Автор: Гребенькова Елена Георгиевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 73
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Этнокультурное воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Сценарий
«Педагогическое кафе»
Тема: «Этнокультурное воспитание дошкольников
средствами театрализованной деятельности»
Цель:
Повысить уровень педагогической компетентности
педагогического
коллектива,
используя
технологию
Мирового кафе.
Задачи:
1.Собрать информацию и организовать обмен мнениями,
рассмотрение различных точек зрения и разносторонних
подходов по заявленной проблеме.
2.Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Оформление помещения: в зале (комнате) столики,
накрытые скатертями, в центре каждого столика лежит лист
ватмана, стоят стаканы с фломастерами и маркерами,
паспарту «Кофейный этикет», лежат цветные стикеры
разного размера.
1.Приглашение. (Слайд 1)
Ведущий:
-Дорогие, коллеги! Приглашаем вас удобно
располагаться в нашем кафе.
Кафе необычное, оно носит название «Педагогическое
кафе ». Просим вас разделиться на три группы и занять
место за столиком.
2. Знакомство с правилами работы кафе.
- Обратите внимание на правила работы в нашем кафе -
«Кофейный этикет». Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими
правилами.
«Кофейный этикет»
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения,
размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне».
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и
нужно!
Получайте удовольствие!
- Предлагаю прослушать правила нашей работы. Я –
ведущая и буду направлять нашу работу. Вместе со мной
работают педагоги -модераторы нашего сообщества,
которые являются «хозяевами» столиков.
В ходе работы будет 3 раунда с переходом участников
за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за
своими столиками. Их задача – знакомить новых
участников обсуждения с результатами предыдущей
работы группы и фиксировать новые идеи.
На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы
ватмана). Предлагаем вам результаты обсуждения
оформить на них схемами, рисунками или диаграммами.
Записями высказываний. Приборы в нашем кафе – это
маркеры и фломастеры. Перед закрытием нашего кафе,
т.е. ровно через 40 минут, мы предоставим возможность
каждому столику презентовать ваши идеи и
перспективы дальнейшей работы по этому вопросу. У
каждого стола разные вопросы для обсуждения общей
темы.
3.Психологический настрой на работу «Как Вы встречаете
новый день»
Ведущий:
-За окном осенний день. Поделитесь, как вы встречаете
новый день, Какими средствами улучшаете свое
настроение
4. Постановка проблемы.
Ведущий:
Недавно среди педагогов нашего сада был проведен
опрос, который показал, что проблема, о которой мы
сегодня будем говорить, очень актуальна. И мы думаем,
что не только в нашем саду. Обсуждать эту проблему
предлагаем, используя технологию «Мировое кафе».
Вопрос, который мы сегодня обсуждаем
театрализованная деятельность в этнокультурном
воспитании дошкольников, конкретно поговорим о, целях.
формах работы обменяемся мнениями. В этой теплой и
непринужденной обстановке пусть каждый поделится
своими мыслями и идеями.
- Что такое этнокультурное воспитание и
театрализованная деятельность
- Начинаем работу в группах.
5.Групповая работа по столикам (По 10 минут).
Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос
и приглашает приступить к активному обсуждению.
1 столик
- Приветствую вас, дорогие гости, и приглашаю смело
высказываться. Свои мысли мы будем записывать на
стикеры и «скатерть». Прошу вас пользоваться
фломастерами или маркерами.
Вопросы:
1. Этнокультурное воспитание актуальность и проблемы
2. Цель, задачи
. Гости записывают на стикеры слова-понятия и
приклеивают их.
1-е гости: участники стола работают на «скатертях».
Записывают свои высказывания ответ на вопрос
2-е гости и 3-и гости стола работают на «скатертях».
Дополняют высказывания хозяин столика может
предложить гостям наклеивать свои высказывания в
разных частях ватмана.
2 столик
«Хозяин» встречает гостей.
-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости
этого стола высказали свои мнения, записали их на
скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас
есть по вопросу и дополнить свои высказывания,
которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас
пользоваться фломастерами или маркерами.
Вопрос:
1 Организация ППС театрализованной деятельности
в группах в рамках этнокультурного воспитания.
Примеры:
1
.Мини-музей краеведения
2.«Изба(курень)»- назначение: приобщение детей к истории родного края,
быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
5.Библиотека- назначение: приобщение к богатствам русской и
национальной литературы;
6.Центр познавательного развития- назначение: формирование 7.Уголки
7.«Полочки умных книг» в группах-
8.Уголки природы в группах-;
9.Экологические тропы на территории ДОУ- назначение: формирование
10.Музыкальный зал, музыкальный кабинет
11.Спорт уголок
2.Виды театра в развити Этнокультурного воспитания дошкольников.
