Автор: Северянина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Открытое занятие «Плетение кустика землянички»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс»
Методическая разработка
«Открытое занятие
«Плетение кустика землянички»
Возраст учащихся: 9-11 лет
Разработчик:
Северянина Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание:
1.
Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3-5 стр.
2.
Материально – техническое обеспечение…………………………………………………… 4 стр.
3.
Рекомендации по проведению занятия……………………………………………………… 5 стр.
4.
Сценарий проведения занятия………………………………………………………………..
6-14 стр.
5.
Методические советы по проведению занятия и подведению итогов…………………….
15 стр.
6.
Список литературы…………………………………………………………………………… 15 стр.
1. Пояснительная записка
Занятие разработано для детей 9 – 11 лет с различными способностями, с учетом их психологических и возрастных
особенностей.
Все учащиеся по подготовленности и уровню усвоения материала разделяются на три группы.
Содержание занятия носит обучающий, развивающий и познавательный характер.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Актуальность: воспитание активной, творческой личности, обладающей умениями и навыками параллельного плете-
ния.
Новизна: раскрытие темы занятия проходит в необычной форме. Занятие составлено как увлекательное действие с
оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях.
Цель занятия: приобщить детей к истокам народной культуры через занятия с бисером, формировать творческое нача-
ло, эстетическое восприятие мира.
Задачи:
- научить детей делать объемные изделия на проволочном каркасе и придавать им необходимую для композиционного
решения форму.
- совершенствовать умения и навыки работы со схемами и цветовой гаммой;
- развивать навыки и умения, необходимые при работе с бисером: усидчивость, аккуратность, чувство меры, единства,
мелкую моторику руки;
- воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, умение видеть и ценить красоту вокруг себя;
- формировать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат:
- пробуждение у детей интереса к народному творчеству;
- выработка умений изготавливать изделия из бисера, работать со схемами и цветовой гаммой;
- развитие мышления и самостоятельности детей;
- работа детей над созданием коллективной работы.
3
Форма обучения: учебное занятие.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа.
- наглядные: демонстрация готовых работ, карточки, плакаты.
- практические: плетение изделия из бисера.
2. Материально – техническое обеспечение
Материалы и оборудование:
- салфетка;
- проволока;
- бисер зеленого, красного, белого и черного цветов;
- ножницы;
- мулине зеленого или коричневого цвета;
- схемы плетения;
- ткань красного цвета;
- вата;
- леечка или корзиночка;
- тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Наглядно – методическое обеспечение:
- аудиозапись музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского «Детский альбом», А. Вивальди «Време-
на года»;
- дидактический материал;
- технологические карты «Поэтапные таблицы плетения»;
- наглядные модели цветов;
- комплекс физических упражнений.
4
3. Рекомендации по проведению занятия
На занятии педагогу очень важно создать эмоционально комфортную и творческую обстановку. Необходимо с
первых же минут настроить детей на доверительное отношение друг к другу и сотрудничество. Учитывая эмоциональ-
ность и впечатлительность детей данного возраста, педагогом выбрана игровая форма проведения занятия, а именно,
игра - путешествие. Лишь во время игры серьёзный труд делается для детей занимательным, и они работают с интере-
сом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, что положительно влия-
ет на результативность обучения.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигаю-
щая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
Приобщение детей к народной культуре происходит в форме занимательного путешествия в мир любимых ска-
зок С. Я. Маршака «12 месяцев».
После вступительной беседы педагог объясняет детям поэтапное выполнение плетения. Предлагаемая к изготов-
лению схема кустика землянички достаточно проста в исполнении. Так как в плетении повторяются количество яго-
док или веточек, то ребенку тяжело справиться с таким количеством деталей одному, поэтому целесообразно работать
командой. Ребята в каждом уровне плетения выполняют по одному элементу, иногда по два, что не так утомительно и
процесс плетения сокращается. Следует поощрять взаимопомощь и чаще ставить детей в позицию инструктора. Во
время работы педагог помогает детям, испытывающим затруднения, а также обращает внимание ребят на типичные
ошибки в выполнении работы и показывает варианты их исправления.
