Напоминание

«Открытое занятие «Плетение кустика землянички»


Автор: Северянина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Открытое занятие «Плетение кустика землянички»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс»

Методическая разработка

«Открытое занятие

«Плетение кустика землянички»

Возраст учащихся: 9-11 лет

Разработчик:

Северянина Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021 г.

Содержание:

1.

Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3-5 стр.

2.

Материально – техническое обеспечение…………………………………………………… 4 стр.

3.

Рекомендации по проведению занятия……………………………………………………… 5 стр.

4.

Сценарий проведения занятия………………………………………………………………..

6-14 стр.

5.

Методические советы по проведению занятия и подведению итогов…………………….

15 стр.

6.

Список литературы…………………………………………………………………………… 15 стр.

1. Пояснительная записка

Занятие разработано для детей 9 – 11 лет с различными способностями, с учетом их психологических и возрастных

особенностей.

Все учащиеся по подготовленности и уровню усвоения материала разделяются на три группы.

Содержание занятия носит обучающий, развивающий и познавательный характер.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Актуальность: воспитание активной, творческой личности, обладающей умениями и навыками параллельного плете-

ния.

Новизна: раскрытие темы занятия проходит в необычной форме. Занятие составлено как увлекательное действие с

оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях.

Цель занятия: приобщить детей к истокам народной культуры через занятия с бисером, формировать творческое нача-

ло, эстетическое восприятие мира.

Задачи:

- научить детей делать объемные изделия на проволочном каркасе и придавать им необходимую для композиционного

решения форму.

- совершенствовать умения и навыки работы со схемами и цветовой гаммой;

- развивать навыки и умения, необходимые при работе с бисером: усидчивость, аккуратность, чувство меры, единства,

мелкую моторику руки;

- воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, умение видеть и ценить красоту вокруг себя;

- формировать умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат:

- пробуждение у детей интереса к народному творчеству;

- выработка умений изготавливать изделия из бисера, работать со схемами и цветовой гаммой;

- развитие мышления и самостоятельности детей;

- работа детей над созданием коллективной работы.

3

Форма обучения: учебное занятие.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

- словесные: объяснение, рассказ, беседа.

- наглядные: демонстрация готовых работ, карточки, плакаты.

- практические: плетение изделия из бисера.

2. Материально – техническое обеспечение

Материалы и оборудование:

- салфетка;

- проволока;

- бисер зеленого, красного, белого и черного цветов;

- ножницы;

- мулине зеленого или коричневого цвета;

- схемы плетения;

- ткань красного цвета;

- вата;

- леечка или корзиночка;

- тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Наглядно – методическое обеспечение:

- аудиозапись музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского «Детский альбом», А. Вивальди «Време-

на года»;

- дидактический материал;

- технологические карты «Поэтапные таблицы плетения»;

- наглядные модели цветов;

- комплекс физических упражнений.

4

3. Рекомендации по проведению занятия

На занятии педагогу очень важно создать эмоционально комфортную и творческую обстановку. Необходимо с

первых же минут настроить детей на доверительное отношение друг к другу и сотрудничество. Учитывая эмоциональ-

ность и впечатлительность детей данного возраста, педагогом выбрана игровая форма проведения занятия, а именно,

игра - путешествие. Лишь во время игры серьёзный труд делается для детей занимательным, и они работают с интере-

сом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, что положительно влия-

ет на результативность обучения.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигаю-

щая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.

Приобщение детей к народной культуре происходит в форме занимательного путешествия в мир любимых ска-

зок С. Я. Маршака «12 месяцев».

После вступительной беседы педагог объясняет детям поэтапное выполнение плетения. Предлагаемая к изготов-

лению схема кустика землянички достаточно проста в исполнении. Так как в плетении повторяются количество яго-

док или веточек, то ребенку тяжело справиться с таким количеством деталей одному, поэтому целесообразно работать

командой. Ребята в каждом уровне плетения выполняют по одному элементу, иногда по два, что не так утомительно и

процесс плетения сокращается. Следует поощрять взаимопомощь и чаще ставить детей в позицию инструктора. Во

время работы педагог помогает детям, испытывающим затруднения, а также обращает внимание ребят на типичные

ошибки в выполнении работы и показывает варианты их исправления.

