Автор: Ирина Владиславовна Дачкус
Должность: ГБОУ школа №219
Учебное заведение: ГБОУ школа №219
Населённый пункт: санкт петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок по изобразительному искусству 6 класс "Выразительные возможности натюрморта"
Раздел: среднее образование
Урок в 6 классе
«Выразительные возможности натюрморта»
Данный урок является обобщающим во второй четверти и логически связан с
предыдущими. Учащиеся узнают основные этапы развития жанра натюрморта, познакомятся
с выдающимися художниками, работающими в этом жанре. Знакомство с творчеством
Джузеппе Арчимбольдо, анализ его работ дает возможность придумать необычные
портреты, соединяя их с натюрморт.
Цели урока: Образовательные: расширить знания учащихся о жанре натюрморта,
познакомить с произведениями живописи выдающихся художников
Развивающие:
Развивать
умение
составлять
композицию
натюрморта,
осуществлять поиск наилучшей компоновки объектов, работать в технике аппликации для
выполнения натюрморта-портрета.
Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость, самостоятельность
в работе.
Планируемые результаты
Предметные: расширят представление о жанре натюрморт, познакомятся с
картинами известных художников, научатся осуществлять поиск и выделение нужной
информации.
Метапредметные:
(УУД:
коммуникативные,
познавательные,
регулятивные,
личностные) освоение учащимися на базе учебных предметов обобщенные способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, определять в
диалоге с учителем успешность выполнения задания, оценивать результаты своих действий.
Познавательные: научатся анализировать полученную информацию, делать выводы
в результате совместной работы всего класса, наблюдать.
Коммуникативные: умение рассуждать, формулировать ответы на вопросы,
вступать
в
учебное
сотрудничество,
слушать
одноклассников,
учителя,
вести
познавательный диалог, уметь работать в группе.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, умение
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-
иллюстративный, работа в группах.
Используемые
технологии:
технология
сотрудничества,
информационно-
коммуникативная технология, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие
Средства обучения:
компьютерная презентация,
мультимедийный проектор,
демонстрационный компьютер.
Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей, бумага – А-3, фотографии
предметов.
Структура и ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг.момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Слушают учителя
2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока
-Прослушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?
Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.
И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.
Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно…
(А.Векслер)
Слайд 2
Правильно, о натюрморте. Перед нами один из знаменитых натюрмортов
голландского художника Виллема Хеда Клас
-Что поражает нас в этой картине? (материальность предметов: стекло, металл,
шелк)
Устные ответы
3. Основной этап
Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.
-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? (в переводе с
французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В англоязычном
переводе название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь»
Слайд 3
-Из каких предметов можно составить натюрморт? (из любых, самое главное,
чтобы они подходили по смыслу друг другу)
Слайд 4
Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи,
сделанные руками человека (орудие труда, предметы быта, произведения искусства) и
природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут,
плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция натюрморта – закрепить нестойкую красоту,
остановить ход времени.
Слайд 5
Но долгое время изображение предметов играло второстепенную вспомогательную
роль. Ещё художники античности проявляли интерес к предметному миру. Настенная
роспись Древней Греции рассказывает о рыболовном промысле.
Слайд 6
В краснофигурной росписи мы видим какие головные уборы носили греки.
Слайд 7
В настенной росписи – первые попытки изобразить предметы, имеющие
символическое значение – ветвь оливы и масла, в христианском искусстве – рыба и хлеб.
- Что такое символ? (это предмет, действие и т.п.; раскрывающий какой либо образ,
понятие, идею)
Слайд 8
В иконописи существуют твёрдые каноны. Здесь мы видим символ книги. Что он
означает? (символ знаний, учение Христа высшего закона, божественная истина)
Слайд 9
Как самостоятельный жанр, натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Первые натюрморты назывались «завтраками».
-Почему? (изображение пищи)
Задача художника состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том,
чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему
миру. Вот почему голландский натюрморт 17-ого века явился отражением голландского
быта
Слайд 10, 11, 12, 13,14
Анализ натюрмортов фламандского художника Франца Снейдерса.
- Какими прилагательными можно охарактеризовать эти картины?
Натюрморты Снейдерса – это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду
здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба – добыча, воплотившая
свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия рассыпать
эти драгоценности для нового произрастания жизни.
Слайды 15, 16.
- Определите тему натюрморта и дайте название. (Натюрморт художника,
натюрморт крестьянина, натюрморт путешественника, музыкальный натюрморт)
Слайд 17
Упражнение (работа в группах) Приложение 2
– составить натюрморт из предложенных предметов. (5 мин)
Критерии:
Отбор предметов в соответствии с замыслом. Выбор композиционного центра.
Композиционное размещение на плоскости.
Слайд 18
Физминутка.
Упражнение «Зеркальное рисование».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально – симметричные
рисунки, буквы.
Слайд19
О чём рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказывать о человеке?
Обсуждение картины «Пара ботинок», «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.
Когда смотришь на «Башмаки», невольно вспоминается судьба Ван Гога –
неприкаянного бродяги, не нашедшего успокоения при жизни. В родном городе его не
принимали, и он часто бывал обсмеян, пользовался славой полного неудачника, притом
бесталанного. Часто уезжал из Парижа в поисках вдохновения и успокоения, но не находил
его, и возвращался обратно – с новыми картинами, которые никто не покупал, с новыми
идеями, которые никому не были нужны. Как башмаки с картины, он мог бы принести
пользу, и немалую, а вместо этого весь свой век провел в дороге, в мокрой грязи, под
дождем, никому толком не нужный.
Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных
образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить. В картине
«Подсолнухи» он повествовал о своем желании попасть на юг, где можно получить от
солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции. Его цветы распускаются,
цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и
вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.
Слайд 20, 21.
- Как можно связать в одной картине натюрморт и портрет? (Человек сидит за
столом , на котором стоят предметы)
- Что такое портрет? (Изображение человека)
Слайд 22
Я хочу познакомить вас с удивительным итальянским художником Джузеппе
Арчимбольдо. Он родился в Милане. Став придворным портретистом в 1562 году
Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных
портретов, в которых для построения композиции используются изображение фруктов,
овощей и других органических элементов.
Слайд 23 - 34
Анализ картин Джузеппе Арчимбольдо – серия «Времена года», «Четыре стихии».
Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление.
Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое
преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект
усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются
все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и
многое другое.
Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну – с юностью, лето - с
молодостью, осень - со зрелостью, зиму - со старостью. И художник это выразил в
портретах. Юное лицо «Весны» как будто соткано из нежных цветов. «Лето» - женское лицо,
составленное из колосьев, фруктов и овощей, а «Зима» - лицо старика. Но главное здесь
заключено не в передаче возраста. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой
человек и природа. Дары природы такая же часть мира, как и человек. Портрет человека
можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного
комизма, и умение творить.
«Зима» одно из самых выразительных годов в серии аллегорических картин
Джузеппе Арчимбольдо, напоминает гротески Леонардо: в корявом и древнем стволе дерева
из остатков сломанных ветвей преображаются нос и уши; суженные глаза родились из
трещин на коре; а древесный гриб прирос в форме губ. Остевые волосы увиты плющом, а
веточка с нависшим лимоном и апельсином выступают из груди фигуры.
«Весна» пленяет нас свежестью листвы и нежностью красок растительного мира.
Весь портрет, начиная с головы, распускается в цветениях. Зеленые листья ранней кладовой
природы покрывают плечи и грудь. Губы деликатно подчеркнуты. Очаровательные лилии
расцвели пером на шляпе и, как радужка глаз, «царит» посередине груди в виде медальона. В
портрете присутствует множество различных растений, которые цветут в разные времена
года.
Пышный ассортимент фруктов в картине «Лето», овощей, орехов и зерновых
культур, можно рассматривать как руководство к праздничному меню доступных того
времени продуктов питания. Художник включил сюда редкие сорта овощей, такие как
кукуруза и баклажаны.
К
серии
самых
необычных
творений
можно
отнести
и
серию
картин,
олицетворяющих четыре стихии - землю, воздух, огонь, и воду. Сложные позиции животных
в картине «Земля» таких как кабан, лось, благородный олень, лань, черный бык,
удивительным
образом
конструируют
глаз
или
шею.
Портрет
«Огня»
состоит
исключительно из птиц, где особое внимание уделяется императорскому Орлу и Павлину,
которые символизируют Максимилиана II и династию Габсбургов. Картина «Огонь»
особенно выразительна. Цветовым решением было выбрано – огонь и золото. Огонь
охватывает всю волосяную территорию головы, и достаточно потереть два огнива,
имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы те вспыхнули искрами. Большой камень является
щекой, а шея и подбородок состоят из горящей свечи и керосиновой лампы.
Знакомясь с профилем на картине «Вода», мы видим, что голова и тело полностью
прорисованы в холодной, серо – жемчужной гамме. Здесь представлено более шестидесяти
видов рыб и водных тварей, большинство из которых являются средиземноморского
происхождения. Морж и белобрюхий тюлень сравнительно малы по отношению к морскому
коньку, а краб слишком велик по отношению к черепахе, которая составляет неотъемлемую
часть фигуры.
Слайд 35, 36
Продолжите выражение А.П. Чехова «В человеке должно быть прекрасно: и лицо,
и мысли…»
- В чём выражается внутренняя красота?
знания;
умения;
интересы;
речь (умение слушать и умение высказывать свои мысли);
положительные черты характера
Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на
вопросы.
Определяют тематику натюрморта
Выполняют творческое упражнение
Выполняют физическое упражнение
Ответы детей
4.Творческая практическая деятельность
С помощью технологической карты (Приложение 1) в технике аппликации
вырезать свой портрет и приклейте детали, которые символизируют ваши интересы и
увлечения (книга, краски, гитара и др.)
Индивидуальная работа учащихся
5. Итоги урока. Рефлексия
Защита творческих работ (Приложение 3)
В процессе просмотра индивидуальных работ учитель организует обсуждение и
беседу по вопросам:
-Какие выразительные возможности натюрморта помогли раскрыть задуманный
образ ?
-Какой коллаж наиболее удачный и грамотный по композиционному строению?
Продолжите выражение
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Для меня было открытием то, что…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен).потому, что…
Обсуждение и оценивание учащихся за работу на уроке
Заканчивают утверждение
6. Домашнее задание
Посмотреть в Интернете натюрморты русских художников разной тематики