Автор: Дворянинова Екатерина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 207
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Теоретические проблемы формирования у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности в условиях ФГОС ДО
Тема: Современные исследования по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Теоретические проблемы формирования у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой
деятельности
в условиях ФГОС ДО
1.1 Современные исследования по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста
Важным
направлением
воспитательно-образовательной
деятельности
дошкольного
учреждения
является
формирование у детей основ социальной культуры. Компонентами социальной культуры рассматриваются: - знание и
понимание смысла, сущности и ценности соблюдения правил культурного взаимодействия, их осознанное принятие как
нормы своего поведения, уверенное социальное взаимодействие и разрешение конфликтных ситуаций культурными
вербальными способами, нравственные чувства и качества личности.
Целями социально-личностного развития ребенка-дошкольника является формирование интегративных личностных
качеств, таких как произвольность в управлении своим поведением, активность и инициативность, самостоятельность,
коллективизм, организованность, целеустремленность,овладение нравственными нормами и правилами, формирование
установки на позитивные оптимистичные взаимоотношения, соответствующие общечеловеческим ценностям.
Исследованием
проблемы
социального
развития
детей
дошкольного
возраста
занимались
выдающиеся
отечественные ученые Л.С.Выготский, М.И.Богомолова, А.Г.Гогоберидзе, Л.М.Захарова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова,
Л.В.Коломийченко, В.Т.Кудрявцев и др. Проблема социально-личностного развития, как процесс приобщения ребенка к
духовному и материальному опыту, осознание им своего «Я» и развитие у него способности адекватно оценивать себя,
имеет длительную историю.
Выдающийся психолог Л.С.Выготский рассматривал процесс социального развития, как приобщение детей к
богатству и разнообразию окружающего мира и его проявлениям, как результат «врастания» ребенка в культуру.
В.Т.Кудрявцев отмечал, что социальное развитие это подлинное культуроосвоение и культуротворчество. В
исследованиях В.Т.Кудрявцева, обосновано положение
о том, что культура, превращаясь в содержание детской
деятельности, приобретает функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих
отношений, одновременно ребенок не только присваивает, но и творит собственную культуру. Процесс социального
развития дошкольников, по мнению В.Т.Кудрявцева, предполагает
становление у ребенка личного отношения,
преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные отношения. Успешность
социального развития, по мнению В.Т.Кудрявцева, обуславливается творческой социализацией и индивидуализацией
личности. Специфика процесса приобщения ребенка-дошкольника к культуре обусловлена не столько усвоением
«готовых» знаний, сколько становлением универсальных человеческих способностей.
Доктор педагогических наук А.Г.Гогоберидзе в своих трудах конкретизирует перечень универсальных человеческих
способностей, становление которых осуществляется в процессе социального развития: это компетентность, креативность,
инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание
личности, способность к самооценке. В авторской «Концепции организации образования детей старшего дошкольного
возраста» А.Г.Гогоберидзе предлагает компетентностный подход к становлению личности ребенка-дошкольника. В
качестве многофункциональной начальной ключевой
компетентности детей старшего дошкольного возраста она
выделяет - начальную личностно-социальную компетентность, которая предполагает готовность ребенка самостоятельно
решать задачи, связанные с общением со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о
себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Формирование
начальной ключевой личностно-социальной компетентности обеспечивается решением комплекса задач, направленных на
-оформление соответствующего возрастным возможностям ребенка-дошкольника образа «Я», самопознание, самооценку;
-начальную ориентацию в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
-проявление у детей эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения), выражение
собственного мнения, позиции;
- саморегуляцию, самоконтроль поведения, действий и поступков и их последствий для окружающих;
-ориентацию и проявление у ребенка интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и в мире) и
культуре;
-соблюдение и использование культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми;
-адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
-организацию совместной деятельности, сотрудничества.
Вышесказанное позволяет констатировать, что процесс социального развития представляет сложное явление,
включающее освоение личностью многообразия социального мира и взаимоотношений окружающих, проявление
индивидом активности в различной деятельности. Сущность социально-коммуникативного развития
на этапе
дошкольного возраста заключается в формировании у ребенка адекватных моделей поведения в обществе взрослых и
сверстников, развитии общения со взрослыми и сверстниками, воспитании у него ценностных личностных проявлений и
доброжелательного отношения к окружающим.
В связи с этим,
возможно, определить несколько показателей,
влияющих на успешность социально-
коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
- освоение детьми представлений о социальной действительности и взаимоотношениях окружающих;
- овладение дошкольниками способами взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
проявление дошкольниками ценностных личностных качеств.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков
– вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному
вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность
плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми. Из чего следует, что
возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) ребенка на
определенной ступени его развития.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений я” –
“общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими
ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в
обществе.
Уместно привести здесь слова директора Федерального института развития образования, глава рабочей группы по
разработке новых стандартов Александра Асмолова: “Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность
нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах
дошкольного возраста”.