Итоги выполнения работы подводятся в форме выставки.

Желательно каждому ребенку в виде подарка вручить технологическую карту, чтобы он смог в дальнейшем само-

стоятельно выполнить эту работу и научить других детей.

Для активизации мыслительной деятельности педагогом на занятии используются различные педагогические

приемы:

- моделирование;

- проблемные ситуации;

- вопросы;

- игровые задания;

- дидактическая игра.

5

4. Сценарий проведения занятия

п/п

Этапы занятия

Задачи

Содержание

деятельности педагога

Содержание

деятельности детей

Результат

1.

Организационный

этап.

Создать

положи-

тельный

эмоцио-

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада видеть вас у себя на

Слушают информа-

цию, ведут диалог с

Установлен контакт с

детьми, они мотивиро-

нальный

настрой,

хорошее

настрое-

ние,

раскрепостить

детей,

обеспечить

нормальную обста-

новку,

мотивиро-

занятии. Взгляните в окно. Какой

замечательный сегодня день! Не-

смотря на сильный мороз на небе

весело смеется солнышко и его

блики, отражаясь на снегу, домах,

ветках деревьев освещают все се-

педагогом, отвечают

на вопросы.

ваны к выполнению ра-

боты, готовы воспри-

нимать информацию.

вать к сотрудниче-

ству.

ребряным светом. Слышите, музы-

ка, словно приглашает нас с вами в

волшебный мир сказки, где проис-

ходят чудеса, где невозможное

возможно. А хотите ли вы отпра-

виться в сказочную страну?

Да, хотим!

-Что ж, тогда вперед!

-А как же мы туда попадем?

- Послушайте, какая чудесная ме-

лодия звучит. Откуда раздаются

На ковре-самолете,

на метле,

На тройке лошадей.

Это из музыкальной

шкатулки, которую

эти волшебные звуки?

- Вам хочется заглянуть в нее?

Маша, посмотри, что внутри.

- Я все поняла. Чтобы попасть в

сказку, надо покатить колечко и

мы украшали бисе-

ром.

Да!

В ней колечко.

произнести волшебные слова:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

Настрой детей на

К новогоднему шатру.

Сказка нас ждет, но сначала…

Педагог обозначает тему занятия.

-Ребята, проверьте, пожалуйста,

никто не отстал от нас, все готовы

отправиться в путь?

Все на месте и все го-

товы.

Ты катись…….

тему занятий.

- Тогда вместе скажем волшебные

слова.

- Сказка, сказка, ах, какая пре-

лесть,

Сказка, сказка – это наша жизнь!

В сказке солнце, дождь и листьев

шелест,

Расставаться с ней не торопись!

(звучит фрагмент из произведения

А. Вивальди «Времена года» -

«Зима».

- Ребята, какая стужа за окном,

солнышко спряталось за тучи, сер-

дится вьюга и кажется, кто-то

сюда спешит….

Входят маленькая королева и ее

министр.

Королева.

Травка зенелеет…

Кто мне возразить посмеет

Тот пусть пеняет на себя!

Я – королева! Не дитя!

Какая погода мерзкая,

Зима, распоясалась, дерзкая!

Хочу, пусть лето придет!

Министр.

Но Ваше Величество,

Так не бывает.

Лишь после весны

Оно наступает!

Королева.

Перечить! Опять!

Зиме приказать:

С метелью пускай

Закружится она,

Растают сугробы,

Наступит весна!

Пусть птицы вернутся

И песни поют,

Трава зеленеет,

Цветочки цветут!

А кто землянику сюда принесет,

Корзину монет от меня заберет!

(уходят)

- Дети, в какую сказку привело нас

волшебное колечко?

- Что ж посмотрим, что будет

дальше.

Входит Мачеха, ее Дочка и Падче-

В сказку С. Я. Мар-

шака «12 месяцев».

рица.

Дочка.

Где лентяйка наша?!

С ней не сваришь каши.

То стирает и метет,

Моет пол, пирог печет!

То ни вечером, ни днем

Не отыщешь и с огнем!

Мачеха.

