УРОКА:
Урок практического применения умений и навыков.
МЕТОДЫ УРОКА:
Словесное пояснение;
Исполнительский показ.
2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов
на примере сонаты F-dur (23), 1 часть
СТРУКТУРА УРОКА:
1.
Приветствие.
2.
Сообщение темы и цели.
3.
Краткая характеристика творчества Й.Гайдна.
4.
Беседа о строении 1-ой части, разбор тонального плана.
5.
Работа над орнаментикой, артикуляцией, динамикой с точки зрения эпохи
классицизма
6.
Заключительная часть. Подведение итогов.
7.
Домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Фортепиано, ноты.
3
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели.
Педагог объясняет ученику и всем собравшимся тему и цели открытого урока.
3. Краткая характеристика творчества Й.Гайдна.
Клавирная музыка Гайдна (сонаты, рондо, вариации) — важная по своему
значению часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений
Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в
концертный и педагогический репертуар.
В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф. Э. Баха, которыми
Гайдн увлекался в молодые годы. Эти влияния сказываются в типе мелодики, в обилии
мелизматики, характерной для так называемого «галантного» стиля. Полностью, как и в
других
жанрах,
индивидуальный
стиль,
композитора
проявляется
в
клавирных
произведениях 80—90-х годов.
Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трехчастный цикл: сонатное
аллегро, медленная часть, быстрый, живой финал, обычно в форме рондо. Как сонаты
различного характера выделяются: две монументальные сонаты в Ми-бемоль мажоре,
искрящаяся весельем и детской радостью соната Ре мажор и подернутая дымкой
меланхолии, полная лирического чувства соната ми минор. Но и в популярнейшей сонате
Ре мажор с ее задорной и, казалось бы, «беззаботной» первой частью, с ее танцевальным
финалом, средняя часть (Largo ре минор) переносит в сферу трагических эмоций,
предвосхищая патетические страницы музыки Бетховена.
Бывают у Гайдна
и двухчастные сонаты;
некоторые сонаты
начинаются
медленной частью; имеются сонаты, заканчивающиеся менуэтом.
4. Беседа о строении 1-ой части, разбор тонального плана.
Беседа педагога с учащимся о различных видах произведений крупной формы
(вариации, сонатины, сонаты, фантазии, концерты). Педагог рассказывает о понятии
крупной формы, объясняет протяженность развития произведения, наличие контрастных
образов и связанные с этим специфические исполнительские задачи: умение передать
характер каждого образа, умение перестроиться с одного образа на другой и умение
собрать воедино целиком произведение.
Далее следует рассказ о строении 1-ой части, о том, что она построена на
противопоставлении главной и побочной партий. Главная партия в сонате имеет
жизнерадостный характер, пунктирный ритм придает решительность, побочная партия
более лирическая, мягкая.
5. Работа над орнаментикой, артикуляцией, динамикой с точки зрения эпохи
классицизма
Отдельно прорабатываются элементы главной партии, уделяя внимание на точное
исполнение штрихов, коротких лиг. В разработке работа ведется над цезурами, стараясь
4
выдерживать паузы. Долее работа ведется над умением учащегося переключаться с
одного образа на другой. Перед этим сначала учим переходы с остановкой, затем
исполняем точно по времени.
Работа над единством темпа во всей сонате. Для этого исполняется главная партия
в экспозиции, а далее играется главная партия в разработке и репризе, при этом добиваясь
одного темпа.
Обращаем внимание учащегося на своевременное снятие звука в конце лиг.
6. Заключительная часть. Подведение итогов.
Произведение проигрывается полностью, проверяется усвоенный материал.
7. Домашнее задание.
5