Итоги выполнения работы подводятся в форме выставки.
Желательно каждому ребенку в виде подарка вручить технологическую карту, чтобы он смог в дальнейшем само-
стоятельно выполнить эту работу и научить других детей.
Для активизации мыслительной деятельности педагогом на занятии используются различные педагогические
приемы:
- моделирование;
- проблемные ситуации;
- вопросы;
- игровые задания;
- дидактическая игра.
5
4. Сценарий проведения занятия
№
п/п
Этапы занятия
Задачи
Содержание
деятельности педагога
Содержание
деятельности детей
Результат
1.
Организационный
этап.
Создать
положи-
тельный
эмоцио-
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада видеть вас у себя на
Слушают информа-
цию, ведут диалог с
Установлен контакт с
детьми, они мотивиро-
нальный
настрой,
хорошее
настрое-
ние,
раскрепостить
детей,
обеспечить
нормальную обста-
новку,
мотивиро-
занятии. Взгляните в окно. Какой
замечательный сегодня день! Не-
смотря на сильный мороз на небе
весело смеется солнышко и его
блики, отражаясь на снегу, домах,
ветках деревьев освещают все се-
педагогом, отвечают
на вопросы.
ваны к выполнению ра-
боты, готовы воспри-
нимать информацию.
вать к сотрудниче-
ству.
ребряным светом. Слышите, музы-
ка, словно приглашает нас с вами в
волшебный мир сказки, где проис-
ходят чудеса, где невозможное
возможно. А хотите ли вы отпра-
виться в сказочную страну?
Да, хотим!
-Что ж, тогда вперед!
-А как же мы туда попадем?
- Послушайте, какая чудесная ме-
лодия звучит. Откуда раздаются
На ковре-самолете,
на метле,
На тройке лошадей.
Это из музыкальной
шкатулки, которую
эти волшебные звуки?
- Вам хочется заглянуть в нее?
Маша, посмотри, что внутри.
- Я все поняла. Чтобы попасть в
сказку, надо покатить колечко и
мы украшали бисе-
ром.
Да!
В ней колечко.
произнести волшебные слова:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
Настрой детей на
К новогоднему шатру.
Сказка нас ждет, но сначала…
Педагог обозначает тему занятия.
-Ребята, проверьте, пожалуйста,
никто не отстал от нас, все готовы
отправиться в путь?
Все на месте и все го-
товы.
Ты катись…….
тему занятий.
- Тогда вместе скажем волшебные
слова.
- Сказка, сказка, ах, какая пре-
лесть,
Сказка, сказка – это наша жизнь!
В сказке солнце, дождь и листьев
шелест,
Расставаться с ней не торопись!
(звучит фрагмент из произведения
А. Вивальди «Времена года» -
«Зима».
- Ребята, какая стужа за окном,
солнышко спряталось за тучи, сер-
дится вьюга и кажется, кто-то
сюда спешит….
Входят маленькая королева и ее
министр.
Королева.
Травка зенелеет…
Кто мне возразить посмеет
Тот пусть пеняет на себя!
Я – королева! Не дитя!
Какая погода мерзкая,
Зима, распоясалась, дерзкая!
Хочу, пусть лето придет!
Министр.
Но Ваше Величество,
Так не бывает.
Лишь после весны
Оно наступает!
Королева.
Перечить! Опять!
Зиме приказать:
С метелью пускай
Закружится она,
Растают сугробы,
Наступит весна!
Пусть птицы вернутся
И песни поют,
Трава зеленеет,
Цветочки цветут!
А кто землянику сюда принесет,
Корзину монет от меня заберет!
(уходят)
- Дети, в какую сказку привело нас
волшебное колечко?
- Что ж посмотрим, что будет
дальше.
Входит Мачеха, ее Дочка и Падче-
В сказку С. Я. Мар-
шака «12 месяцев».
рица.
Дочка.
Где лентяйка наша?!
С ней не сваришь каши.
То стирает и метет,
Моет пол, пирог печет!
