Напоминание

Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов на примере сонаты F-dur (23), 1 часть


Автор: Чапаева Валентина Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Петровская детская школа искусств» Красногвардейского района Республики Крым
Населённый пункт: с. Петровка, Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов на примере сонаты F-dur (23), 1 часть
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ПДШИ»

Открытый урок

преподавателя МБУ ДО «ПДШИ»

Чапаевой В.Г. на тему:

«Работа над сонатами Й.Гайдна с

учащимися старших классов

на примере сонаты F-dur (23), 1 часть

»

Петровка 2021

1

ТЕМА УРОКА:

"Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов на примере сонаты

F-dur (23), 1 часть».

ЦЕЛЬ УРОКА:

формирование у учащегося знаний о строении сонатного аллегро

формирование знаний об основных стилистических особенностях в работе над

сонатами Гайдна

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

Выявление особенности строения сонатного аллегро,

Умение выработать способности с учащимися цельного восприятия

музыкального произведения, учитывая особенности эпохи, стиля

композитора и жанра сонатного аллегро.

Развивающая:

Умение выявить главное в работе над музыкальным произведением.

Развитие таких качеств как: музыкальная память, внимание, музыкальное

мышление.

Развитие технических навыков.

Воспитательная:

Воспитание интереса к классической музыке.

Воспитание коммуникационных качеств учащегося.

Развитие музыкального мышления.

ТИП УРОКА:

Урок практического применения умений и навыков.

МЕТОДЫ УРОКА:

Словесное пояснение;

Исполнительский показ.

2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Работа над сонатами Й.Гайдна с учащимися старших классов

на примере сонаты F-dur (23), 1 часть

СТРУКТУРА УРОКА:

1.

Приветствие.

2.

Сообщение темы и цели.

3.

Краткая характеристика творчества Й.Гайдна.

4.

Беседа о строении 1-ой части, разбор тонального плана.

5.

Работа над орнаментикой, артикуляцией, динамикой с точки зрения эпохи

классицизма

6.

Заключительная часть. Подведение итогов.

7.

Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Фортепиано, ноты.

3

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели.

Педагог объясняет ученику и всем собравшимся тему и цели открытого урока.

3. Краткая характеристика творчества Й.Гайдна.

Клавирная музыка Гайдна (сонаты, рондо, вариации) — важная по своему

значению часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений

Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в

концертный и педагогический репертуар.

В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф. Э. Баха, которыми

Гайдн увлекался в молодые годы. Эти влияния сказываются в типе мелодики, в обилии

мелизматики, характерной для так называемого «галантного» стиля. Полностью, как и в

других

жанрах,

индивидуальный

стиль,

композитора

проявляется

в

клавирных

произведениях 80—90-х годов.

Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трехчастный цикл: сонатное

аллегро, медленная часть, быстрый, живой финал, обычно в форме рондо. Как сонаты

различного характера выделяются: две монументальные сонаты в Ми-бемоль мажоре,

искрящаяся весельем и детской радостью соната Ре мажор и подернутая дымкой

меланхолии, полная лирического чувства соната ми минор. Но и в популярнейшей сонате

Ре мажор с ее задорной и, казалось бы, «беззаботной» первой частью, с ее танцевальным

финалом, средняя часть (Largo ре минор) переносит в сферу трагических эмоций,

предвосхищая патетические страницы музыки Бетховена.

Бывают у Гайдна

и двухчастные сонаты;

некоторые сонаты

начинаются

медленной частью; имеются сонаты, заканчивающиеся менуэтом.

4. Беседа о строении 1-ой части, разбор тонального плана.

Беседа педагога с учащимся о различных видах произведений крупной формы

(вариации, сонатины, сонаты, фантазии, концерты). Педагог рассказывает о понятии

крупной формы, объясняет протяженность развития произведения, наличие контрастных

образов и связанные с этим специфические исполнительские задачи: умение передать

характер каждого образа, умение перестроиться с одного образа на другой и умение

собрать воедино целиком произведение.

Далее следует рассказ о строении 1-ой части, о том, что она построена на

противопоставлении главной и побочной партий. Главная партия в сонате имеет

жизнерадостный характер, пунктирный ритм придает решительность, побочная партия

более лирическая, мягкая.

5. Работа над орнаментикой, артикуляцией, динамикой с точки зрения эпохи

классицизма

Отдельно прорабатываются элементы главной партии, уделяя внимание на точное

исполнение штрихов, коротких лиг. В разработке работа ведется над цезурами, стараясь

4

выдерживать паузы. Долее работа ведется над умением учащегося переключаться с

одного образа на другой. Перед этим сначала учим переходы с остановкой, затем

исполняем точно по времени.

Работа над единством темпа во всей сонате. Для этого исполняется главная партия

в экспозиции, а далее играется главная партия в разработке и репризе, при этом добиваясь

одного темпа.

Обращаем внимание учащегося на своевременное снятие звука в конце лиг.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Произведение проигрывается полностью, проверяется усвоенный материал.

7. Домашнее задание.

5



В раздел образования