Напоминание

Современные исследования по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста


Автор: Дворянинова Екатерина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 207
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Теоретические проблемы формирования у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности в условиях ФГОС ДО
Тема: Современные исследования по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические проблемы формирования у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой

деятельности

в условиях ФГОС ДО

1.1 Современные исследования по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста

Важным

направлением

воспитательно-образовательной

деятельности

дошкольного

учреждения

является

формирование у детей основ социальной культуры. Компонентами социальной культуры рассматриваются: - знание и

понимание смысла, сущности и ценности соблюдения правил культурного взаимодействия, их осознанное принятие как

нормы своего поведения, уверенное социальное взаимодействие и разрешение конфликтных ситуаций культурными

вербальными способами, нравственные чувства и качества личности.

Целями социально-личностного развития ребенка-дошкольника является формирование интегративных личностных

качеств, таких как произвольность в управлении своим поведением, активность и инициативность, самостоятельность,

коллективизм, организованность, целеустремленность,овладение нравственными нормами и правилами, формирование

установки на позитивные оптимистичные взаимоотношения, соответствующие общечеловеческим ценностям.

Исследованием

проблемы

социального

развития

детей

дошкольного

возраста

занимались

выдающиеся

отечественные ученые Л.С.Выготский, М.И.Богомолова, А.Г.Гогоберидзе, Л.М.Захарова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова,

Л.В.Коломийченко, В.Т.Кудрявцев и др. Проблема социально-личностного развития, как процесс приобщения ребенка к

духовному и материальному опыту, осознание им своего «Я» и развитие у него способности адекватно оценивать себя,

имеет длительную историю.

Выдающийся психолог Л.С.Выготский рассматривал процесс социального развития, как приобщение детей к

богатству и разнообразию окружающего мира и его проявлениям, как результат «врастания» ребенка в культуру.

В.Т.Кудрявцев отмечал, что социальное развитие это подлинное культуроосвоение и культуротворчество. В

исследованиях В.Т.Кудрявцева, обосновано положение

о том, что культура, превращаясь в содержание детской

деятельности, приобретает функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих

отношений, одновременно ребенок не только присваивает, но и творит собственную культуру. Процесс социального

развития дошкольников, по мнению В.Т.Кудрявцева, предполагает

становление у ребенка личного отношения,

преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные отношения. Успешность

социального развития, по мнению В.Т.Кудрявцева, обуславливается творческой социализацией и индивидуализацией

личности. Специфика процесса приобщения ребенка-дошкольника к культуре обусловлена не столько усвоением

«готовых» знаний, сколько становлением универсальных человеческих способностей.

Доктор педагогических наук А.Г.Гогоберидзе в своих трудах конкретизирует перечень универсальных человеческих

способностей, становление которых осуществляется в процессе социального развития: это компетентность, креативность,

инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание

личности, способность к самооценке. В авторской «Концепции организации образования детей старшего дошкольного

возраста» А.Г.Гогоберидзе предлагает компетентностный подход к становлению личности ребенка-дошкольника. В

качестве многофункциональной начальной ключевой

компетентности детей старшего дошкольного возраста она

выделяет - начальную личностно-социальную компетентность, которая предполагает готовность ребенка самостоятельно

решать задачи, связанные с общением со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о

себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Формирование

начальной ключевой личностно-социальной компетентности обеспечивается решением комплекса задач, направленных на

-оформление соответствующего возрастным возможностям ребенка-дошкольника образа «Я», самопознание, самооценку;

-начальную ориентацию в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

-проявление у детей эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения), выражение

собственного мнения, позиции;

- саморегуляцию, самоконтроль поведения, действий и поступков и их последствий для окружающих;

-ориентацию и проявление у ребенка интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и в мире) и

культуре;

-соблюдение и использование культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми;

-адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

-организацию совместной деятельности, сотрудничества.

Вышесказанное позволяет констатировать, что процесс социального развития представляет сложное явление,

включающее освоение личностью многообразия социального мира и взаимоотношений окружающих, проявление

индивидом активности в различной деятельности. Сущность социально-коммуникативного развития

на этапе

дошкольного возраста заключается в формировании у ребенка адекватных моделей поведения в обществе взрослых и

сверстников, развитии общения со взрослыми и сверстниками, воспитании у него ценностных личностных проявлений и

доброжелательного отношения к окружающим.

В связи с этим,

возможно, определить несколько показателей,

влияющих на успешность социально-

коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

- освоение детьми представлений о социальной действительности и взаимоотношениях окружающих;

- овладение дошкольниками способами взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;

- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

проявление дошкольниками ценностных личностных качеств.

Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков

– вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному

вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность

плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми. Из чего следует, что

возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) ребенка на

определенной ступени его развития.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений я” –

“общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими

ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в

обществе.

Уместно привести здесь слова директора Федерального института развития образования, глава рабочей группы по

разработке новых стандартов Александра Асмолова: “Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность

нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах

дошкольного возраста”.

