Напоминание

урок по изобразительному искусству 6 класс "Выразительные возможности натюрморта"


Автор: Ирина Владиславовна Дачкус
Должность: ГБОУ школа №219
Учебное заведение: ГБОУ школа №219
Населённый пункт: санкт петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок по изобразительному искусству 6 класс "Выразительные возможности натюрморта"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 6 классе

«Выразительные возможности натюрморта»

Данный урок является обобщающим во второй четверти и логически связан с

предыдущими. Учащиеся узнают основные этапы развития жанра натюрморта, познакомятся

с выдающимися художниками, работающими в этом жанре. Знакомство с творчеством

Джузеппе Арчимбольдо, анализ его работ дает возможность придумать необычные

портреты, соединяя их с натюрморт.

Цели урока: Образовательные: расширить знания учащихся о жанре натюрморта,

познакомить с произведениями живописи выдающихся художников

Развивающие:

Развивать

умение

составлять

композицию

натюрморта,

осуществлять поиск наилучшей компоновки объектов, работать в технике аппликации для

выполнения натюрморта-портрета.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость, самостоятельность

в работе.

Планируемые результаты

Предметные: расширят представление о жанре натюрморт, познакомятся с

картинами известных художников, научатся осуществлять поиск и выделение нужной

информации.

Метапредметные:

(УУД:

коммуникативные,

познавательные,

регулятивные,

личностные) освоение учащимися на базе учебных предметов обобщенные способы

деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных

жизненных ситуациях.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, определять в

диалоге с учителем успешность выполнения задания, оценивать результаты своих действий.

Познавательные: научатся анализировать полученную информацию, делать выводы

в результате совместной работы всего класса, наблюдать.

Коммуникативные: умение рассуждать, формулировать ответы на вопросы,

вступать

в

учебное

сотрудничество,

слушать

одноклассников,

учителя,

вести

познавательный диалог, уметь работать в группе.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, умение

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-

иллюстративный, работа в группах.

Используемые

технологии:

технология

сотрудничества,

информационно-

коммуникативная технология, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие

Средства обучения:

компьютерная презентация,

мультимедийный проектор,

демонстрационный компьютер.

Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей, бумага – А-3, фотографии

предметов.

Структура и ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг.момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Слушают учителя

2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

-Прослушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно…

(А.Векслер)

Слайд 2

Правильно, о натюрморте. Перед нами один из знаменитых натюрмортов

голландского художника Виллема Хеда Клас

-Что поражает нас в этой картине? (материальность предметов: стекло, металл,

шелк)

Устные ответы

3. Основной этап

Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? (в переводе с

французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В англоязычном

переводе название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь»

Слайд 3

-Из каких предметов можно составить натюрморт? (из любых, самое главное,

чтобы они подходили по смыслу друг другу)

Слайд 4

Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи,

сделанные руками человека (орудие труда, предметы быта, произведения искусства) и

природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут,

плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция натюрморта – закрепить нестойкую красоту,

остановить ход времени.

Слайд 5

Но долгое время изображение предметов играло второстепенную вспомогательную

роль. Ещё художники античности проявляли интерес к предметному миру. Настенная

роспись Древней Греции рассказывает о рыболовном промысле.

Слайд 6

В краснофигурной росписи мы видим какие головные уборы носили греки.

Слайд 7

В настенной росписи – первые попытки изобразить предметы, имеющие

символическое значение – ветвь оливы и масла, в христианском искусстве – рыба и хлеб.

- Что такое символ? (это предмет, действие и т.п.; раскрывающий какой либо образ,

понятие, идею)

Слайд 8

В иконописи существуют твёрдые каноны. Здесь мы видим символ книги. Что он

означает? (символ знаний, учение Христа высшего закона, божественная истина)

Слайд 9

Как самостоятельный жанр, натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Первые натюрморты назывались «завтраками».

-Почему? (изображение пищи)

Задача художника состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том,

чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему

миру. Вот почему голландский натюрморт 17-ого века явился отражением голландского

быта

Слайд 10, 11, 12, 13,14

Анализ натюрмортов фламандского художника Франца Снейдерса.

- Какими прилагательными можно охарактеризовать эти картины?

Натюрморты Снейдерса – это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду

здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба – добыча, воплотившая

свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия рассыпать

эти драгоценности для нового произрастания жизни.

Слайды 15, 16.

- Определите тему натюрморта и дайте название. (Натюрморт художника,

натюрморт крестьянина, натюрморт путешественника, музыкальный натюрморт)

Слайд 17

Упражнение (работа в группах) Приложение 2

– составить натюрморт из предложенных предметов. (5 мин)

Критерии:

Отбор предметов в соответствии с замыслом. Выбор композиционного центра.

Композиционное размещение на плоскости.

Слайд 18

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально – симметричные

рисунки, буквы.

Слайд19

О чём рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказывать о человеке?

Обсуждение картины «Пара ботинок», «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.

Когда смотришь на «Башмаки», невольно вспоминается судьба Ван Гога –

неприкаянного бродяги, не нашедшего успокоения при жизни. В родном городе его не

принимали, и он часто бывал обсмеян, пользовался славой полного неудачника, притом

бесталанного. Часто уезжал из Парижа в поисках вдохновения и успокоения, но не находил

его, и возвращался обратно – с новыми картинами, которые никто не покупал, с новыми

идеями, которые никому не были нужны. Как башмаки с картины, он мог бы принести

пользу, и немалую, а вместо этого весь свой век провел в дороге, в мокрой грязи, под

дождем, никому толком не нужный.

Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных

образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить. В картине

«Подсолнухи» он повествовал о своем желании попасть на юг, где можно получить от

солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции. Его цветы распускаются,

цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и

вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.

Слайд 20, 21.

- Как можно связать в одной картине натюрморт и портрет? (Человек сидит за

столом , на котором стоят предметы)

- Что такое портрет? (Изображение человека)

Слайд 22

Я хочу познакомить вас с удивительным итальянским художником Джузеппе

Арчимбольдо. Он родился в Милане. Став придворным портретистом в 1562 году

Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных

портретов, в которых для построения композиции используются изображение фруктов,

овощей и других органических элементов.

Слайд 23 - 34

Анализ картин Джузеппе Арчимбольдо – серия «Времена года», «Четыре стихии».

Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление.

Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое

преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект

усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются

все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и

многое другое.

Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну – с юностью, лето - с

молодостью, осень - со зрелостью, зиму - со старостью. И художник это выразил в

портретах. Юное лицо «Весны» как будто соткано из нежных цветов. «Лето» - женское лицо,

составленное из колосьев, фруктов и овощей, а «Зима» - лицо старика. Но главное здесь

заключено не в передаче возраста. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой

человек и природа. Дары природы такая же часть мира, как и человек. Портрет человека

можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного

комизма, и умение творить.

«Зима» одно из самых выразительных годов в серии аллегорических картин

Джузеппе Арчимбольдо, напоминает гротески Леонардо: в корявом и древнем стволе дерева

из остатков сломанных ветвей преображаются нос и уши; суженные глаза родились из

трещин на коре; а древесный гриб прирос в форме губ. Остевые волосы увиты плющом, а

веточка с нависшим лимоном и апельсином выступают из груди фигуры.

«Весна» пленяет нас свежестью листвы и нежностью красок растительного мира.

Весь портрет, начиная с головы, распускается в цветениях. Зеленые листья ранней кладовой

природы покрывают плечи и грудь. Губы деликатно подчеркнуты. Очаровательные лилии

расцвели пером на шляпе и, как радужка глаз, «царит» посередине груди в виде медальона. В

портрете присутствует множество различных растений, которые цветут в разные времена

года.

Пышный ассортимент фруктов в картине «Лето», овощей, орехов и зерновых

культур, можно рассматривать как руководство к праздничному меню доступных того

времени продуктов питания. Художник включил сюда редкие сорта овощей, такие как

кукуруза и баклажаны.

К

серии

самых

необычных

творений

можно

отнести

и

серию

картин,

олицетворяющих четыре стихии - землю, воздух, огонь, и воду. Сложные позиции животных

в картине «Земля» таких как кабан, лось, благородный олень, лань, черный бык,

удивительным

образом

конструируют

глаз

или

шею.

Портрет

«Огня»

состоит

исключительно из птиц, где особое внимание уделяется императорскому Орлу и Павлину,

которые символизируют Максимилиана II и династию Габсбургов. Картина «Огонь»

особенно выразительна. Цветовым решением было выбрано – огонь и золото. Огонь

охватывает всю волосяную территорию головы, и достаточно потереть два огнива,

имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы те вспыхнули искрами. Большой камень является

щекой, а шея и подбородок состоят из горящей свечи и керосиновой лампы.

Знакомясь с профилем на картине «Вода», мы видим, что голова и тело полностью

прорисованы в холодной, серо – жемчужной гамме. Здесь представлено более шестидесяти

видов рыб и водных тварей, большинство из которых являются средиземноморского

происхождения. Морж и белобрюхий тюлень сравнительно малы по отношению к морскому

коньку, а краб слишком велик по отношению к черепахе, которая составляет неотъемлемую

часть фигуры.

Слайд 35, 36

Продолжите выражение А.П. Чехова «В человеке должно быть прекрасно: и лицо,

и мысли…»

- В чём выражается внутренняя красота?

знания;

умения;

интересы;

речь (умение слушать и умение высказывать свои мысли);

положительные черты характера

Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на

вопросы.

Определяют тематику натюрморта

Выполняют творческое упражнение

Выполняют физическое упражнение

Ответы детей

4.Творческая практическая деятельность

С помощью технологической карты (Приложение 1) в технике аппликации

вырезать свой портрет и приклейте детали, которые символизируют ваши интересы и

увлечения (книга, краски, гитара и др.)

Индивидуальная работа учащихся

5. Итоги урока. Рефлексия

Защита творческих работ (Приложение 3)

В процессе просмотра индивидуальных работ учитель организует обсуждение и

беседу по вопросам:

-Какие выразительные возможности натюрморта помогли раскрыть задуманный

образ ?

-Какой коллаж наиболее удачный и грамотный по композиционному строению?

Продолжите выражение

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Для меня было открытием то, что…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен).потому, что…

Обсуждение и оценивание учащихся за работу на уроке

Заканчивают утверждение

6. Домашнее задание

Посмотреть в Интернете натюрморты русских художников разной тематики



В раздел образования