То ни вечером, ни днем
Не отыщешь и с огнем!
Мачеха.
Ну и где ты ходишь?
Дочка.
Вечно где-то бродишь!
Падчерица.
Ходила за валежником.
Мачеха и Дочка.
А, теперь, родная наша
Принесешь нам ягод
Коих нету краше!
На, возьми корзину,
Не тяни резину.
В лес ступай без лишних фраз,
Без земляники не вертайся
В этот раз! (уходят).
Падчерица (дрожа от холода)
Нету сил идти домой,
Боюсь мачехи я злой!
Лучше здесь под бури вой
Смерть свою дождусь я…
Страшно очень в лесу ночью
От злой стужи умирать,
Эх вы, ягодки-цветочки,
Мне вас летом не видать.
Мне не слышать птичек пенье,
По дубравам не бродить.
Силы тают, нет терпенья….
Ах, как хочется мне жить…
(уходит)
- Ребята, какая печальная история.
Можем ли мы чем-нибудь помочь
бедной девочке?
Да, мы можем сами
сделать букет земля-
нички.
- А что нам понадобиться для это-
го?
- Правильно.
У кустика землянички сначала по-
являются цветочки, а из них уже и
ягодки.
Проволока и бисер.
«Цветы, как люди, на добро
щедры.
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая.
Как маленькие теплые костры».
Сегодня на занятии мы постараем-
Повторяют материал,
ся создать «свои теплые костры»,
украсим их яркими «вкусными»
ягодками земляники и отогреем
сердце бедной девочки.
Проводит опрос и дает задание по
Отвечают на вопросы
необходимый для даль-
нейшей работы.
2.
Проверочный этап.
- Закрепление и вос-
произведение ранее
полученных знаний,
умений и навыков;
ранее изученному материалу,
определяет возможные затрудне-
ния учащихся.
- Ну, что принимаемся за работу, а
помощниками нам будут внима-
ние, терпение, трудолюбие, добро-
педагога,
восприни-
мают
и
совершен-
ствуют
полученные
знания, умения, навы-
ки, активно выполня-
ют предложенные пе-
- развитие мысли-
тельных способно-
стей.
желательность и конечно, хорошее
настроение. Но сначала нам нужно
разделиться на 3 команды, и каж-
дая будет выполнять свое задание.
1 команда плетет зеленые листоч-
ки; 2 команда – белые цветочки, а
дагогом задания.
Делятся на команды.
третья – ягодки.
(На доске и у каждой команды –
схемы плетения ягодки, листика,
цветочка).
- Вы узнали эти схемы? Попробуй-
те вспомнить, как мы соединяли
бусинки, нарисуйте карандашом,
как должны проходить концы про-
волоки. А теперь самый смелый
попробует это сделать на доске, а
мы с вами проверим. У всех полу-
чилось правильно?
Закрепляют пройден-
ный материал.
- Молодцы!
Сейчас мы с вами поиграем. У
каждой команды есть карточки со
схемами. На доске закреплена кор-
зина, ее прутики сплетены не
слишком туго и могут сдвигаться
Выполняют задания
по моделированию.
вверх и вниз. Под ними прячется
или листочек, или цветочек, а мо-
жет быть ягодка. Я буду отодви-
гать прутики, а вы поднимайте ту
карточку, схема которой будет со-
ответствовать изображению в кор-
Правильно подобран-
ные упражнения сни-
зине.
Физкультминутка.
Отодвигаем следующий прутик.
Задание «Отдыхай-ка». Под музы-
ку Чайковского «Подснежник» по-
С удовольствием вы-
полняют блок
предложенных
мают напряжение,
дают отдых глазам и
всему телу.
3.
Подготовительный
этап.
Снятие напряжения.
Реализовать поис-
ковый метод через
творческие задачи.
вторяйте за мной движения и сло-
ва:
«Наши первые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
упражнений.
Наши тонкие цветочки
Закрывают лепесточки,
Тихо засыпают,
Но головой качают.
Весной бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Мотивация на изготов-
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Дети активно участ-
ление каркасных изде-
лий и потребности в
дальнейшем
знаком-
стве с бисероплетени-
ем.