Примеры:
-
стендовый театр
: на фланелеграфе, магнитный стендовый, теневой, стенд-книжка;
-
настольный театр
: плоскостной, магнитный настольный, из природного материала, театр
игрушки
(
готовый, самодельный: конусный, на стаканчиках и т.д.);
-
театр на руке
: пальчиковый, варежковый, перчаточный, теней;
-
верховой:
на ложках, бибабо, тростевые куклы;
-
напольный:
марионетки;
- театр живой куклы и театр актера: театр масок, платочные куклы, люди-
куклы, театр тантамаресок.
Театр динамических человечков, театр в сундучке.
Театр- Тантеморесок
1-е гости: участники стола разбалтывают «скатертях» модель
организации ППС с и записывают свои высказывания на
вопрос. (Модератор помогает).
2-е гости и 3-и гости стола работают на «скатертях» и
дополняют свои высказывания на вопросы.
3 столик
- Вопрос:
1. Методы и методические приемы театрализованной
деятельности
Основными методами являются следующие:
Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий,
сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и
чувства слушателей.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны
перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для
привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание)
зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
-Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с
которыми их необходимо познакомить.
-Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев
с различными чертами характера.
-Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их
одежды.
-Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения)
героев сказки на примере отдельных реплик.
Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания
обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
-Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на
основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего
расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
-Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
-Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных
знакомых людей.
-Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой
ситуации?»)
-Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка
комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду могут включать в
себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях
строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей
сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий(выразить
радость, страх и т.п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.
Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь,
подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки.
Из многообразии средств рекомендуется включать:
Специальные театральные этюды и упражнения;
Игры на превращения;
Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических
действий;
Ритмопластика;
Игры на развитие двигательных способностей;
Ритмический этюд;
Музыкально-пластические импровизации;
Жесты;
Артикуляционная гимнастика;
- зарядка для губ,
- зарядка для шеи,
- зарядка для языка.
Упражнения на дыхание;
Сочини сказку;
Придумай диалог;
Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
Скороговорки.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет
2. Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросу этнокультурного воспитания
дошкольников
посещение экскурсий;
организация семейного чтения;
коллективная работа по решению конкретной задачи;
совместная проектная деятельность;
вовлечение в образовательный процесс: открытые занятия, участие в них;
совместная культурно-досуговая деятельность: написание стихотворений,
участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей.
1-е гости: участники стола работают на «скатертях» предлагают и
записывают мысли и идеи (Модератор помогает).
2-е гости и 3-и гости: участники стола работают на «скатертях» дополняют
и записывают свои высказывания о сотрудничестве семьи и ДОУ
6.Подведение итогов работы.
После того, как все участники побывают за каждым столиком, группы
возвращаются к тому столику, где были первоначально. Теперь они
готовят итоговое выступление по своему вопросу, используя «скатерть».
Ведущий:
- Переходя от столика к столику, вы обменялись мнениями. А теперь
предлагаем вам познакомить друг друга со своими идеями и мыслями по
проблеме.
От каждого столика выходят по два человека и выступают. Представляя
ответы на вопросы.
7. Рефлексия
Ведущий:
1.
Принесла ли технология Мирового кафе пользу;
2.
Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
3.
Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
4.
Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность,
соотнести её с деятельностью коллег.
8.Заключительное слово.
Ведущий:
Притча о кофе
Приходит к отцу молодая девушка и говорит: - Отец, я устала, у меня такая
тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы,
я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне
делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой. В
одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, налил в чашку
кофе.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри -
твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое
и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь
изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных
обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться
и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- а кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой среде и
изменил ее – превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они
изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и
прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации. Эти особые люди
профессионалы своего дела - педагоги, то есть мы с вами.
Спасибо вам за работу, уважаемые коллеги!
Вывод
Театрализованная деятельность способствует развитию творческого
потенциала, умению владеть своими эмоциями, движениями, мимикой,
способствует развитию обогащенной выразительной речи, социальным и
коммуникативным проявлениями ребенка и всему этому дети учатся в
процессе творческой игры, в которой принимают участие даже самые
застенчивые.
Список использованной литературы.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского
сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.
2.Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к
театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33.
3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
4.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное
воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.
5.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского
сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей
старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. –
1994. - №4. – С.32-33. Маханева М.Д. 6.Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное
воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.