Ну и где ты ходишь?

Дочка.

Вечно где-то бродишь!

Падчерица.

Ходила за валежником.

Мачеха и Дочка.

А, теперь, родная наша

Принесешь нам ягод

Коих нету краше!

На, возьми корзину,

Не тяни резину.

В лес ступай без лишних фраз,

Без земляники не вертайся

В этот раз! (уходят).

Падчерица (дрожа от холода)

Нету сил идти домой,

Боюсь мачехи я злой!

Лучше здесь под бури вой

Смерть свою дождусь я…

Страшно очень в лесу ночью

От злой стужи умирать,

Эх вы, ягодки-цветочки,

Мне вас летом не видать.

Мне не слышать птичек пенье,

По дубравам не бродить.

Силы тают, нет терпенья….

Ах, как хочется мне жить…

(уходит)

- Ребята, какая печальная история.

Можем ли мы чем-нибудь помочь

бедной девочке?

Да, мы можем сами

сделать букет земля-

нички.

- А что нам понадобиться для это-

го?

- Правильно.

У кустика землянички сначала по-

являются цветочки, а из них уже и

ягодки.

Проволока и бисер.

«Цветы, как люди, на добро

щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая.

Как маленькие теплые костры».

Сегодня на занятии мы постараем-

Повторяют материал,

ся создать «свои теплые костры»,

украсим их яркими «вкусными»

ягодками земляники и отогреем

сердце бедной девочки.

Проводит опрос и дает задание по

Отвечают на вопросы

необходимый для даль-

нейшей работы.

2.

Проверочный этап.

- Закрепление и вос-

произведение ранее

полученных знаний,

умений и навыков;

ранее изученному материалу,

определяет возможные затрудне-

ния учащихся.

- Ну, что принимаемся за работу, а

помощниками нам будут внима-

ние, терпение, трудолюбие, добро-

педагога,

восприни-

мают

и

совершен-

ствуют

полученные

знания, умения, навы-

ки, активно выполня-

ют предложенные пе-

- развитие мысли-

тельных способно-

стей.

желательность и конечно, хорошее

настроение. Но сначала нам нужно

разделиться на 3 команды, и каж-

дая будет выполнять свое задание.

1 команда плетет зеленые листоч-

ки; 2 команда – белые цветочки, а

дагогом задания.

Делятся на команды.

третья – ягодки.

(На доске и у каждой команды –

схемы плетения ягодки, листика,

цветочка).

- Вы узнали эти схемы? Попробуй-

те вспомнить, как мы соединяли

бусинки, нарисуйте карандашом,

как должны проходить концы про-

волоки. А теперь самый смелый

попробует это сделать на доске, а

мы с вами проверим. У всех полу-

чилось правильно?

Закрепляют пройден-

ный материал.

- Молодцы!

Сейчас мы с вами поиграем. У

каждой команды есть карточки со

схемами. На доске закреплена кор-

зина, ее прутики сплетены не

слишком туго и могут сдвигаться

Выполняют задания

по моделированию.

вверх и вниз. Под ними прячется

или листочек, или цветочек, а мо-

жет быть ягодка. Я буду отодви-

гать прутики, а вы поднимайте ту

карточку, схема которой будет со-

ответствовать изображению в кор-

Правильно подобран-

ные упражнения сни-

зине.

Физкультминутка.

Отодвигаем следующий прутик.

Задание «Отдыхай-ка». Под музы-

ку Чайковского «Подснежник» по-

С удовольствием вы-

полняют блок

предложенных

мают напряжение,

дают отдых глазам и

всему телу.

3.

Подготовительный

этап.

Снятие напряжения.

Реализовать поис-

ковый метод через

творческие задачи.

вторяйте за мной движения и сло-

ва:

«Наши первые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

упражнений.

Наши тонкие цветочки

Закрывают лепесточки,

Тихо засыпают,

Но головой качают.

Весной бабочка проснулась.

Улыбнулась, потянулась.

Мотивация на изготов-

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Дети активно участ-

ление каркасных изде-

лий и потребности в

дальнейшем

знаком-

стве с бисероплетени-

ем.

Активизация творче-

4.