Активизация творче-
4.
Основной.
- Развитие уважи-
тельного отношения
к природе;
- активизировать
творческий подход
- А сейчас мы переходим к самому
сложному заданию. Мы сами по-
пробуем сделать кустик землянич-
ки. Из чего он состоит?
Правильно из листочков, ягодок и
цветочков.
вуют в разговоре,
слушают, сравнива-
ют, анализируют.
Дети работают со
схемой, пытаются
самостоятельно
ского подхода к работе,
поиска новых решений,
индивидуальности.
к заданию.
- совершенствова-
ние навыков работы
со схемой.
Я смотрю, вы готовы к сложным
испытаниям. Творческое задание.
У каждого из вас есть схемы, по
которым мы начнем сегодня рабо-
тать. Внутри каждой группы схе-
мы
должны
быть
одинаковые,
разобраться, дорабо-
тать, подобрать цве-
товую гамму. Прове-
ряют наличие необхо-
димого материала.
Вспоминают правила
поэтому можно схемами поменять-
ся. Вам необходимо с помощью
цветных карандашей сделать так,
чтобы ваши листики, ягодки, цве-
точки были не похожи на другие
(раскрасьте их). Простым каранда-
работы с острыми
предметами.
Изготавливают части
композиции с помо-
щью схем и объясне-
ний педагога.
шом нарисуйте, как будет соеди-
няться бисер.
- А сейчас проверьте, на месте ли
ваши волшебные сундучки, в кото-
рых
хранится
бисер.
Готовы?
Осталось только вспомнить прави-
ла, которые необходимо соблю-
-
5. Методические советы по проведению
занятия и подведению итогов
Для успешного проведения занятия педагог с самого начала заинтересо-
вывает и мотивирует учащихся к дальнейшему действию. Художественное
слово, музыка замечательных композиторов А. Вивальди и П.И. Чайковско-
го, предложение отправиться в сказочное путешествие – все это привлекает
внимание детей. В игровой ситуации каждый ребенок желает проявить себя,
не боится отвечать на поставленные педагогом вопросы, выступает со свои-
ми идеями, что позволяет ему раскрыть свой творческий потенциал.
Очень важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неу-
дачу ребёнка нужно похвалить (ты молодец; пока у тебя не всё получается,
но я думаю, ты справишься и т.д.).
Наиболее перспективные методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
частично – поисковый;
репродуктивный.
Подведение итогов
На занятии педагогом используется промежуточный контроль:
- тестовый контроль (карточки-задания);
- фронтальная и индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности;
- решение ситуационных задач, направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике;
- игровые формы контроля.
6. Список литературы
1. Буданцевой Т. В. Открытое занятие Изготовление цветов из бисера на
проволочном каркасе - Арзамас, 2004г.
2. Л. Божко Бисер. – Москва, «Мартин», 2000
3. Л. С. Выгодский Воображение и творчество в детском возрасте.
Педагогический очерк. Книга для учителя. – М.: просвещение,
1991-90г.
4. С. Я. Маршак 12 месяцев.
Литература для обучающихся и родителей
1. Гашицкая Р. Цветы из пайеток. – Москва: Мартин, 2007.
2.
Людмила Божко. Бисер. – Москва: Мартин, 2003.
3.
Людмила Божко. Бисер для девочек. – Москва: Мартин, 2004.
47
4.
Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. – Москва: Контэнт, 2008.
5.
Куликова В. Н.. Энциклопедия вышивания. Новые техники и узоры. -
Москва: Мир книги, 2006.
6.
Ляукина М. Бисер. – Москва: Аст – пресс книга, 2004.
7.
Донна ДеАнджелис Дикт. Цветы из бисера в вашем доме. – Москва:
Мартин, 2008.
8.
Никифорова Е. Салькова Е. Азбука развития. Бисер. Фенечки, украше-
ния и подарки. Москва: Рипол классик, 2008.
9.
Стольна Е. Цветы и деревья из бисера. – Москва: Мартин, 2008.
48