Автор: Терре Анна Сергеевна
Должность: Инструктор физической культуры
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 256" г. Новокузнецк
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк.
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Тема: Здоровье, физкультура.
Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация: статья посвящена актуальной теме здоровьесбережения.
Авторы
раскрывают
применяемую
в
своем
дошкольном
учреждении
здоровьесберегающую методику, включающую в себя такие формы и методы
работы, как физкультминутки, подвижные игры, упражнения на все группы
мышц и т.п.
Ключевые
слова:
здоровьесбережение,
дошкольники,
здоровьесберегающая методика.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает
не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное
благополучие. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если
мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только
в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут физически более
здоровы и развиты. Проблема физического развития остается одной из самых
значимых в современном обществе, так как увеличивается число детей с
заболеваниями опорно двигательного аппарата, с нарушениями остроты зрения
и остроты слуха, нервно-психическими, аллергическими и простудными
заболеваниями. Зная отклонения в здоровье детей, создавая необходимые
условия, мы стараемся полноценно развивать их физически, разрабатывая
эффективные
методики,
используя
различную
литературу,
а
также
нетрадиционное
оздоровление
дошкольников,
как
в
непосредственно
образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Перед каждой
организованной деятельностью создаем у детей положительный настрой, т.е. в
комплексе решаем задачи эмоционального развития, умственных способностей,
развитие
речи
и
двигательной
активности.
Все
виды
организованной
деятельности могут быть объединены одной сюжетной линией.
Однако главной задачей остается воспитание здорового ребенка и
подготовка его к школе. Поэтому мы включаем оздоровительные приемы в
образовательную и в свободную деятельность детей, такие как: упражнения на
расслабление и самомассаж; упражнения на развитие зрительно двигательной
координации; дыхательную и артикуляционную гимнастики; ритмические и
физические упражнения; упражнения на развитие различных эмоциональных
состояний; психогимнастика и пантомима, рассказывание стихов руками;
физкультминутки и подвижные игры; манипуляция пальцами рук и ног,
пальчиковые игры, элементы древних гимнастик и воздействие на БАТ и др.
На каждом НОД используем физкультурные (динамические) паузы,
связанные с тематикой занятия и включающие упражнения на все группы
мышц.
Например,
на
НОД
«Мамочка
моя»
можно
использовать
физкультминутку «Помощники»: Дружно помогаем маме, мы белье стираем
сами Раз, два, три, четыре – потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились.
Практикуем слушание сказок, сидя или лежа на ковре (на спине и животе),
расслабляя позвоночник, контролируем позу и осанку детей в течение дня.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии
Упражнения по охране зрения также используем с речитативами,
например, на занятиях по чтению «Федорино горе» уместно упражнение для
глаз «Любопытная Федора». На занятии «Зима» можно сосредоточить взгляд на
кружок, приклеенный к окну, а затем отвести взгляд вдаль – поискать на улице
снеговика или Деда Мороза.
Для упражнений по охране слуха используем материал из логоуголка
(ритмические карточки, колокольчики, шумовки, кубы и глухие звонки и т.д.).
Для предупреждения плоскостопия и снятия утомляемости широко
используем коврики с шипами и разнообразные тренажеры для ног. Охотно
дети ходят по «тропе здоровья». Она у нас бывает зимняя, летняя, весенняя и
осенняя. Идя по тропинке, детям даются разные задания: пройти по «мостику»,
перепрыгнуть через «ручеек», перелезть через «бревно» и т.д. в зависимости от
цели НОД. Организуя деятельность по развитию речи, уместно задать вопрос:
какая тропинка? Дети называют много прилагательных: каменистая, шершавая,
колючая, холодная, ребристая, мокрая, песчаная, узкая, широкая и т.д.
Пальчиковые упражнения, манипуляционные движения пальцами рук и
жестовые игры способствуют психическому развитию ребенка и развитию
мелкой моторики руки. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой
функцией, поэтому эти упражнения используем не только в образовательной
деятельности, но и в свободной деятельности. Хорошо проводить пальчиковую
гимнастику под народные игры, потешки, песенки и скороговорки, например,
при
изучении
фольклора.
Очень
нравится
детям
«помогать»
Золушке
перебирать смешанные крупы, выкладывать орнамент из бисера и круп. С
большим удовольствием они лепят из соленого теста, глины и пластилина,
выкладывают мозаику и пазлы. Все эти упражнения благотворно влияют не
только на развитие речи, но и подготавливают ребенка к письму.
На детей эффективно влияет психогимнастика и пантомима – снимается
утомляемость, наступает эмоциональное раскрепощение. Например, в конце
прогулки можно использовать этюды «Мы в лесу», «Я осенний листочек», «Я –
снежинка» и др. Проводимые этюды «Ночные звуки», «Ваське стыдно»,
«Зеркало» способствуют выражению чувства вины, изживанию страхов,
замкнутости, снимают напряжение.
Элементы древних гимнастик и воздействие на БАТ активно используются
с детьми на утренней гимнастике и гимнастике побудке. Позы «Священная
корова», «Кошечка», «Змея», «Птица перед полетом» и др. улучшают осанку
ребенка.
Дыхательная гимнастика проводится на воздухе или в проветренном
помещении: дети с удовольствием выдувают пену, пускают мыльные пузыри,
рассказывают стихи на выдохе, сдувают снежинки, «оживляют» бабочек,
стрекоз и жучков.
Все эти игры и упражнения, проводимые педагогами в тесном контакте с
узкими специалистами, медицинскими работниками и родителями дают
положительные результаты в оздоровлении и укреплении здоровья детей.