Основной.

- Развитие уважи-

тельного отношения

к природе;

- активизировать

творческий подход

- А сейчас мы переходим к самому

сложному заданию. Мы сами по-

пробуем сделать кустик землянич-

ки. Из чего он состоит?

Правильно из листочков, ягодок и

цветочков.

вуют в разговоре,

слушают, сравнива-

ют, анализируют.

Дети работают со

схемой, пытаются

самостоятельно

ского подхода к работе,

поиска новых решений,

индивидуальности.

к заданию.

- совершенствова-

ние навыков работы

со схемой.

Я смотрю, вы готовы к сложным

испытаниям. Творческое задание.

У каждого из вас есть схемы, по

которым мы начнем сегодня рабо-

тать. Внутри каждой группы схе-

мы

должны

быть

одинаковые,

разобраться, дорабо-

тать, подобрать цве-

товую гамму. Прове-

ряют наличие необхо-

димого материала.

Вспоминают правила

поэтому можно схемами поменять-

ся. Вам необходимо с помощью

цветных карандашей сделать так,

чтобы ваши листики, ягодки, цве-

точки были не похожи на другие

(раскрасьте их). Простым каранда-

работы с острыми

предметами.

Изготавливают части

композиции с помо-

щью схем и объясне-

ний педагога.

шом нарисуйте, как будет соеди-

няться бисер.

- А сейчас проверьте, на месте ли

ваши волшебные сундучки, в кото-

рых

хранится

бисер.

Готовы?

Осталось только вспомнить прави-

ла, которые необходимо соблю-

-

5. Методические советы по проведению

занятия и подведению итогов

Для успешного проведения занятия педагог с самого начала заинтересо-

вывает и мотивирует учащихся к дальнейшему действию. Художественное

слово, музыка замечательных композиторов А. Вивальди и П.И. Чайковско-

го, предложение отправиться в сказочное путешествие – все это привлекает

внимание детей. В игровой ситуации каждый ребенок желает проявить себя,

не боится отвечать на поставленные педагогом вопросы, выступает со свои-

ми идеями, что позволяет ему раскрыть свой творческий потенциал.

Очень важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неу-

дачу ребёнка нужно похвалить (ты молодец; пока у тебя не всё получается,

но я думаю, ты справишься и т.д.).

Наиболее перспективные методы обучения:

объяснительно – иллюстративный;

частично – поисковый;

репродуктивный.

Подведение итогов

На занятии педагогом используется промежуточный контроль:

- тестовый контроль (карточки-задания);

- фронтальная и индивидуальная беседа;

- выполнение дифференцированных практических заданий различных

уровней сложности;

- решение ситуационных задач, направленное на проверку умений

использовать приобретенные знания на практике;

- игровые формы контроля.

6. Список литературы

1. Буданцевой Т. В. Открытое занятие Изготовление цветов из бисера на

проволочном каркасе - Арзамас, 2004г.

2. Л. Божко Бисер. – Москва, «Мартин», 2000

3. Л. С. Выгодский Воображение и творчество в детском возрасте.

Педагогический очерк. Книга для учителя. – М.: просвещение,

1991-90г.

4. С. Я. Маршак 12 месяцев.

Литература для обучающихся и родителей

1. Гашицкая Р. Цветы из пайеток. – Москва: Мартин, 2007.

2.

Людмила Божко. Бисер. – Москва: Мартин, 2003.

3.

Людмила Божко. Бисер для девочек. – Москва: Мартин, 2004.

47

4.

Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. – Москва: Контэнт, 2008.

5.

Куликова В. Н.. Энциклопедия вышивания. Новые техники и узоры. -

Москва: Мир книги, 2006.

6.

Ляукина М. Бисер. – Москва: Аст – пресс книга, 2004.

7.

Донна ДеАнджелис Дикт. Цветы из бисера в вашем доме. – Москва:

Мартин, 2008.

8.

Никифорова Е. Салькова Е. Азбука развития. Бисер. Фенечки, украше-

ния и подарки. Москва: Рипол классик, 2008.

9.

Стольна Е. Цветы и деревья из бисера. – Москва: Мартин, 2008.

48



В раздел образования