На этапе дошкольного детства эффективность социально-личностного развития во многом определяется

сформированностью у детей дошкольного возраста социальных навыков, позволяющих им достичь успеха в

повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Именно поэтому предметом особой

заботы педагогов ДОУ является организация образовательного процесса, предусматривающего овладение детьми

дошкольного возраста элементарными социальными навыками посредством разнообразной игровой деятельности,

способствующего развитию у дошкольников ценностных качеств личности и ориентированного на установление

гармоничных отношений между сверстниками.

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять

нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная

компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в

ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций,

как познавательная, коммуникативная,, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая (см. таблицу), развитие

которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Ключевые социальные компетентности дошкольника

Ключевая

компетенция

Приобретаемые умения

Формируемые качества

Личностная

Умения осознавать свое Я относительно

других людей, выражать свое мнение,

положительно относиться к себе,

осуществлять и понимать свою позицию

Субъективная активность,

творческая инициатива,

самопознание, самоизменение,

саморазвитие, социальный опыт

Познавательная

Умения анализировать, сравнивать,

Любопытство, любознательность,

обобщать, осуществлять самоконтроль и

самооценку на предметном уровне,

решать творческие задачи

познавательный интерес,

познавательная активность,

усидчивость, произвольность,

самостоятельность, креативность

Ценностно-

смысловая

Умения выполнять обязанности,

ухаживать за животными, оказывать

посильную помощь взрослым,

сопереживать, положительно

относиться к людям, ставить себя на

место другого, видеть вещи с его

позиции

Социальный опыт, социальная

активность, доброта, честность,

милосердие, трудолюбие,

ответственность

Коммуникативная

Умения сотрудничать с детьми и

взрослыми, пользоваться вербальными и

невербальными средствами языка,

учитывать не только свою, но и чужую

точку зрения

Коммуникативность,

взаимопонимание,

взаимоподдержка, дружелюбие,

вежливость, эмпатия,

сотрудничество, толерантность

Общекультурная

Умения управлять своим поведением,

соблюдать правила игровой, предметной

и трудовой деятельности, выполнять

требования взрослых.

Аккуратность, вежливость,

бережливость, чистоплотность,

самопознание, самостоятельность

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми. Проявление

сочувствия и заинтересованности к другим людям в различных ситуациях.

Терентьева

Н.П.

и

Звягина

О.Н.

выделяют

следующие

социальные

умения:

самопонимание,

настойчивость,

независимость, социальная чуткость, умение устанавливать дружеские связи, умение разрешать проблемы общения.

Самопонимание – заключается в том, что человек адекватно понимает свои достоинства и недостатки, в принятии

себя как индивидуальности, развитии позитивного образа «Я».

Настойчивость – понимается, как умение отстаивать собственное мнение, свои интересы, не вступая в конфликты.

Независимость – умение принимать решение, следовать собственным планам, готовность нести ответственность за

свои действия.

Социальная чуткость – умения распознавать и понимать нужды и чувства чужих людей, сотрудничать и оказывать

им помощь.

Умение устанавливать дружеские связи – состоит в умении общаться с другими людьми, разделять их интересы.

Умение разрешать проблемы общения – связано с умением выходить из трудных конфликтных ситуаций без

обращения к физической силе.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его

социализации, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Социальное развитие (социализация) - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-

культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений». Социальное развитие

ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа,

культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них

неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение

ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как

социального субъекта.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной

педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии

педагогики.

В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально - коммуникативные навыки.

Выделяют следующие группы социально - бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном

возрасте:

1. Навыки по уходу за собой: умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею,

уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом.

2. Навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола,

раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.

3. Элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы, сесть на стул, подниматься по

лестнице и т.д.

4. Навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить

для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.

5. Уход за помещением: умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и

выключить свет.

Возможности самореализации личности в общении, особенности ее поведения в различных ситуациях общения со

значимыми

другими

определяются

коммуникативными

качествами

личности.

Психологическим

базисом

коммуникативных качеств личности являются ее коммуникативные навыки, которые обеспечивают ее готовность строить

отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.

Таким образом, краткий обзор основных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие

выводы:

- социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-

индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное

открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

- дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности

по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

- компонентом социального развития дошкольника являются социальные навыки (социально - бытовые и

коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности дошкольников, в их общении со взрослыми и

сверстниками.

Составляющими категории «социокультурное развитие детей» являются понятия «развитие», «социальное

развитие», «культурное развитие», «детство».

Результаты проведенного категорийного анализа данных понятий, представленных в различных источниках,

позволили сформулировать рабочее определение понятия «социокультурное развитие детей»[22](ребенка) – процесс

индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его

в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и

качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем

усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Следовательно, социокультурное развитие детей связано со взаимодействием ребенка с людьми,

заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.),

которые передают свои знания, опыт, помогают ребенку понять и принять социально-культурные особенности своего

общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в

социально- культурной среде.

На основе индивидуальных особенностей и возможностей развиваются способности ребенка, происходит

овладение им теоретическими знаниями и практическими способами существования в данной среде и взаимодействия на

субъектно- объектном или субъектно-субъектном уровнях.

Социокультурное развитие осуществляется при активном участии взрослых в процессе различной деятельности

ребенка. В том числе таковой деятельностью является и игра.



В раздел образования