Напоминание

Здоровье, физкультура.


Автор: Терре Анна Сергеевна
Должность: Инструктор физической культуры
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 256" г. Новокузнецк
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк.
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Тема: Здоровье, физкультура.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: статья посвящена актуальной теме здоровьесбережения.

Авторы

раскрывают

применяемую

в

своем

дошкольном

учреждении

здоровьесберегающую методику, включающую в себя такие формы и методы

работы, как физкультминутки, подвижные игры, упражнения на все группы

мышц и т.п.

Ключевые

слова:

здоровьесбережение,

дошкольники,

здоровьесберегающая методика.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает

не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное

благополучие. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии

потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим

детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если

мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только

в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут физически более

здоровы и развиты. Проблема физического развития остается одной из самых

значимых в современном обществе, так как увеличивается число детей с

заболеваниями опорно двигательного аппарата, с нарушениями остроты зрения

и остроты слуха, нервно-психическими, аллергическими и простудными

заболеваниями. Зная отклонения в здоровье детей, создавая необходимые

условия, мы стараемся полноценно развивать их физически, разрабатывая

эффективные

методики,

используя

различную

литературу,

а

также

нетрадиционное

оздоровление

дошкольников,

как

в

непосредственно

образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Перед каждой

организованной деятельностью создаем у детей положительный настрой, т.е. в

комплексе решаем задачи эмоционального развития, умственных способностей,

развитие

речи

и

двигательной

активности.

Все

виды

организованной

деятельности могут быть объединены одной сюжетной линией.

Однако главной задачей остается воспитание здорового ребенка и

подготовка его к школе. Поэтому мы включаем оздоровительные приемы в

образовательную и в свободную деятельность детей, такие как: упражнения на

расслабление и самомассаж; упражнения на развитие зрительно двигательной

координации; дыхательную и артикуляционную гимнастики; ритмические и

физические упражнения; упражнения на развитие различных эмоциональных

состояний; психогимнастика и пантомима, рассказывание стихов руками;

физкультминутки и подвижные игры; манипуляция пальцами рук и ног,

пальчиковые игры, элементы древних гимнастик и воздействие на БАТ и др.

На каждом НОД используем физкультурные (динамические) паузы,

связанные с тематикой занятия и включающие упражнения на все группы

мышц.

Например,

на

НОД

«Мамочка

моя»

можно

использовать

физкультминутку «Помощники»: Дружно помогаем маме, мы белье стираем

сами Раз, два, три, четыре – потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились.

Практикуем слушание сказок, сидя или лежа на ковре (на спине и животе),

расслабляя позвоночник, контролируем позу и осанку детей в течение дня.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии

Упражнения по охране зрения также используем с речитативами,

например, на занятиях по чтению «Федорино горе» уместно упражнение для

глаз «Любопытная Федора». На занятии «Зима» можно сосредоточить взгляд на

кружок, приклеенный к окну, а затем отвести взгляд вдаль – поискать на улице

снеговика или Деда Мороза.

Для упражнений по охране слуха используем материал из логоуголка

(ритмические карточки, колокольчики, шумовки, кубы и глухие звонки и т.д.).

Для предупреждения плоскостопия и снятия утомляемости широко

используем коврики с шипами и разнообразные тренажеры для ног. Охотно

дети ходят по «тропе здоровья». Она у нас бывает зимняя, летняя, весенняя и

осенняя. Идя по тропинке, детям даются разные задания: пройти по «мостику»,

перепрыгнуть через «ручеек», перелезть через «бревно» и т.д. в зависимости от

цели НОД. Организуя деятельность по развитию речи, уместно задать вопрос:

какая тропинка? Дети называют много прилагательных: каменистая, шершавая,

колючая, холодная, ребристая, мокрая, песчаная, узкая, широкая и т.д.

Пальчиковые упражнения, манипуляционные движения пальцами рук и

жестовые игры способствуют психическому развитию ребенка и развитию

мелкой моторики руки. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой

функцией, поэтому эти упражнения используем не только в образовательной

деятельности, но и в свободной деятельности. Хорошо проводить пальчиковую

гимнастику под народные игры, потешки, песенки и скороговорки, например,

при

изучении

фольклора.

Очень

нравится

детям

«помогать»

Золушке

перебирать смешанные крупы, выкладывать орнамент из бисера и круп. С

большим удовольствием они лепят из соленого теста, глины и пластилина,

выкладывают мозаику и пазлы. Все эти упражнения благотворно влияют не

только на развитие речи, но и подготавливают ребенка к письму.

На детей эффективно влияет психогимнастика и пантомима – снимается

утомляемость, наступает эмоциональное раскрепощение. Например, в конце

прогулки можно использовать этюды «Мы в лесу», «Я осенний листочек», «Я –

снежинка» и др. Проводимые этюды «Ночные звуки», «Ваське стыдно»,

«Зеркало» способствуют выражению чувства вины, изживанию страхов,

замкнутости, снимают напряжение.

Элементы древних гимнастик и воздействие на БАТ активно используются

с детьми на утренней гимнастике и гимнастике побудке. Позы «Священная

корова», «Кошечка», «Змея», «Птица перед полетом» и др. улучшают осанку

ребенка.

Дыхательная гимнастика проводится на воздухе или в проветренном

помещении: дети с удовольствием выдувают пену, пускают мыльные пузыри,

рассказывают стихи на выдохе, сдувают снежинки, «оживляют» бабочек,

стрекоз и жучков.

Все эти игры и упражнения, проводимые педагогами в тесном контакте с

узкими специалистами, медицинскими работниками и родителями дают

положительные результаты в оздоровлении и укреплении здоровья детей.



В раздел образования