На этапе дошкольного детства эффективность социально-личностного развития во многом определяется
сформированностью у детей дошкольного возраста социальных навыков, позволяющих им достичь успеха в
повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Именно поэтому предметом особой
заботы педагогов ДОУ является организация образовательного процесса, предусматривающего овладение детьми
дошкольного возраста элементарными социальными навыками посредством разнообразной игровой деятельности,
способствующего развитию у дошкольников ценностных качеств личности и ориентированного на установление
гармоничных отношений между сверстниками.
Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять
нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная
компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в
ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций,
как познавательная, коммуникативная,, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая (см. таблицу), развитие
которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».
Ключевые социальные компетентности дошкольника
Ключевая
компетенция
Приобретаемые умения
Формируемые качества
Личностная
Умения осознавать свое Я относительно
других людей, выражать свое мнение,
положительно относиться к себе,
осуществлять и понимать свою позицию
Субъективная активность,
творческая инициатива,
самопознание, самоизменение,
саморазвитие, социальный опыт
Познавательная
Умения анализировать, сравнивать,
Любопытство, любознательность,
обобщать, осуществлять самоконтроль и
самооценку на предметном уровне,
решать творческие задачи
познавательный интерес,
познавательная активность,
усидчивость, произвольность,
самостоятельность, креативность
Ценностно-
смысловая
Умения выполнять обязанности,
ухаживать за животными, оказывать
посильную помощь взрослым,
сопереживать, положительно
относиться к людям, ставить себя на
место другого, видеть вещи с его
позиции
Социальный опыт, социальная
активность, доброта, честность,
милосердие, трудолюбие,
ответственность
Коммуникативная
Умения сотрудничать с детьми и
взрослыми, пользоваться вербальными и
невербальными средствами языка,
учитывать не только свою, но и чужую
точку зрения
Коммуникативность,
взаимопонимание,
взаимоподдержка, дружелюбие,
вежливость, эмпатия,
сотрудничество, толерантность
Общекультурная
Умения управлять своим поведением,
соблюдать правила игровой, предметной
и трудовой деятельности, выполнять
требования взрослых.
Аккуратность, вежливость,
бережливость, чистоплотность,
самопознание, самостоятельность
Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми. Проявление
сочувствия и заинтересованности к другим людям в различных ситуациях.
Терентьева
Н.П.
и
Звягина
О.Н.
выделяют
следующие
социальные
умения:
самопонимание,
настойчивость,
независимость, социальная чуткость, умение устанавливать дружеские связи, умение разрешать проблемы общения.
Самопонимание – заключается в том, что человек адекватно понимает свои достоинства и недостатки, в принятии
себя как индивидуальности, развитии позитивного образа «Я».
Настойчивость – понимается, как умение отстаивать собственное мнение, свои интересы, не вступая в конфликты.
Независимость – умение принимать решение, следовать собственным планам, готовность нести ответственность за
свои действия.
Социальная чуткость – умения распознавать и понимать нужды и чувства чужих людей, сотрудничать и оказывать
им помощь.
Умение устанавливать дружеские связи – состоит в умении общаться с другими людьми, разделять их интересы.
Умение разрешать проблемы общения – связано с умением выходить из трудных конфликтных ситуаций без
обращения к физической силе.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его
социализации, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Социальное развитие (социализация) - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-
культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений». Социальное развитие
ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа,
культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них
неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение
ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как
социального субъекта.
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной
педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии
педагогики.
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально - коммуникативные навыки.
Выделяют следующие группы социально - бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном
возрасте:
1. Навыки по уходу за собой: умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею,
уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом.
2. Навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола,
раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.
3. Элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы, сесть на стул, подниматься по
лестнице и т.д.
4. Навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить
для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.
5. Уход за помещением: умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и
выключить свет.
Возможности самореализации личности в общении, особенности ее поведения в различных ситуациях общения со
значимыми
другими
определяются
коммуникативными
качествами
личности.
Психологическим
базисом
коммуникативных качеств личности являются ее коммуникативные навыки, которые обеспечивают ее готовность строить
отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.
Таким образом, краткий обзор основных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие
выводы:
- социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-
индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное
открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
- дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности
по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
- компонентом социального развития дошкольника являются социальные навыки (социально - бытовые и
коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности дошкольников, в их общении со взрослыми и
сверстниками.
Составляющими категории «социокультурное развитие детей» являются понятия «развитие», «социальное
развитие», «культурное развитие», «детство».
Результаты проведенного категорийного анализа данных понятий, представленных в различных источниках,
позволили сформулировать рабочее определение понятия «социокультурное развитие детей»[22](ребенка) – процесс
индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его
в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и
качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем
усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.
Следовательно, социокультурное развитие детей связано со взаимодействием ребенка с людьми,
заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.),
которые передают свои знания, опыт, помогают ребенку понять и принять социально-культурные особенности своего
общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в
социально- культурной среде.
На основе индивидуальных особенностей и возможностей развиваются способности ребенка, происходит
овладение им теоретическими знаниями и практическими способами существования в данной среде и взаимодействия на
субъектно- объектном или субъектно-субъектном уровнях.
Социокультурное развитие осуществляется при активном участии взрослых в процессе различной деятельности
ребенка. В том числе таковой деятельностью является и игра.